по Праву 8

1 вопрос. Особенности теоретической монархии Арабского халифата Мусульманская держава некоторое время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имущество именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять государством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, т.е. посланником).

1 вопрос. Особенности теоретической монархии Арабского халифата

Мусульманская держава некоторое время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имущество именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять государством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, т.е. посланником).

Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров (изгнанников, бежавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников).

После смерти Мухаммеда главой государства в звании заместителя (халифа) сделался муджахир, богатый купец и друг пророка абу Бакр, управлявший поначалу без визира (верховного чиновника из ансаров). Муджахир Омар принял в свое ведение суд. Другой муджахир, абу Убейда, стал ведать финансами.

Этому образцу обособленного ведения административных, судебных и финансовых дел стали подражать в последующем. Омар, уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) правоверных. При нем же было введено летоисчисление от хиджры (переселение в Медину, датированное 622 г.).

При Омане была осуществлена канонизация (составлена официальная редакция) текста Корана.

По завету пророка Коран кроме богослужебных целей имел предназначение в качестве руководства при отправлении правосудия. Однако при Омане право по наложению наказаний (худуж) было отнято у судей (кадиев) и передано султану - самодержавному чиновнику, наместнику халифа. Этот шаг объясняется тем, что карательное (наказательное) право в Коране представлено только незначительным числом указаний и требований (всего около 80), и это было чревато обвинением халифа или судьи по стиху Корана о «судящих не по книге Божией» (Суры ,48 и 5,51) и даже возможным восстанием под лозунгом джихада (войны за веру).

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, -

· на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну - сборник преданий о словах и поступках пророка),

· шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка,

· а также более точными исполнителями предписаний Корана) и

· хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов - абу Бакра и Омара).

С расширением границ державы исламские богословские и законоведческие построения подвергались влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения).

По мнению В.В. Бартольда, примером пророка, извлекаемого из Сунны, стали оправдывать такие положения, которые на самом деле заимствовались из других религий или римского правоведения.

«Правила о числе (пять) и времени обязательных ежедневных молитв были заимствованы у домусульманской Персии; из римского права были заимствованы правила о дележе добычи, по которым всадник получал втрое больше пехотинца и полководец имел право выбирать себе лучшую часть; таким же образом мусульманское законоведение по примеру римского права проводит аналогию между военной добычей, с одной стороны, и произведениями моря, находимыми в земле кладами и добываемыми из рудников минералами - с другой; во всех этих случаях в пользу правительства шла 1/5 дохода. Чтобы связать эти законоположения с исламом, придумывались рассказы из жизни пророка, будто бы совершавшего молитву в установленное время, применявшего указанные правила при делении добычи и т.д

В Омейядском халифате, имевшем соприкосновение с римским культурным наследием и произведениями греческих авторов, образовалась прослойка людей, которые стали интересоваться вопросами богословия и законоведения самостоятельно и вне связи с правящим классом и его аппаратом.

Правоведы столь широкого профиля могли быть судьями на службе у отдельных правителей, но могли быть и весьма критически настроенными служителями, считая и доказывая, что правители отходят от требований «богооткровенного права».

Аббасиды тоже старались считаться с мнениями правоведов. Решения законоведов не вводились в практику сразу и непосредственно, а лишь постольку, поскольку правители сами избирали их в качестве доктринальной основы для своих политических или судебно-карательных действий. На практике законоведы обсуждали и обобщали гораздо больше, чем практические законоведческие вопросы в современном смысле: они интересовались и признавались авторитетными советчиками в области ритуалов и обрядов, этикета и моральных заповедей. Богооткровенное право простиралось, таким образом, на весь уклад жизни и становилось в силу этого «богооткровенным образом жизни».

При Аббасидах и их наместниках мечети из средоточия государственной жизни, в том числе правосудной деятельности, превращались в богослужебные заведения. При таких заведениях возникали начальные школы обучения азбуке и Корану. Знавший наизусть стихи Корана считался закончившим свое обучение.

Государственное устройство арабского халифата

В VII веке у арабских племен, расселенных по Аравийскому полуострову, начинается разложение родоплеменного строя, усиливается имущественная и социальная дифференциация.

Главы племен (шейхи), племенные старейшины (сайды) захватывают оазисы (лучшие земли), в городах появляются богатые купцы-ростовщики. Усиливаются розни между племенами.

В этой обстановке социального кризиса появляется и распространяется по Аравии новое религиозное учение - ислам, провозглашавшее необходимость установления нового порядка путем проведения религиозной войны (хаджа).

Ислам получил значительную поддержку среди простых людей, а вскоре и среди представителей родоплеменных и торговых родов, понявших, что новое учение вовсе не противоречит их интересам.

К середине VII века под знаменем новой религии произошло объединение Аравии. Путем захвата новых земель у более слабых соседей (Византии, Ирана, Сирии, Египта), покорения Северной Африки, юга Испании, Ср. Азии образуется огромная держава - Арабский халифат с центром в Багдаде.

Возникновение государственности у арабов сопровождалось становле­нием новой религии – ислама , - связанной с именем Мухаммеда (умер в 632 г.).

Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма).

Ее организационное оформление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии.

В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов.

Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды:

= период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.;

= период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг.

Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной общины, подрывом соответствующих ей религиозных представлений.

Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения.

Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

1.1 Основные черты общественного и государственного строя

Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими характерными чертами:

› доминирующее положение государственной собственности на землю;

› широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;

› государственная эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки;

› религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;

› отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у го­родов, каких-либо свобод и привилегий.

Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (немусульмане).

Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были существенно ограничены: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж).

Первоначально главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера:

· светским и духовным главой уммы,

· проповедником,

· законодателем,

· верховным главнокомандующим.

Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, a тa абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.

После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теократической монархии.

Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полно­мочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах.

Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634 - 644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков).

К этим правительственным канцеляриям относились:

» военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;

» диван внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведом­ство;

» диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.

Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски "пове­литель", "князь"), наместников, управлявших провинциями, на которые делилась территория Халифата.

Во главе провинций, областей стояли назначенные халифом эмиры, а во главе городов и поселений - шейхи. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат.

Эмиры имели заместителей - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований.

Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов).

К XI в. действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, слабость хозяйственных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого государства и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века - Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.

Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в ХШ в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в.

2. вопрос. Положение Билля о правах 1689г.

Государственное и правовое устройство Англии в период конституционной монархии.

В 1688 году, через три года после воцарения Якова II , тори и виги, объединившись ненадолго, совершают так называемую славную революцию. Яков был устранен (и бежал из страны), а на его место был возведен штатгальтер Голландии Вильгельм Оранский.

Причины смещения Якова II--в его политике. Только что сделавшись королем, он стал изгонять вигов-судей, лишать города их старинного самоуправления, готовил реставрацию католицизма.

Кандидатура Вильгельма была приемлема как ввиду того, что он был протестантом.

Политическим деятелем, воспитанным в духе конституционного правления, близок интересам и землевладения, и промышленности, так и потому, что он был в родстве с английским домом (муж Марии, дочери Якова).

Коронация Вильгельма произошла в 1689 году. И тогда же им был подписан акт, который сделался юридической основой английской конституционной монархии. Этот акт был одновременно с тем договором между королем и английскими правящими классами.

Известен он под названием «Билля о правах». Его основные положения состоят в следующем:

а) всякий закон и всякий налог исходят только от парламента;

б) никто, кроме парламента, не может освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его;

в) узаконяется свобода прений в парламенте, свобода петиций, гарантируется частый и регулярный созыв палат;

г) парламент определяет состав и численность армии на каждый данный год и выделяет для этого средства.

Английская историография всячески восхваляет переворот 1688 года, произведенный «без пролития крови». При этом нередко доходят до утверждений, что английская революция была вообще не нужна: Англия и без нее, хотя и несколько по-другому (гуманнее!) пришла бы к тому же, к чему она пришла в 1688 году. Вопрос спорный. Мы полагаем, однако, что без 1649 года, без действительно «великого бунта» эпизод 1689 года и весь тот строй, который стал его результатом, не могли бы иметь места.

Свержение Якова и приглашение Вильгельма было делом обеих партий: как ториев, так и вигов. Сговор этот имел далеко идущие последствия. Компромисс между феодальным дворянством и буржуазией, несмотря на все разногласия между ними, сохраняется в течение XVIII и XIX столетий, следы его с оччвидностью обнаруживаются и в политической истории Англии XX столетия.

В основе этого компромисса лежало следующее:

а) буржуазия соглашается на то, чтобы дворянству были оставлены все основные доходные места («теплые местечки») в государственном аппарате;

б) дворяне-землевладельцы обязуются, что в своей политике они будут руководствоваться не только собственными интересами, но и интересами буржуазии. И она действительно заставляет своих противников издавать законы почти только в ее интересах и в соответствии с ее потребностями.

В этом союзе, справедливо подчеркивает Маркс, -- прочность английской монархии после 1688 года.

Но раз дворянство сохранило господствующее положение в государственном аппарате и значительную часть своих прежних земель, значит, английская буржуазная революция не была доведена до конца.

Причину этого следует видеть в специфических особенностях самой революции. Во Франции буржуазия в своей борьбе с королем, дворянством и господствующей церковью объединилась с народом. Французская революция приобрела от этого радикальный характер. В английской же революции буржуазия соединилась не с народом, а с новым дворянством. И в этом все дело.

Что же касается народа, то есть главным образом крестьян, бывших основной опорой Кромвеля, вынесших на себе всю тяжесть гражданской войны, сыгравших решающую роль в победе революции, то этот народ как раз менее всех выиграл от революции. Грабеж общинных земель в результате парламентских огораживаний 20--30-х годов ХУШ века привел к исчезновению последних остатков общинного землевладения в Англии. Невиданному расхищению подверглись государственные земли. И те и другие оказались в руках крупных земельных собственников.

Разоряемое всем ходом экономического развития крестьянство как класс, объединяемый общим отношением к средствам производства, исчезает в Англии.

Его место занимают арендаторы, с одной стороны, и сельскохозяйственные рабочие (батраки) - с другой.

Таким образом, скажем мы, следуя за К. Марксом, английский государственный строй после буржуазной революции являлся не чем иным, как компромиссом между неофициально, но фактически господствующей во всех решающих сферах буржуазного общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Первоначально после «славной» революции 1688 г. в компромисс была включена только одна фракция буржуазии -- финансовая аристократия.

Избирательная реформа 1832 года в Англии, которой мы будем касаться ниже, включила в указанный классовый компромисс и другую фракцию английской буржуазии -- промышленную буржуазию.

Соответственно с тем законодательство Англии уже с 1832 года представляет собой, как мы увидим, серию уступок промышленной буржуазии.

Акт об устранение.1701г. Ограничивающие власть монарха в Англии

Акт об устроении - 1701 г. Хабеас корпус акт 1н из основных конституционных документов Англии.

Устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей судебной процедурой и по месту совершения проступка. Билль о правах 1689 г. резко ограничил прерогативы короны и гарантировал права парламента.

Он устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.

Срок полномочий парламента был определен в З года, впоследствии был увеличен до 7 лет. Утверждалось верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Без согласия парламента король не имел права: приостанавливать действие законов или их исполнение; взимать налоги и сборы в пользу короны; набирать и содержать постоянную армию в мирное время. Король продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето.

Акт об устроении, или "Закон о престолонаследии", устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти.

Для развития конституционного строя Англии важное значение имели следующие положения этого документа: акты, издаваемые королем, были действительны только при наличии подписи соответствующего министра; установление принципа несменяемости судей - отстранить можно было только по решению парламента.

Это правило провозглашало отделение судеб.власти от исполн-ной. Важную часть англ-ой конституции составляют неписаные правила.

Эти правила утвердились в XVIII в. называются констит-ным прецедентом. К ним относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование права из членов партии, победившей на выборах; коллегиальная ответ-ность кабинета министров; отказ короля от права вето.

Парламент Англии после "Славной революции" вновь стал 2палатным: палата лордов – верх.палата, состояла из лиц, занимающих места по наследству, по должности или по назначению короля; палата общин - нижняя палата, формировалась на основе избирательного права.

В силу действовавшего в XVIII в. избирательного з-на ниж.палата по социальному составу не отличалась от верхней, что обусловливало господство аристократии в парламенте.

В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти - кабинет министров, возглавляемый премьер-министром.

К середине XVIII в. кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин.

Самостоятельность кабинета министров обеспечивалась таким неписаным правилом (конституционным прецедентом), как непосещение королем заседаний кабинета министров.

Ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки палаты общин.