Генеалогическое древо

Содержание: Введение 4 Глава 1.О нравственно- патриотическом воспитании 7 1.1.Суть и значение нравственно-патриотического воспитания 7 1.2.Различные методы патриотического воспитания 9

Содержание:

Введение. 3

Глава 1.О нравственно- патриотическом воспитании. 6

1.1.Суть и значение нравственно-патриотического воспитания. 6

1.2.Различные методы патриотического воспитания. 8

Глава 2.Эффективность метода изучения истории семьи. 14

2.1. Суть метода связанного с изучением генеалогического древа. 14

2.2.Генеалогическое древо как метод, вовлечения семьи в воспитание ребенка17

Заключение. 19

Список литературы.. 25


Введение

Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение детей к традиционной отечественной культуре – проблема, которая меня начала волновать несколько лет назад.

Важность данного исследования заключается в том, что воспитание детей в современном российском обществе, в условиях экономического и политического реформирования стала острой проблемой на сегодняшний день.

Необходимость формирования высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества – все эти вопросы необходимо поднимать уже в дошкольном учреждении. Под крышей детского сада необходимо закладывать основы нравственно - патриотического воспитания молодежи, которые затем подхватят школа, институт, армия.

За последнее время, вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей, в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Проблемы патриотического воспитания в связи с изменением нравственных ориентиров общества определяют актуальность моей работы.

Нравственно - патриотического воспитание детей старшего дошкольного возраста должно обрести новые характеристики и подходы к решению, как основная часть целостного подхода социальной адаптации жизненного самоопределения и становления личности. Особое место в воспитании у ребенка чувства Родины занимает семья, его отношение к родным и близким: матери, отцу, дедушке и бабушке. Это корни, связывающие ребенка с родным домом и ближайшим окружением.

Семья – самый первый и самый важный коллектив, в который ребенок попадает сразу после появления на свет. Именно в семье он получает навыки, привычки, черты характера, которые остаются у него на всю жизнь и влияют на его судьбу. То, что приобретено в раннем детстве, изменить очень трудно. Почему? А потому что в семье человек растет и находится как минимум до16 – 25 лет. В окружении членов семьи ребенок растет, ходит в школу, получает какое-то образование. В семье у него идет формирование личности! И с каким багажом за плечами человек вступает во взрослую жизнь, зависит от того, что вложила в него семья.

Только взрослые члены семьи могут научить ребенка любить, заботиться о близких, привить трудолюбие, навыки к самообслуживанию, развить у ребенка активность, лидерские качества, способность проявлять инициативу, самодисциплину, способность сопереживать и, при необходимости, проявлять твердость и настойчивость и многие другие нужные и полезные в жизни качества характера и души.

Почему семья, часто, не может дать детям всего вышеперечисленного?

Дело в том, что семья может заложить в ребенка только то, что имеет сама. Полезные навыки, полезные традиции, полезные привычки – если семья этого ребенку не дала, то, скорее, она выступит в качестве отрицательного фактора, и у ребенка будет трудная судьба.

Порочный круг заключается в том, что и родители, и бабушки с дедушками вышли из своих семей и вынесли оттуда все, что успела вложить в них их семья, где они родились и выросли. Весь этот багаж, плюс жизненный опыт, они передали своим детям, а дети– внукам.

Но в каждую семью, как известно, время от времени вливаются новые люди, из других семей, (кто-то женится, или выходит замуж), в которых были иные традиции, царили совершенно другие привычки и навыки. То есть появляются новые члены семьи, которые могут изменять или даже нарушать старые устои. Это часто является причиной семейных конфликтов, в которые непременно вовлекаются и дети.

Применение метода изучения генеалогического древа в воспитании детей старшего дошкольного возраста и будет основной цельюмоей работы.

Объект - нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет- формирование нравственно-патриотического воспитания при помощи построения генеалогического древа.

Задачи которые стоят перед нами - это определение сути нравственно- патриотического воспитания дошкольников, применение метода изучения истории семьи, определение новизны и эффективности этого метода воспитания. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач имеет семья, выдвинем гипотезу о том, что метод построения генеалогического древа является эффективным методом нравственно-патриотического воспитания. Учитывая это, можно с полным правом предположить, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических чувств ребенка. Для подтверждения нашей гипотезы проанализируем основные методы нравственно-патриотического воспитания дошкольника.


Глава 1.О нравственно- патриотическом воспитании

1.1.Суть и значение нравственно-патриотического воспитания

Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного и младшего школьного возраста определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма[1] .

Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.) можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Что может включать в себя понятие «патриотизм»?

Это, прежде всего любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя истинным сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства[2] .

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям[3] .


1.2.Различные методы патриотического воспитания

Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного процесса можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств. Методом воспитания является система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна[4] . Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности. Проанализируем различные методы воспитания малыша. В базовую структуру воспитания личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический[5] .

Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы. Эти методы могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Однако его психолого-педагогический эффект не только в приспособленческой деятельности. Он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у «образца». Особое значение имеет личный пример воспитателя. Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости от авторитета педагога. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С.Макаренко[6] .

Следующий метод воспитания – приучение. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.

Ценностный метод характеризует ценностную направленность личности. Ценности выступают, как система координат, которая необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение личностной самооценки, равенства людей в их стремлении к достойной жизни.

Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая, являясь социально-нравственной категорией, отражает потребности, мотивы, интересы, установки, связанные с гражданско-патриотической культурой и выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к духовному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству. В процессе работы с детьми по патриотическому воспитанию решаются задачи эстетического и нравственного воспитания: слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о труде соотечественников, о природе родной страны. Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира[7] .

Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания.

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Детский сад – это учреждение, в котором воплощены традиции своего края. Уклад жизни своего народа, города впитывается дошкольниками. Очень важно научить с ранних лет постигать культуру народа, показать этот сказочный и добрый мир. Как с детства привить ребенку чувство красоты и неповторимости малой родины, вложить в крохотные ладони кисть или кусочек глины и научить создавать маленькое чудо, сказку своими руками. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей. Формируя начала патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, воспитатель прививает им уважение к ветеранам войны и труда:

– проводит беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны;

– устраивает тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов, ветеранов труда, ветеранов России.

Любой наш ребенок должен чувствовать, что детский сад – это второй дом. А этот дом надо хорошо знать и быть в нем хозяином. Если же дети сами являются созидателями, участниками оформления детского сада, одно это способно пробуждать первые гражданские чувства.

- Развивает поисковое поведение у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам[8] .

Средства реализации поставленных задач:

- развивающая предметно – пространственная среда;

- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение). Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Од бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало[9] ;

- метод детских проектов. В работе по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо особое место уделять русской народной культуре, т.к. представления детей старшего дошкольного возраста о русской культуре отрывочны и поверхностны. Для этого, необходимо широко использовать фольклор: (сказки, песни, потешки, народные игры, пословицы и поговорки и т.д.). В фольклорных произведениях видна национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие[10] .

Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод тематических воспитательных проектов.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням[11] .

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях,- это безусловно определяет достаточную новизну, исследуемого нами метода воспитания[12] .

Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства. Метод изучения генеалогического древа актуален и очень эффективен.

Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

Во-вторых, данный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи[13] .


Глава 2.Эффективность метода изучения истории семьи

2.1. Суть метода связанного с изучением генеалогического древа

В начале нашей работы мы выдвинули гипотезу о том, что метод изучения ребенком генеалогического древа своей семьи, является одним из наиболее эффективных методов нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для доказательства гипотезы исследуем суть данного метода, определим цели и задачи которые ставятся перед ребенком и способы решения этих задач.

При рассмотрении семейной генеалогии задача заключается в построении дерева линий родства, идущих от общих предков, причем в центр всей системы отсчета помещается не ЭГО какого-либо члена семьи, а та прародительская семья, о предшественниках которой нет никаких сведений. Цель генеалогического исследования состоит в восстановлении прошлого семьи, в изображении жизненного пути семейных поколений, связанных линиями происхождения по прямому родству[14] .

Основу данного метода определяет укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения. генеалогический метод оказывается как бы новым измерением семейного цикла жизни, но не отдельной репродуктивной семьи, а целого ряда их, связанных общим происхождением. Однако не ради умножения исторических экспонатов реконструируются родословные, как говорил И.С. Аксаков,- память о своих предках, чувство рода - чувство историческое. Если история это народное самосознание, то безусловно, генеалогия семьи как семейное самосознание есть ось истории народной[15] . Увы, сегодня, как и во времена Аксакова, приходится признать, что у нас большей частью о предках своих ничего не знают, преданий рода не уважают, русской истории не ведают, семейной старины не ценят. Генеалогическое исследование семьи обретает статус самостоятельного направления, где главной задачей становится наблюдение посредством генеалогических данных за самой историей сохранения и длительного существования семейного рода, фамилии, межсемейной преемственности. При этом упор делается на семейных преданиях, былях, мифах, на трактовках генеалогической истории разными членами семьи в целях понимания, скорее, настоящего, чем прошлого[16] .

Задачи, которые воспитатель ставит воспитанникам:

Развивать интерес к своим близким, друзьям.

Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.

Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.

Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.

Для решения этих задач с детьми можно проводить такие мероприятия, как:

1.Мой младший брат, сестра. Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.

Моя семья. Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. Папа и дедушка- мужчины, брат- мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка- женщины, сестра- девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают.

Составление генеалогического древа.

Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах. Каким я был, каким я стану. Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию[17] .

Для реализации этого проекта важна деятельность воспитателя. Очень важна работа в контакте с родителями воспитанников. Подбор педагогической и детской литературы. Составление картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости») Составление памяток для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками.

Составление конспектов занятий, бесед («Авторитет любви», «Бабушка, я сам», «Растим читателя», «Поиграй со мной, бабуля»), литературных вечеров и праздников. Смотр-конкурс «Фотографии из семейного альбома». Празднования Дня пожилого человека.

Составление генеалогического древа каждой семьи. Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». Совместная деятельность детей и родителей. Досуги «Бабушкин сундучок»[18] .

Ожидаемые результаты:

Уважение и почитание людей старшего поколения

Установление контакта со старшими членами семьи, нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми, которые и определят в конечном итоге эффективность метода.


2.2.Генеалогическое древо как метод, вовлечения семьи в воспитание ребенка

Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в Законе РФ «Об образовании». Именно родители должны быть первыми педагогами, они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка. Главная особенность семейного воспитания носит эмоциональный, интимный характер отношений. Родительство - многогранный феномен. Необходимо формирование родительской компетентности, то есть умение использовать разнообразные методы общения с ребенком. Неблагоприятные факторы семейного воспитании, такие как отсутствие единых требований к ребенку, непоследовательность, отрицательный пример взрослых, стремление родителей создать условия для себя, наличие в семье одного ребенка приводит к нарушению поло-ролевого развития. Взаимодействие с родителями по вопросу изучения генеалогического древа способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в вовлечении кого-либо из родителей в поиск документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного метода.

Народная мудрость гласит: "Без корня и полынь не растет", поэтому трудно переоценить важность практической работы по сбору материалов о родословной семьи.

С помощью альбома-пособия, где имеются задания для детей и родителей, необходимо подготовить ребятишек к выполнению первого задания. Дети знакомятся с происхождением имен и фамилий, в словарях и справочниках находят материалы. Выполняя задания, дети писали о себе, своих родителях, братьях и сестрах, о своих любимых бабушках и дедушках.

Узнав много интересного о своих родственниках, выяснив их звания и титулы, дети вместе с родителями рисуют генеалогическое древо - древо жизни каждой семьи[19] .

Составив свою родословную, нарисовав генеалогическое древо, учатся затем сочинять свои фамильные гербы и девизы. На поле щита рисуют то, что больше всего подходит к их семье: кто-то изображает свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение. Все владельцы герба должны иметь фамильные девизы. Найти подходящий девиз помогают пословицы: "Век живи - век учись", "Терпение и труд все перетрут", "Под лежачий камень вода не течет" и др. Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками. Попробуем сформулировать, что же такое семейные ценности. Это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только ему.

К сожалению, практика показывает, что у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.

В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи[20] .

Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников и младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между родителями и ребенком с одной стороны и родителями и воспитателями с другой. Изучив многие программы мы пришли к выводу, что необходимо более глубоко остановиться на проблеме, изучения истории рода так как проблема эта стоит особенно остро, малыши не должны вырасти в «Иванов не помнящих родства». Постановления правительства и президента Российской Федерации направлены на поддержку семей, увеличение рождаемости в России.

В выполнении задач определенных в этих документах, метод изучения ребенком своего генеалогического древа занимает одно из ведущих, если не ведущее место. Отчасти именно потому что вовлекает в процесс нравственно-патриотического воспитания огромный круг родственников малыша.

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов.

Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям.

Необходимым условием установления единства детского сада и семьи в нравственном воспитании детей является знание родителями программы нравственного воспитания и методики его осуществления в детском саду. Не менее важно, чтобы они правильно оценивали уровень морального развития своих детей, видели положительные и отрицательные их черты, понимали причины появления последних и пути преодоления их.

Работа воспитателя с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей. Она также включает изучение системы нравственного воспитания в каждой семье. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатель оказывает им необходимую помощь советами, рекомендациями. При этом его внимание должно быть сосредоточено прежде всего на воспитании у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, любви к Родине.

Беседуя с родителями об условиях и методах нравственного воспитания в семье, педагог специально разъясняет роль личного примера родителей, значение семейных праздников и традиций.

Надо добиваться, чтобы в каждой семье поняли необходимость требовательной любви к детям, уважения к ним, соблюдали разумную меру в использовании поощрений и наказаний. Советы и рекомендации, которые воспитатели дают родителям, должны быть теоретически обоснованными и одновременно конкретными.

Надо убедить их в воспитательной ценности семейных чтений, слушания музыки, исполнения любимых песен, приглашения к ребенку его друзей, организации игр, развлечений.

Убедительной формой педагогической пропаганды является просмотр и обсуждение с родителями кинофильмов о воспитании («Однажды солгав», «Ничему плохому не учили», «Мама заболела» и др.).

Целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень нравственного развития их детей, отмечая сдвиги, выделяя конкретные задачи для совместного их решения.

Результатом работы, проводимой воспитателями с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны.

Заключение

Основная задача нравственно-патриотического воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду.

В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране - более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными.

Ребенок часто вынужден задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще, о дозволенном и недозволенном. К этому он побуждается самими жизненными обстоятельствами. В сказках и былинах герой оказывается на развилке дорог, каждая из которых сулит ему вещи, весьма привлекательные (красивую жену, богатство, славу и т.д.), но ему необходимо выбрать что-то одно. Подобная ситуация является отнюдь не вымышленной. Она глубоко жизненная. Человек на всю жизнь обречен на муки выбора. Ребенок, разбивший чашку, должен решить очень сложную для него задачу: сообщить об этом родителям или нет. Он хотел бы остаться честным и в тоже время избежать родительского гнева. Но сделать, то и другое невозможно - надо остановиться на одном.

На развитие и закрепление у дошкольника нравственных начал направлены все те методики которые мы осветили в проведенном исследовании. Однако необходимо заметить что только метод изучения ребенком генеалогии рода объединяет и эффективно вовлекает семью ребенка в воспитательный процесс, что делает его наиболее привлекательным для ребенка, и как следствие наиболее эффективным.

Интересное мнение высказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считающий неправильным пренебрежение большинства россиян к собственным родословным.

"Опросы показывают, что граждане сегодня не знают не только об отечественной истории, но и о своем генеалогическом древе. Если первое еще можно отнести к изъянам образования, то второе-то к чему можно отнести!" – сказал патриарх Кирилл на открытии XVIII Рождественских образовательных чтений в Государственном Кремлевском дворце.

По словам Патриарха, у большинства людей знания о себе и своей семье обычно не простираются далее третьего поколения, то есть дедушки и бабушки. Он привел данные опросов, согласно которым лишь 7% россиян положительно отвечают на вопрос о том, составлялась ли в их семье родословная. 38% заявляют, что некому было им рассказывать об их предках, а 48% признаются, что этот вопрос для их семьи всегда был безразличен, и к нему относились равнодушно.

"Но мы никогда не поймем, куда и зачем идти, пока мы не поймем, как и здесь-то мы оказались", - подчеркивает патриарх Кирилл. Патриарх считает такое обесценивание исторической памяти, когда "девальвируется историческая преемственность поколений", негативным влиянием современной массовой культуры, призывающей человека поклоняться все новым и новым идеалам.

Стоит ли удивляться отсутствию гражданственности, патриотизма, доброжелательности, взаимовыручки и чуткости в отношениях у значительной части населения современной России, особенно молодежи. Эйфория вседозволенности, отсутствие нравственных «тормозов», размытость представлений о собственном месте способствует неуклонному распространению среди молодого поколения алкоголизма, наркомании, примитивности в чувствах и мышлении и т.п.

Рабочей гипотезой нашего исследования было то, что метод составления истории рода является наиболее интересным и новаторским методом нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В моей работе состоящей из двух глав мы постарались раскрыть суть данного метода.

Первая глава озаглавленная «О нравственно - патриотическом воспитании» состоит из двух параграфов, в первом исследуется проблема нравственно-патриотического воспитания в целом. Второй параграф кратко рассматривает многообразие методов и определяет задачи и цели которые ставятся перед воспитателем применением того, либо иного метода.

В исследовании приведены результаты выполнения этих целей и задач.

Глава вторая «Эффективность метода изучения истории семьи», Содержит описание метода генеалогического изучения, анализирует сущность данного метода. Дает сравнительную характеристику метода и эффективность его применения. Во втором параграфе дается оценка генеалогического метода, как объединяющего звена между ДОУ и семьёй, отмечено основное отличие метода от других методик, которые используются в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольника. Проведя наше исследование мы подробно проанализировали методы нравственно-патриотического воспитания, тем самым решив одну из задач поставленных перед началом работы. Подробно рассмотрен метод построения ребенком генеалогического древа своей семьи, определены его отличительные черты, тем самым выполнив задачу нашего исследования.


Список литературы :

1. Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987.

2. Захаров А.И. Семейное воспитание и его дефекты.- Социальная психология личности. Л.1974.

3. Зеленова. Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников : методические рекомендации / Н. Г. Зеленова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.

4. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / М. Д. Маханева. – М., 2004, 135 с.

5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Сост. Н. А. Арапова. – Пискарева. – М., 2005, 136 с.

6. Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с.

7. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / М. Ю. Новицкая. – М., 2003, 137 с.

8. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999. – 256с.

9. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.


[1] Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999. – 256с.

[2] Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с.

[3] Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С. Ки-селева [и др.] – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.

[4] Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / М. Д. Маханева. – М., 2004, 135 с.

[5] Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

[6] Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Сост. Н. А. Арапова. – Пискарева. – М., 2005, 136 с.

[7] Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / М. Ю. Новицкая. – М., 2003, 137 с.

[8] Зеленова. Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников : методические рекомендации / Н. Г. Зеленова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.

[9] Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Сост. Н. А. Арапова. – Пискарева. – М., 2005, 136 с.

[10] Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987.

[11] Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / М. Ю. Новицкая. М., 2003, -с.137

[12] Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с.

[13] Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999. – 256с.

[14] Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / М. Д. Маханева. – М., 2004, 135 с.

[15] Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 241.

[16] Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / М. Д. Маханева. – М., 2004, 135 с.

[17] Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / М. Ю. Новицкая. – М., 2003, 137 с.

[18] Захаров А.И. Семейное воспитание и его дефекты.- Социальная психология личности. Л.1974. с. 104.

[19] Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

[20] Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с.