Классические и современные теории о сущности государства

Классические теории о сущности государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, психологическая, органическая, ирригационная. Современные теории: либертарно-юридическая, патримониальная, патерналистская и теологическая.

Содержание

Введение

Глава 1. Классические теории о сущности государства

1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства

1.2 Классические теории о сущности государства

Глава 2. Современные теории о сущности государства

2.1 Либертарно - юридическая теория

2.2 Патримониальная теория

2.3 Патерналистская теория

2.4 Теологическая теория в условиях современности

Заключение

Список используемых нормативно-правовых актов

Список используемой литературы


Введение

сущность государство классическая современная теория

Тема моей курсовой работы – «Классические и современные теории о сущности государства». Я выбрала данную тему, потому что рассуждая о теориях происхождения государства, я столкнусь с различными точками зрения и вариантами ответа на один и тот же вопрос.

Существует множество теорий происхождения государства. Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Что же вообще такое « Теории происхождения государства»? Теории происхождения государства – это теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия причины возникновения государства. Теории происхождения государства входят в предмет исследования науки – теория государства и права. Теория государства и права – это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно – правовой действительности.[1] Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо научиться различать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практические знания. Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

В своей работе я считаю необходимым раскрыть классические теории, такие как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, психологическая, органическая, ирригационная и современные теории: либертарно – юридическую, патримониальную, патерналистскую и теологическую теорию в условиях современности.

Предметами рассмотрения в моей курсовой работе выступают традиционные и современные теории происхождения государства, а также их особенности и объяснение, почему та или иная теория утопична.

Объектом моей работы будет исследование, рассмотрение и анализ выбранных мною теорий.

Что же касается методов, используемых в моей курсовой работе, то это такие методы[2] , как:

историзм (исторический подход позволяет рассматривать государственные и правовые явления в развитии, позволяет определять основные этапы развития, позволяет вскрыть причины их происхождения).

анализ (позволяет выявить структуру государства и права, систематизировать и уточнять знания и представления от исследуемых правовых явлений).

синтез (суть - в результате анализа различных свойств правовых явлений выбирается главное целое).

метод сравнения (по средствам его исследуются аналогичные сходные институты нескольких государств и систем права).

гипотеза (научные предположение, выдвигаемое для объяснений какого-либо явления, требующего проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научным открытием).

плюрализм (позволяет учитывать различные научные представления о возникновении государства и права).

Глава1 Классические теории о сущности происхождения государства

1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства

Ряд ученых – мыслителей придерживались различных точек зрения и выдвигали свои теории по изучению вопроса происхождения государства. Сформировалась целая плеяда философских теорий, каждая из которых имеет свои зерна, позитивные моменты, но вместе с тем в них есть и слабые стороны, за которые можно критиковать ту или иную теорию.

Каждая из десяти теорий, которые я буду рассматривать в своей курсовой работе, утопична.

Но они являются обязательными по прохождению в дисциплине «Теория государства и права», поэтому к каждой теории я кратко расскажу, кто её основатель, когда она возникла, коротко её суть и почему та или иная теория не имела места быть, то есть была утопична.

Но прежде чем говорить о самих теориях государства надо сначала сказать, что такое государство, рассказать о его признаках и предпосылках его образования.

Государство[3] – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, оно издает юридически обязательные веления, которые называются нормы права , имеет специальный аппарат управления и принуждения и обладает суверенитетом[4] .

Государство, на какой бы определенной ступени общественного развития оно не находилось, на более ранних или более поздних ступенях развития, всем государствам истории и современности присущи общие признаки[5] :

1)Государство и государственная власть распространяются на все население и в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения определяется принадлежностью к определенному гражданству государства и установлению пространственных пределов – государственной границы. Сама территория не порождает государства, она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.

2)Государство располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Например: армия, полиция, чиновники и т.д.

3)Государство обладает суверенитетом. Суверенитет – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости ветвей власти на всей территории, а так же в сфере межгосударственных отношений. Суверенитет бывает двух видов: суверенитет народа – он означает его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав государственных органов или контролировать деятельность этих органов. Национальный суверенитет – это право каждой нации, проживающей на территории данного государства в данном случае Федерации на самоопределение, выход из состава Федерации и образование самостоятельного государства.

4)Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом и принимать решение.

5)Легальность власти. Юридическое обоснование власти, т.е. официально власть закреплена в Конституции РФ.

6)Легитимность власти. Качество взаимоотношения власти и подвластных, т.е. насколько интересы народа воплотились в решениях и действиях государственной власти.

Будучи главной управленческой силой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, т.е. учета и координации интересов различных групп населения. В деятельности государства на первый план начинают вступать такие правовые институты как: разделение властей, верховенство закона, плюрализм мнений, высокая роль суда, преодоление социальных разногласий.

Существенно изменяется роль государства и на международной арене, которая требует взаимных уступок, разумных договоренностей, сохранение мира, предотвращение вооруженных конфликтов. Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как социальное и правовое государство.

Каковы же были предпосылки образования государства? Важную роль к формированию предпосылок возникновения государства сыграло общественное разделение труда, которое впоследствии дало толчок росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продуктов, чем необходимо ему для жизни, в результате этого появился избыточный продукт, а это ведет к возникновению частной собственности. В результате появились богатые и бедные. В таких экономических условиях был необходим властный орган, который смог бы обеспечить преимущество интересов одних над другими. Такой организацией, выделившейся из общества и сосредоточившей власть в своих руках и стало государство.

1.2 Классические теории о сущности государства

Итак, одной из древнейших теорий происхождения государства была теологическая теория[6] . Но наиболее широкое распространение она получила в эпоху Средневековья и была направлена на обоснование превосходства церковной власти на светской властью. Основоположником теологической теории государства считается Фома Аквинский, а позже у него были и сподвижники (Жорж Марител, Давид Мерсье…).

Согласно теологическим учениям, государство служило воплощением божественного провидения, и потому государственная власть вечна, и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Начиная с IX-X вв. формируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства Богом были даны два меча – церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой власти монарха, напротив, утверждали, что короли и цари получили свой меч непосредственно от Бога.

Эта теория утопична, т.к. она не позволила определить и усовершенствовать форму государства, улучшить государственное устройство, поэтому эта теория недоказуема, т.к. построена на вере в Бога.

Патриархальная теория[7] – представители: Аристотель, Филлер, Михайловский. Эта теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Люди – это существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей приводит к образованию государства, а власть государя – это продолжение власти отца в семье, который выступает неограниченно. Как и в семье – отец, так и государь не выбирается, не смещается подданными людьми, т.к. они все его дети. Положительными чертами патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности первый в России последователь патриархальной теории, русский социолог Н.К.Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

Утопия этой теории в том, что ее представители упрощают процесс происхождения государства и, по сути, заменяют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории как «отец» и «члены семьи» отождествляются понятиями «государь» и «подданные».

Согласно договорной теории[8] государство возникло в результате заключения общественно договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.

Эта теория получила распространение в XVII-XVIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А.Н.Радищев и др.

На основе этой теории граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, они имеют право на защиту своей свободы, а в случае злоупотребления властью правителями граждане могут расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

Значение договорной теории в том, что она является крупным шагом вперед в познании сущности государства, т.к. она порывала с религиозными представителями о происхождении государственности, но слабым звеном этой теории являлась недооценка в происхождении государства таких объективных факторов как социально – экономические и военно-политические факторы.

Теория насилия[9] возникла в XIX-XX вв. её представителями были Каутский, Дюринг и Гумпилович.

Эта теория объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Представитель теории насилия К.Каутский утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными. Плюсы данной теории заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государства. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические. Эта теория так же утопична, как и предыдущие.

Психологическая теория[10] . Основоположники: Петрожицкий, Тарда, Фрейд. Суть данной теории заключается в том, что проявление государственности связывали представители с особыми свойствами человеческой психики: потребность одних людей во власти над другими людьми, а у других – стремление подчиняться и подражать им. Именно из такой власти и возникает власть государственная.

В любом обществе существуют лица, которые не согласны с властью и проявляют недовольство, а для того, что бы удержать в повиновении личность и возникает для этого государство, т.е. по их мнению, государство – это продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями и пассивной массой людей. Плюсы данной теории заключаются в том, что психологические закономерности - важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться причинами образования государства, т.к. психика человека формируется под влиянием внешних (социально-экономических факторов).

Психологическая теория так же утопична, потому что она содержит некоторые негативные факторы, т.е. так же не вскрывает объективные факторы.

В середине XIX в. возникла марксистская (классовая) теория[11] . Её представили такие личности как: Маркс, Энгельс и Ленин. Основные постулаты этой теории изложены в популярнейших работах К. Маркса Ф. Энгельса. Они впервые объясняли возникновение государства, основываясь на социально – экономических причинах: общественное разделение труда, появление прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами – это объективный результат, в результате чего возникает государство, т.е. сосредотачивает власть у экономически господствующей верхушки, располагающей специальными средствами подавления и управления, что сдерживало бы противоборство этих классов.

Таким образом, суть этой теории в том, что государство зарождается в результате раскола общества на экономически неравные классы.

Ярким представителем органической теории[12] был английский мыслитель XIX в. Г. Спенсер. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходства и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых общих закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство – результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.

Ирригационную теорию[13] обосновал немецкий ученый К.Виттфогель. в своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в засушливых районах. И действительно, в первых городах – государствах Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали, как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и т.д.

Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Выводом по первой главе можно считать тот факт, что существует множество подходов к объяснению процесса происхождения государства, которые основывались и основываются на одном определяющем факторе. Но большинство современных ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства с каким – то одним фактором, что именно комплекс причин, объективных процессов, происходивших в обществе, обусловил появление государственной организации.

Глава 2 Современные теории о сущности государства

2.1 Либертарно - юридическая теория

Естественно в прошлом было представлено много теорий о происхождении и сущности государства, но ученые – юристы не останавливались на достигнутом. В каждую временную эпоху или особо значимый период времени человеческому обозреванию предоставлялись все новые и новые теории о сущности и происхождении государства.

В 1990-2000 годах ученые подтвердили новую теорию, которую назвали либертарно – юридической. Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы – это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Причины и условия, породившие право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Возникновение права – весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты (ПА) рабовладельческой и феодальной эпох.

Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

На процесс возникновения права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно – исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно - религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и так далее). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).

Возвращаясь к характеристике либертарно – юридической теории нельзя не вспомнить об определении права и его признаков, потому что право является одной из основных характеристик этой теории, а вторую основную характеристику – государство – я рассмотрела в первой главе.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития, юридически оно оформляется в государственно – организованном обществе.

Право [14] - в юридическом смысле это система общеобязательных формально определенных юридических норм, которые выражают волю народа или общества в целом, устанавливаемое и обеспечиваемое государством.

Так же выделяются следующие признаки права[15] :

1) Нормативность , т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права (НП) закрепляются эталон, масштаб модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2) Общеобязательность , т.е. НП[16] обязательны для всех членов общества, и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3) Формальная определенность . Это означает, что НП всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму – законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, т.е. не имеющим юридической силы.

4) Неперсонифицированность , т.е. отсутствие адресата. НП адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

5) Право выражает волю народа .

6) Право устанавливается и обеспечивается государством .

2.2 Патримониальная теория

Вторая современная теория о сущности и происхождении государства, которую я рассмотрю в своей курсовой работе, будет патримониальная теория[17] .

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

С древних времен пошло так, что землей обладал не каждый, а только состоятельные люди. Земля покупалась сразу с людьми, проживающими и работающими на ней. И власть собственника земли распространялась на «его рабов», т.е. крестьян. Крестьяне были обязаны соблюдать, сохранять и чтить законы и значимые желания и повеления их «хозяина», на чьей земле они проживали. Мнение низшего сословия не интересовало высшие сословия, и не важно хотели ли крестьяне трудиться на этого феодала, который их покупал, или не хотели. Исполнение воли «хозяина» не обсуждалось и выполнялось беспрекословно.

За невыполнение приказа или его обсуждение, раба или крестьянина (в зависимости от страны, о которой будет идти речь) могли забить камнями, лишить земли и места проживания. Всем известно, что на Руси крестьянские семьи имели много детей, и терять кормильцу работу никак было нельзя, поэтому крестьяне соглашались на любые условия, отношения и обращения которым они подвергались.

2.3 Патерналистская теория

Патерналистская теория[18] возникла от слова патер - отец. В этой теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.

Суть данной теории похожа на патриархальную теорию, только в патриархальной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. Полагаясь на Библию, Р.Филмер делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. А в патерналистской теории государство приравнивается к понятию «семья».

2.4 Теологическая теория в условиях современности

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Мартен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счете, именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

В настоящее время теологической теории придерживаются верующие в Бога люди. Атеисты же примут какую угодно любую другую теорию только бы теологическую.

Служители церкви так же придерживаются теологической теории[19] , потому что именно Бог сотворил землю, животных, растения и прочее, что населяет и обитает на «земле грешной».

Государство зародилось по велению Божьему, именно Бог дал нам законы – «заповеди Христовы». Если вникнуть в историю и проанализировать эти девять заповедей, то можно увидеть, что соблюдая эти заповеди, мы не будем нарушать свободу других граждан, причинять вред и боль людям, и все это сводится к тому, что Бог сотворил правовое государство, только управляет им не сам он, а человек, которого он послал на землю для управления.

Какова же социальная сущность правового государства? Социальная сущность правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре внимания находится человек. Именно поэтому в 1991году Верховным Советом РФ принимается Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Из этого можно сделать вывод, что государство признает приоритет прав и свобод человек, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государства[20] .

На долю правового государства выпало много характеристик ученых -философов различных эпох[21] .

I период - Древние мыслители античности.

«Правовое государство – это наиболее разумная и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. »

II период - Период рождения феодализма.

« Цель правового государства – обеспечение каждому свободного использования имущества и безопасности. »

III период – Период ранних буржуазных революций[22] .

Спиноза:

« Правовое государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение его жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу. »

Локк:

«Задача правового государства – обеспечить свободу каждого, следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон. »

Монтескье:

«Свобода – есть право делать все, что дозволено законом»

Кант:

«Правовое государство-это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. »

Гегель:

«правовое государство – наиболее современная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе. »

Итак, правовое государство в своей деятельности связано и ограничено правом, поскольку стоит под правом, а не вне и не над ним.

Во второй главе я рассмотрела наиболее яркие современные теории о сущности государства.

На примере патерналистской теории видно, что учения, мысли и выводы ученых прошлых временных лет оказывали огромное влияние на наших современников, которые жили в XX-XXI веках.

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела такие теории, как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, психологическая, классовая, органическая, ирригационная, либертарно – юридическая, патримониальная, патерналистская и теологическая теория в условиях современности.

В каждой теории кратко изложена ее суть, основоположник и его последователи, где эта теория имела свое зарождение и в какой исторический период.

Прежде чем говорить о самих теориях я дала определение государству, рассказала его признаки и причинный путь его формирования, потому что такое понятие как «государство» и понятие «право» имеют огромное значение, и они взаимосвязаны с теориями их сущности и происхождения.

Без государства и права не было бы никаких теорий, следовательно и не о чем было бы писать курсовую работу.

Главной задачей курсовой работы было рассмотрение теорий. Именно эти задачи и преследует данная работа. Она содержит основы теории государства и права с пояснениями. В работе рассмотрены широкоизвестные теории и менее известные.

После каждой главы приводится краткий вывод по написанному.

Помимо теоретических данных в моей работе представлены изречения философов – юристов к той или иной теме или теории. Чтение лишь теоретических данных трудно воспринимается и понимается читателем и слушателем. Поэтому я затронула мнения современников, и язык, которым написана курсовая доступен для читателей различных учебных заведений.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся сущности и происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, теориях и характере происхождения государства. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

Такой плюрализм различных мнений в основании и сущности государства вызван традициями и почитаниями различных стран. Потому что идея той или иной теории о сущности и происхождения государства зависит не только от временных рамок, в которые она была осмыслена и выдвинута в свет, но и в зависимости от законов и порядка в стране.

Любая наука стремится найти определенный способ, средства и классификации изучаемых ею явлений, которые могли бы позволить свести все многообразие к определенному единству и выявить закономерности.

Но все же в некоторых странах, как мне кажется, имеет место быть лишь одна теория. Я имею ввиду мусульманские страны. Главный признак этих стран – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда и в них нужно верить и строго соблюдать. Источником религиозно – нравственных норм и ценностей является Коран.

Коран[23] – это священное писание мусульман, он состоит из текстов поучений, произнесенных пророком Мухаммедом в городах Мекке и Медине в 610 – 632 гг. Полный текст Корана впервые был записан при третьем преемнике Мухаммеда (главы всех мусульман) халифе Османе (644-656). Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на отдельные стихи (аяты). Согласно мусульманской традиции, текст Корана был продиктован пророку Мухаммеду ангелом Джабраилом. Все земные тексты Корана являются копиями его небесного оригинала, хранящегося возле трона самого Аллаха.

Итак, выводом из этого следует, что мусульманские страны принимают лишь одну теорию о сущности и происхождении государства – теологическую.

Зато в России и Европе признаны сразу все теории, которые перечислены в моей работе и у каждой теории есть свои последователи, которые продвигают ту теорию, которая им ближе.

Я уверена, что философы – юристы не остановятся на достигнутом, и в последующих годах будут развивать уже имеющиеся теории и издавать новые теории. В каждой из них будут свои минусы и плюсы, правда и неправда, но все равно, каждая теория будет утопична, потому что никому не было известно, не известно сейчас и вряд ли будет известно в будущем что именно дало толчок к образованию государства и права, и развитию их сущности.

Людям остается лишь гадать, какая из утвержденных или утверждающихся теорий близка к истине.

Я считаю, что тематика написанной мною курсовой работы достаточно интересна и просто необходимо было раскрыть эту тему, с помощью исторического и анализирующего метода.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

Литература

Список используемых нормативно-правовых актов

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

Список используемой литературы

1. Балязин В. Мудрость тысячелетий/Энциклопедия. М.// РООСА,2006г.

2. Володихин Д. и Хлебалина Е. Универсальная школьная энциклопедия в 2т./ М.: Аванта+. 2003г.

3. Кудинов О.А.Теория государства и права: Учебник/– 2-е изд., перераб. и доп. – М: «Ось-89», 2008г.

4. Лазарев В.В. Общая теория государства и права/2-е изд. исправ. М., 2001г.

5. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/– М.: Юристъ,2000

6. Марченко М.Н. Общая теория государства и права/ Академический курс исправ. в 2т./ М., 2002г. Т.1 гл. 7

7. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник/. –М.://ИНФРА 2004г.

8. Смоленский М.Б.Основы права: Учебное пособие/– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.


[1] Теория государства и права: Учебник/Под ред. А. В. Малько. – М.: Юристъ,2000

[2] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[3] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.

[4] Конституция РФ 12.12.1993г.-Раздел 1. Глава 1. Ст.4 п.1

[5] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[6] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[7] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.

[8] Теория государства и права: Учебник/Под ред. А. В. Малько. – М.: Юристъ,2000г.

[9] Теория государства и права: Учебник/Под ред. А. В. Малько. – М.: Юристъ,2000г.

[10] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[11] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.

[12] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[13] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[14] Общая теория государства и права: Учебник/Под ред. В. С. Нерсесянц. – М.: //ИНФРА 2004г.

[15] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[16] Общая теория государства и права: Учебник/Под ред. В. С. Нерсесянц. – М.: //ИНФРА 2004г.

[17] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.

[18] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[19] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[20] Общая теория государства и права/Под ред. В.В. Лазарева 2-е изд. исправ. М., 2001г.

[21] Общая теория государства и права/ Академический курс исправ. в 2т./Отв.ред.М. Н. Марченко. М., 2002г. Т.1 гл. 7

[22] Мудрость тысячелетий/Энциклопедия. Автор-составитель В. Балязин. М.,2006г.

[23] Универсальная школьная энциклопедия в 2т./Глав.ред. Е.Хлебалина, вед. Ред. Д. Володихин.- М.: Аванта+. 2003г.