Политическая история, общественное устройство, хозяйственная жизнь и культура государств Хунну

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ «АДИЛЕТ» Кафедра: История Казахстана РЕФЕРАТ ТЕМА: Политическая история, общественное устройство, хозяйственная жизнь и культура государств

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРАВА.

ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ «АДИЛЕТ»

Кафедра: История Казахстана

РЕФЕРАТ

ТЕМА: Политическая история, общественное устройство,

хозяйственная жизнь и культура государств

Хунну и Усунь.

Студентка: Орыспаева С.

(Д-05-2)

научный руководитель:

профессор-Панфилов А.В.

Алматы

2005г.

содержание:

введение

Хунны

1.политическая история государства

2.общественное устройство

3.хозяйственная жизнь

4.культура

Усуни

5.политическая история

6.общественное устройство

7.хозяйство и культура

8.археологические памятники

9.заключение

10.список литературы

Введение.

Со времен появления человека на территории Казахстана прошло не мало времени. В настоящее время подлинная история казахов забыта, и она нуждается в возрождении. Без исторической памяти нет национальной гордости и патриотизма. Особенно это актуально в наше время, поэтому мы должны по крупицам, тщательно накапливать знания о своём прошлом, о своём народе. В истории Казахстана есть события, память о которых должна быть не только исторической, но и народной.

Моя цель в этой работе - рассмотреть два самостоятельных государства Хунну и Усуней.Как складывались отношения между этими государствами, чем они отличались, как строили хозяйственную жизнь.

Как они взаимодействовали, и существовала ли между этими государствами связь. А так - же культуру этих государств. О том, как они пересекались

Хунну: политическая история

Ещё в 4-3 веках до нашей эры у северных границ Китая основались племена сюнну или хунну, говорящие на одной из алтайских языковых ветвей (про - тюркский язык), монголоидного типа лица.

Само название хунны появляется из Китайских источников в конце 3 века до нашей эры. В 206 г.д.н.э. глава хуннов шаньюй Модэ подчинил множество кочевых племён казахских степей, в том числе усуней, дунху и часть Китая, создав союз племен. В 209 г. д. н.э.был решающим для хуннского народа, объединив 24 хуннских рода, и благодаря уму и энергии Модэ, из союза племен государство превратилось в державу. В результате, владея большой территорией, он, путем реформирования укрепил своё государство. Модэ смог создать такую империю, которой платили дань китайские императоры. Но платить прямую дань китайцы категорически отказывались, считая это унизительным, они посылали подарки для шаньюя. Модэ умер в 174г., достигнув величия о котором даже не мог помышлять в начале своей жизни. Смерть шаньюя внесла свои коррективы в существование государства. Китай объявил войну хуннам и в результате проиграл её. Но империя созданная Модэ просуществовала более 500 лет.

Однако в 59 г.до н.э. начались междоусобные войны за власть. В 47 году до нашей эры государство хунну распалось на 2 части - Северные Хунну и Южные Хунну. Государство южных хунну остались на своей земле,их возглавил шаньюй Хуханье.

Южане приняли подданство Китая и вступили в средне - азиатский союз. Северные - вынуждены были покинуть насиженные места и отойти в северную часть Монголии. И это была первая волна переселения народов..

Правитель cеверных хунну - шаньюй Чжичжи основал свою резиденцию у озера Кыргыз Нур. Оттуда он совершал свои набеги на соседние племена , в том числе и на усуней. Китай находился во враждебных отношениях с Чжичжи после убийства им посла и китайского чиновника. Тесненные Китаем Северные хунны перешли Тянь-Шань, и это была первая волна переселения их на территорию Казахстана и Центральной Азии.

В этот период предложение от Кангюйского правителя о союзе было как нельзя кстати. Правитель Кангюя приглашает шаньюя Чжичжи в свои восточные владения, и предоставляет ему право пользоваться своей армией. В надежде на то, что Чжичжи разобьёт усуней и захватит их территории. Но как это не печально, Чжичжи не смог этого сделать, чем вызвал конфликт между ним и аристократами Кангюя. Это заставило Чжичжи отойти в верховья реки Талас.

Создав в своём государстве военную демократию, шаньюй Чжичжи неоднократно предпринимал попытки воссоединить государства в единое целое, но эти попытки не увенчались успехом. Ведь с момента раскола южане и северяне стали заклятыми врагами. Их войны между собой были более жестокими, чем с другими государствами.

Постоянные набеги на усуней, которые, являются подданными Китая, провоцирует Китай объявить ему войну. Китайское войско двинулась в поход двумя путями: северным, через Иссык-Кульскую котловину, из Восточного Туркестана, и южным: через Кашгар и Фергану. Китайцы окружили город, в котором находился шаньюй, сожгли внешнюю деревянную стену, проломили земляной вал, и не смотря на сопротивление хуннов, ворвались в него. Чжичжи и вся его многочисленная родня вместе с женами были обезглавлены.

Вторая волна переселения выпадает на период 1-го века нашей эры(93 год). Хунны, снова теснимые китайцами, отходят уже на запад. В свою очередь другие племена, теснимые хуннами, вынуждены были переселяться дальше. Это передвижение этнических масс заняло более 300 лет. И уже в 4-м веке н. э. хунны появляются в Европе под именем – гунны. С переселением хуннов связывают изменение антропологического облика современных казахов и других народностей, населяющих Казахстан.

Общественное устройство.

В этом обществе сильны были традиции и обычаи. Старейшина рода пользовался уважением. Все высшие чины в государстве принадлежали исключительно знати. Знатных родов было 3: Хуань,Лань и Сюйбу, т.е. принцы крови, служилая аристократия и родовая знать. Род, к которому принадлежали шаньюи, назывался Си Люань – ди (принцы крови).

Во главе государства был монарх – шаньюй(величайший). Должность эта передавалась только по наследству, и считалась божественной. Хотя первоначально она была выборной*(1). Считается, что шаньюй был абсолютным монархом, но это не так. Абсолютную власть шаньюя ограничивал совет старейшин, состоявший из родовой аристократии.

На ступень ниже - советники, состоявшие из числа ближайших родственников. Потом – военачальники (темники), их было 24, и должности эти занимали князья, им починялись военные вожди, по наследству эта должность не передавалась, а была выборной, на этот пост назначались исключительно по способностям. Темники в свою очередь назначали тысячников, сотников и десятников. Государство хуннов основано на военно-административных принципах, хотя и сохраняло черты патриархально-родовых отношений. Его основу составляли передвижная и подвижная конница. Шаньюй полностью распоряжался территорией, назначал войны, был верховным судьёй, жрецом. Управлял государством при помощи своих наместников, которых так-же назначал себе сам.

Модэ ввёл поголовную воинскую обязаннось, создал систему чинов*(2).

Всё мужское население обязано было проходить военную службу. Рядовой хунн, если он родился мужчиной, обязан был быть только воином, и никем другим. Вознаграждения за службу не полагалось, воин мог получить добычу, только убив врага. Основным оружием у хуннского воина был лук. Дисциплина у хунну была железной. За любое перемещение без приказа шаньюя каралось смертью. За невыполнение приказа шаньюя, даже если оно было бессмысленным, воин мог расстаться со своей жизнью. Известнен случай, когда Модэ, воспитывая своих воинов, навел стрелу на своего любимого коня и выстрелил в него, так-же должны были последовать и остальные, те, кто не смог выстрелить, были казнены. Потом он выстрелил в свою любимую жену, его примеру последовала большая часть, остальные, не выполнившие приказа, потеряли головы. Всё это говорит о той железной дисциплине царившей в войсках Модэ.

Это общество имело собственную систему обычного права, китайцы отмечают что «законы их легки и удобоисполнимы» За мелкие правонарушения делались порезы на лице, кража влекла за собой конфискацию имущества не только самого вора, но и его семейства. За более важные, в том числе и государственной важности, преступления влекли за собой смерть. Однако китайцы отмечают, что суд никогда не длился больше 10 дней, и число содержащихся под стражей не превышало нескольких десятков человек. Круговая порука рода принималась как обязательное условие. Это видно из того, как за преступление совершенное одним членом, несла ответственность вся семья. Распространена была экзогамия (жен брали только из чужого рода).

У Хуннов как и у Усуней так-же существовало рабство, однако распространенного как на Востоке долгового рабства не было. Рабами становились люди, пригнанные из военных походов.

1.*От того, что должность эта считалась выборной, китайцы затруднялись точно определить порядок наследования до Модэ.

2.* Сым-Цянь: китайцы исчисляли хуннское войско в 300 000 человек, но Л.Г. считает, что эта цифра несколько завышена.

Хозяйственная жизнь хуннов

Она была характерной для оседло - кочевого образа жизни. В нем определяющую роль играло скотоводство, в частности коневодство. Имело место наличие частной собственности на скот. Однако горные леса считались собственностью государства. Лошади были маленькими, коренастыми, с широкой мордой. Развитие коневодства у хунну позволяло им передвигаться на большие расстояния, в поисках более богатых травой лугов. Кормились они преимущественно мясо - молочной пищей. Всё поголовье скота содержалось на подножном корме.

Хунны так - же занимались охотой, даже с младенчества они учились сидя верхом на лошади стрелять из лука по мышам и лисицам. В зимний период они кормились за счет охоты.

Жили хунны в войлочных юртах, однако археологи находят и дома, построенные из глины, с земляным полом. В них имелась система отопления – дымоходы очагов, находившихся у стен жилища и обогревавшие их дома. Найденные орудия труда для размола зерна, свидетельствуют о развитии у них земледелия. У хуннов были развиты ремесла – изготовление из дерева каркасов для юрт. Пошив верхней одежды. Одежда была в основном из кожи и шерсти животных, которых они разводили.

Кроме того, найдена форма для отливки сошников, сыродутные горны и другие свидетельства развия металлургии хунну на основе использования местных месторождений медных и железных руд. А так-же ювелирные украшения – подвески, ожерелья, серьги, что говорит о развитии «полихромного стиля».

Среди других ремесел хунну следует отметить гончарное дело: разнообразная посуда хорошего качества, лощеная, украшена орнаментом. Глиняные кувшины, используемые в хозяйственных целях и т.д.

Культура хунну.

Хунны проживающие в непосредственной близости с Китаем, не могли не перенять некоторые элементы культуры Китая.

Украшения, найденные в захоронениях хунну, говорит об их культурном развитии, а монеты, найденные там же, о том, что у них так - же была развита торговля. Само присутствие найденных предметов в могильниках, свидетельствует о наличии религии у хуннов. Могильники, которые они создавали над умершим сородичем, могут нам рассказать о том, какое положение занимал тот или иной человек в их обществе. Они верили, что всё это могло пригодиться почившему, в последующей, загробной жизни. Однако украшения и предметы, захороненные с почившим, показывает нам, как делилось общество хунну на бедных и богатых.

Культура хунну имела сходство со скифо-сарматской культурой.

УСУНИ

Политическая история

История усуней одна из проблем, получивших достойное исследование в общей истории Казахстана древнего периода. Усуньское государство, существовавшее во II в. до н.э. и V в. н.э., было одним из первых государственных образований на территории Казахстана. Среди исследователей мнения о том, на каком языке говорили усуни, расходятся, одни утверждают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, и были ирано-язычными, вторые утверждают что они (усуни) - предки тюрков, и соответственно говорили по-тюркски*(3). Так же ученые спорят о том что усуни- это ассионы, известные по истории Древней и Средней Азии, по другой- это те самые юечжи, которых покорили хунны, хотя по другим источникам(Сим-Цянь) утверждается, что усуни были во враждебных отношениях с юечжами. Описание политико-государственной локализации усуней впервые попало на страницы китайских летописей (Ши цзи, Цянь хань шу, Ху хань шу), а затем и других тюркских, монгольских и персидских источников.

Племена Усуней пришли из Центральной Азии, и наследовали земли саков- тиграхауда. Хотя сами саки никуда и не девались, они попросту ассимилировались с усунями. География Усуньского государства была очень обширной. Юрт (территория) усуней охватывал районы от, Или до, Чу и Таласа, от Балхаша до Тянь-Шаня. С востока они граничили с Хуннами, с запада с гос. Кангюй, а на юге с Даванью (Ферганой). Усуни изначально были в зависимости у Хуннов. В 177 году до нашей эры они основали своё собственное государство со столицей Чигучен(город Красной Долины), что находилась на берегу Иссык-Куля.Город был основан еще саками, затем служил ставкой усуньского предводителя. Это был укрепленный город с предместьями. Археологические источники свидетельствуют о том, что усуни достигали государственного уровня. Китайцы его называли – Усунь-го. Посол китайского императора У-ди, князь Чжаньцянь, писал о о том, что владения Усуней насчитывали 630 000 человек, 188 000 воинов. Китайские принцессы становились женами гуньмо, и наоборот.Китайский историк Банк Гу сообщает, "что придворная дама Фынь, приставленная к китайской принцессе, выданной замуж за усуньского правителя, раздала подарки усуньским оседлым владетелям", жившим в самой столице Чигу и ее окрестностях. Делалось это для того чтобы укрепить связи между этими государствами. Отражая набеги со стороны хуннов, Усуни ищут союзников и находят его в лице могучей Китайской империи. Со временем Китай всё чаще стал вмешиваться во внутренние дела Усуней. Это приводит к росту недовольства среди населения и усилению оппозиции.В 60г. к власти приходит Найби, он опирается полностью на китайцев и их гарнизоны, что приводит в поднятию восстания против него представителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но Ожета заставила пойти на компромисс китайская армия. В результате внутренних переворотов в 53 году до н.э. государство Усуней распадается на 2 половины (Малый куньбек, и Великий куньбек ). Ожет получил титул Малого куня и 40 тыс. семей, ставка его была в северной части страны, в Жетысу, со столицей - Чигу. Янгуйби - ставленник Китая получает титул Великого куньбека и 60 тыс. семей. С периода 30-16 года до нашей эры, удалось вновь объединить оба государства в единое целое. Это удалось Силыбию. Однако оно не смогло долго продержаться, в 17 г.д.н.э. против него начал войну Уйжинжан.В дальнейшем, история двух государств Усуней за период в 48 лет насчитывает аж-9 войн, не считая внутренних междоусобиц! После этого государствами управлялись китайскими наместниками. В начале 5 века н.э. имя - усуней, практически уже нигде не фигурирует, однако один из родов старшего жуза современных казахов носит название «уйсын».

3.*Мак-Говери утверждал, что усуни относились к ираноязычным, а Грум-Гримайло - что к тюркоязычным, однако и тот и другой не приводят аргументированных доказательств.

Общественное устройство усуней.

Общество усуней было дифференцировано, в нем имелись и богатые, и бедные люди. Из числа знатных, выбирался вождь – гуньмо, престол передавался по наследству от отца к сыну. Он назначал своих помощников из ближайших родственников. Гуньмо был верховным жрецом и судьёй. Кроме правителя было ещё 8 категорий чиновников. Помощник гуньмо носил титул - дуглу, После него шли военачальники ( их было2-е), помощники их - дарту, и правители уделов(3), кроме них, были и чиновники, которые ведали делами по сбору налогов, исполнением законов и т.д.

В обществе существовала своя армия (дружинники). Основой войска была конница, оружием им служили стрелы и лук, которыми они превосходно владели. В обществе усуней существовало рабство, из числа военнопленных, хотя рабство не было так распространено, но рабы использовались в основном в частной собственности.

Хозяйство и культура усуней

Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю, существовали запретные «царские» земли. Каждый владелец скота метил его своим собственным клеймом, отделяя тем самым свою скотину от чужой. Более богатые люди владели лучшими пастбищами, и большими по поголовью стадами. О том, что всё-таки частная собственность имела место, свидетельствуют найденные печати из глины и камня в захоронениях. Чем выше положение занимал человек, соответственно и печати были из более дорогого материала. Существовала и торговля с Китаем. Они обменивали скот на изделия из шелка, которые носили знатные усуни.

Усуни вели оседлый образ жизни. Они строили свои дома 2-х типов, каменных и кирпичных (из глины смешанной с травой и высушенной на солнце), к этим домам пристраивались и загоны для скота, и другие хоз. пристройки. очаг усуни возводили в центре жилища, возле которого они обогревались, на котором готовили пищу. Одно поселение представляло 4-5 дома, в которых усуни проживали семьями. Во время отгона скота на летние пастбища, они жили в юртах, так как у них было распространено сезонное использование пастбищ. Природные условия позволяли кочевать от одного пастбища к другому.

Хозяйство усуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим.

Скотоводство играло главную роль в жизни усуней, они разводили лошадей и более мелкий скот (овцы, козы, ослы). В стадах преобладали лошади, были даже высокопородные скакуны.Источник XIX в. Хэ Цю-Тао, ссылаясь на древние источники, пишет, что, хотя древние усуни и не "устраивают полей", но "сеют деревья". Отсюда можно предположить о распространении у усуней земледелия.

Особенно развитым было гончарное дело, которым занимались в основном, женщины. В большом количестве изготавливалась посуда, в том числе и ритуальная, а так-же делались различные фигурки из глины. Из глины изготавливались котлы с каменными ручками (хотя, что они с ними могли делать, ведь готовить на них никак нельзя было?)

На плечи женщин ложились и пошив одежды, и ткачество, они же обрабатывали землю для урожая, так как усуни занимались и земледелием. В огородах выращивали овощи, в садах фрукты, высеивали хлеб. Возле домов друвних усуней находили поля с оросительными каналами. Найденные жернова для размола зерна подтверждают это.

Занимались усуни и резьбой по камню, дереву и кости.

Высокоразвитым было у них ювелирное дело, украшения выполнены в зверином стиле, что свидетельствует о влиянии сакской культуры. Так же как и Саки, Усуни видели идею строения вселенной в животных. Птицы символизировали небо, животные - землю, а крылатые кони - солнце. Из золота и драгоценных камней они делали бусы, серьги, украшения на одежду. В тоже время усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, плавили железо, из которого, изготавливали наконечники для стрел, ножи, кинжалы.

Сым-Цянь об усунях: «усуни находятся в 2000 га северо-востоке от Давани (Ферганы) местные жители этого края вместе со скотом перекочевывают с пастбищ на пастбища. В этом они сходны с хуннами».

Археологические памятники

На территории Семиречья раско­паны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. Могиль­ники усуней располагались в предгорьях, горных долинах, на берегах рек. Как правило, они представляют собой цепочки курганов, вытянутых по течению рек.

Большинство курганов имеют диаметр 6—20 и высоту 0,5—1,5 м, состоят из земляных, каменных либо каменно-земляных насыпей. В усуньских могильниках встречаются и громадные по сравнению с общей массой курганы диаметром 50—80 и высотой 8—12 м. В могилах таких курганов, даже ограбленных, археологи находят большое число украшений из золота — бляшек от одежды, золотые серьги, бронзовые зеркала, деревянные шкатулки.

Ранняя группа могильников относится к III—II вв. до н. э. Это могильники Капчагай III, Утеген III, Кзыл-Эспе, Кзыл-Ауз III, Кзыл-Кайнар. Для них характерна строгая планировка «цепочка­ми» с севера на юг по 5—6 курганов в каждой.

К следующему периоду (среднему), датируемому исследователя­ми I в. до н. э. — I в. н. э. относятся могильники Утеген I, II, Тайгак I, Карлаак I, Алтын-Эмель, Каратума, Талгар, Актас. Установлено, что в это время усуньские могильники состояли из курганов, расположенных бессистемно и цепочками из трех курганов.

И, наконец, к третьему, позднему периоду, который датируется II—III вв., относятся могильники Капчагай II, Чулак-Джигида I, II, Гур-Кора II, Калкан IV.

Все курганы расположены бессистемно, «цепочек» нет. Могилы грунтовые с подбоем, без деревянных перекрытий.

Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раско­пок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитны­ми стенами и обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на которых готовилась пища. Большое количество

обломков крупных глиняных сосудов, каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жители поселения занимались земледелием, сочетая его с придомным скотоводством.

В горных районах Тянь-Шаня поселения усуней встречены во многих горных ущельях. Одно из них Актас находится на берегу речки Курайлы, неподалеку от села Кегень. Здесь были открыты остатки пяти жилых и хозяйственных построек, стены которых сложены из камня. Рядом с поселком обнаружены древние поля, которые орошались выведенными из реки арыками.

Заключение

Рассмотрев племена усуней и хуннов можно увидеть что, эти два государства достигали высокого уровня кочевой цивилизации, достигшим государственного уровня общественного устройства. Своеобразной материальной культурой и искусства. Государства, так похожие между собой, и в то же время воюющие. Конечно, степная цивилизация оказала огромное влияние в формировании древних государств, даже в наше время мы используем некоторые элементы культуры древних государств и народностей, населявших территорию современного Казахстана, как символы государства и принадлежности к определённым культурным организациям. Мы должны гордиться и беречь все то, что оставили нам в наследие наши предки. Различные споры о том, к какой языковой группе принадлежали эти народности, кем они являлись, я могу рассматривать как интерес со стороны историков, и возможность как можно больше узнавать об истории, и развитии нашего Казахстана.

Список использованной литературы:

1.Грумм-Гримайло Г.Е.-«Западная Монголия» с.101.

2.Гумилёв Л - «Хунны в Китае. Три века войны Китая со степным народом»1974г.

3.Кан Г.- История Казахстана. изд. Алматы 2000г.

4.История Казахстана - очерк. Алматы 1993г.

5.Сым-Цянь-«Ши цзи. О Хунну»