Государство 2 Понятие государства.

Министерство образование РФ Московская Государственная Академия Приборостроения и Информатики Кафедра УП 9 Домашняя работа По предмету: Теория Государства и Права

Министерство образование РФ

Московская Государственная Академия Приборостроения и Информатики

Кафедра УП 9

Домашняя работа

По предмету: Теория Государства и Права

Тема: «Государство»

Москва 2006 год

Содержание

Понятие государства. Основные подходы к его пониманию. _________________ 3

Признаки государства____________________________________________________ 4

Классовые и общесоциальные элементы в содержании государства____________ 5

Исторические типы государства____________________________________________ 6

Литература______________________________________________________________ 7

Понятие государства. Основные подходы к его пониманию.

Термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке _ «држава». Этот термин имеет место и в русском, используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается и символ высшей власти русских монархов. Он представлял собой шар с крестом наверху.

Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.

1. Теологический подход. Согласно христианскому учению, государство – божественного происхождения. «Дар власти – от бога», - сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела). Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д.

2. Юридический подход. Он состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право.

3. Классический подход. Он понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население.

4. Кибернетический подход. Этот подход состоит в том, что государство рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями

5. Социологический подход. Он заключается в том, что государство – явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределенно. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство отожествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. Второй вариант состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство - это организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи.

6. Либеральная концепция государства – это концепция « государство – ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения. Не управляет экономикой, культурой и т.п., а только устанавливает « правила игры» - нормы права, охраняет в обществе порядок.

Государство – менеджер Государство является нейтральным управителем общественными делами.

Государство – социальный арбитр. В этом случае государство исполняет роль арбитра, сглаживая конфликты и противоречия в обществе.

Каждое из этих определений отражает какую-то одну сторону государства и имеет под собой определенные основания.

Особое место занимает марксистское понимание государства. Марксизм подчеркивает классовую сущность государства, видит в государстве орудие политического господства одного класса над другим, как правило, экономически господствующего. С помощью государства этот класс становится не только экономически, но и политически господствующим.

В нынешнем веке взгляды марксизма на социалистическое государство претерпели изменения. Был сделан вывод о перерастании диктатуры пролетариата в общенародное государство, а впоследствии марксизм воспринял и концепцию правового государства.

.

Признаки государства.

Государство – это определенная организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с самим обществом. Но в обществе кроме государства существуют и другие организации. Следовательно, важно рассмотреть специфические признаки государства, отличающие его от других организаций.

1. Государство – организация территориальная, организация власти на определённой территории.

Власть государства распространяется только на тех, кто находится на территории государства. На одной и той же территории государства не может быть власти двух государств. Встречающиеся в истории случаи двоевластия имеют место обычно в какой-то переходный период и носят кратковременный характер.

Вопрос о территориальных границах весьма важный вопрос для государства.

Границы своей территории государство защищает всеми доступными свойствами. Такой институт, как армия, создаётся главным образом для защиты его границ.

Государство - территориальная организация и в том смысле, что население делится по территориальному принципу, по административно- территориальным единицам (уезды, районы, области, департаменты, воеводства и т.п.).

2. Государство – организация универсальная , действующая в рамках всего общества. Власть государства распространяется на всё общество. Принадлежность членов общества к государству, как правило, не зависит от их воли. Сам факт рождения человека на территории государства уже включает его в государство, отдаёт под власть государство. Это проявляется в таких институтах, как гражданство, а ещё раннее подданство. Факт гражданства связывает личность с государством, возлагает на него определенные обязанности и в то же время даёт ему определенные права, возлагая на само государство определенные обязанности перед личностью.

3. Государство – организация публичной власти , не совпадающая с обществом, населением, осуществляемая особым аппаратом, системой государственных органов. Эта система фактически и есть само государство как политическая организация. Эта власть осуществляется людьми, которые выделяются из общества, составляет человеческий субстрат государства.

4. Государство обладает монополией на издание законов. В своей деятельности оно опирается на организованное принуждение, для чего создаются специальные органы: суды, полиция, армия и т.д. Между этими органами существует определенное разделение труда. Цель принуждение – обеспечить соблюдение законов и иных решений государственной власти.

5. Государство – суверенная организация. Суверенитет государства – это политико-юридическое выражение независимости государственной власти от власти иного государства.

6. Государство – организация, обладающая монополией на легальные сборы налогов.

Сведя воедино существенные признаки государства, можно дать такое его определение: государство- это территориальная, суверенная организация политической власти в классовом обществе, делающая свои веления обязательными с помощью законов, опирающаяся на организованное принуждение, обладающая монополией на сбор налогов.

Классовые и общесоциальные элементы в содержании государства.

Марксизм ставит себе в заслугу открытие того, государство носит классовый характер, является орудием политической власти экономически господствующего класса и выражает интересы этого класса. Однако эта заслуга принадлежит не ему, а буржуазным историкам, а анализа экономической анатомии классов – буржуазных экономистам.

Советская юридическая наука традиционно подчеркивала классовую сущность государства, однако вопреки самому марксизму умалчивала или недооценивала значение функций государства, связанных с «выполнением общих дел, вытекающих из природы самого общества».

На всех этапах существования государства общие дела, вытекающие из природы и нужд самого общества, занимают немалую долю в деятельности государства.

В современных государствах среди его функций преобладают именно эти функции, как внутренние, так и внешние. Однако следует признать и то, что современное государство не утрачивает полностью классового характера. Оно по необходимости защищает, охраняет и способствует развитию тех форм собственности и того способа производства, на котором оно базируется, а, следовательно, в первую очередь и интересы того класса – собственника средств производства. Который играет ведущую роль в этом способе производства.

Каждое государство имеет свои символы : герб, флаг, гимн. Символ – это знак вещественный, графический, звуковой и призван обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах. Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также на международных конференциях.

Исторические типы государства.

Исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно – экономической формации.

В исторических типах государства отражается, во-первых, связь государства с определённой общественно-экономической формацией, во-вторых, история развития государства в его наиболее главных чертах и закономерностях. Существуют четыре типа общественно-экономических формации, отличающихся друг от друга классовой структурой, формой собственности. Четырём формациям, основанным на классовом обществе, соответствует и четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Тип государства указывает интересы, какого класса, прежде всего, выражает государство.

В последние годы усиленно подчеркивается необходимость цивилизованного подхода к типологии государства. Речь идет о том, что в каждый исторический отрезок времени существует ряд цивилизаций, отличающихся друг от друга, прежде всего типом культур. Тип культуры – емкое понятие, включающее в себя культуру материальную и духовную. Несомненно, особенности той или иной цивилизации оказывает влияние на политический строй, государство и право. Однако до сих пор не удалось на этой основе построить более или менее приемлемую типологию государства.

Литература

1. А.Ф. Черданцев «Теория государства и права».