Журналистика как профессиональное призвание и ремесло

История становления журналистики как профессии. Теоретические основы творческой деятельности журналиста. Особенности журналисткой творческой деятельности. Соотношение понятий: призвание, ремесло и профессия применительно к журналистской деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

ГЛАВА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗВАНИЕ И РЕМЕСЛО

2.1 История становления журналистики как профессии

2.2 Соотношение понятий: призвание, ремесло и профессия применительно к журналистской деятельности

2.3 Современная журналистика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Само слово журналист восходит к латинскому восходит к лат. diurna – «ежедневный» и обозначает сотрудника периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют различные журналистские специализации: сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников); журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет); фотокорреспонденты (в некоторых случаях фотографии не просто играют роль иллюстрации к литературному материалу, а являются полноценными произведениями).

Существуют и другие системы классификации журналистов. По приоритетным направлениям в работе: политические, экономические или спортивные обозреватели, журналисты-международники, отраслевые журналисты и другие. По жанровым характеристикам: репортер, публицист, обозреватель, очеркист, фельетонист и тому подобное. В последнее время получила распространение такая профессия, как стрингер. Это самостоятельно работающий журналист, который готовит репортажи непосредственно из «горячих точек», что позволяет ему получать самые актуальные новости прямо из центра событии, но нередко связано с риском для жизни.

Как видно из этого перечня, сфера профессиональной деятельности журналиста довольно обширна и охватывает все уровни общественной жизни: культуру, экономику, политику. А потому становиться ясным, что журналистика играет огромную роль в обществе. Это и определяет актуальность проблемы нашего исследования.

В настоящее время в России существует более 100 вузов, готовящих специалистов в сфере средств массовой информации. Ежегодно они выпускают 4 – 5 тысяч журналистов. Кроме того, подготовкой кадров для рынка СМИ занимается много авторских школ, некоммерческих организаций. Традиционно высоко ценятся работодателями выпускники одного из самых престижных факультетов журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, где открылась отдельная специализация интернет-журналистики. Аналогичный курс преподается в РГГУ в рамках телевизионной журналистики. Также высоко котируются вчерашние студенты СПбГУ, факультета международной журналистики МГИМО. Выпускники этих вузов наряду с фундаментальным гуманитарным образованием получают специальные знания, необходимые для работы в современной информационной среде.

Однако профессиональные навыки, полученные в вузе еще не делают человека хорошим журналистом. Эта профессия, как никакая другая требует особых личных качеств: коммуникативности, наблюдательности, познавательной активности и т.д., а, кроме того, особого «чутья», которое отличает журналиста по призвания от того, кто пришел в эту профессию ради славы и денег. Высокий профессионализм журналиста немыслим без наличия внутренней предрасположенности к этой профессии, то есть призвания. Рассмотрение соотношения трех компонентов работы современного журналиста – профессионализма, призвания и ремесла – и составляет цель нашей работы. Отсюда вытекает ряд задач:

- определить особенности журналисткой творческой деятельности;

- выявить этапы становления журналистики как профессии;

- соотнести понятия «профессия», «призвание» и «ремесло» в рамках деятельности журналиста;

- сделать вывод о статусе журналистика на современном этапе.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при изучении курсов «Основы журналистики», «Теория и практика журналистской работы», «История развития СМИ» и др.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Профессия журналиста – одна из древнейших в мире, и, казалось бы, к XXI веку должно было сложиться устоявшееся представление о ней. Тем не менее не только в кругу практиков, но и в среде учёных и преподавателей журналистики не существует общепринятого понимания данной профессии. Более того, на рубеже тысячелетий в России началась и продолжается по сей день дискуссия о перспективах вузовского журналистского образования. Отсутствие «профессионально-общественного договора», определённого согласия создаёт проблемы при определении специфики журналистского труда, журналистики как социального института и духовно-практической деятельности – такое положение приводит к скрытому или явному конфликту между СМИ и обществом (аудиторией), между СМИ и центрами подготовки журналистов, между работодателями и молодыми специалистами, выпускниками факультетов и отделений журналистики.

В отечественной теории журналистики параллельно рассматриваются два подхода к определению профессионализма. Согласно первому подходу основу профессиональной деятельности журналистов составляют мастерство и творческие способности, реализация которых невозможна без проявления природного таланта и призвания к профессии, согласно второму – профессионализм приравнивается к технологизму, предполагающему «владение в совершенстве технологией труда, знание тонкостей ремесла и умение спланировать свою деятельность так, чтобы она была полезной для других людей»[1] . Истоки первого подхода следует искать в истории, например, в XIX веке, когда в отношении к труду превалировали «такие компоненты, как творчество, талант, призвание, которые были необходимы не только для творческого саморазвития личности, но и прогресса всего общества. В этот период закрепилось гуманистическое (этическое) понимание профессионального отношения к своей деятельности (творчество, талант, призвание, служение обществу).

Параллельно с этическим пониманием, в эпоху индустриализации утвердилось отношение к труду как к зарабатыванию денег. На отношение к труду усилилось влияние социальных факторов, главным из которых выступало материальное благосостояние»[2]

Современная российская журналистика, претерпевающая с середины восьмидесятых годов прошлого века коренные изменения, всё ещё не определилась с выбором ведущей модели профессионализма: «В профессиональном сознании и на практике реализуются три альтернативные функции СМИ в обществе. Это управленческая функция, которая осуждается прогрессивно настроенными критиками, коммерческая функция, побеждающая сегодня в мире масс-медиа, и социально-объединяющая, гуманитарная функция»[3]

Исследователи выделяют четыре группы факторов – социокультурные, политические, экономические и технологические, – оказавшие влияние на современные представления о профессионализме.

Так, «…развитие профессионализма журналиста как социокультурного феномена обусловили: потребительская культура, сформировавшаяся в обществе; явление «нового журнализма»; воздействие зарубежной культуры; раскол общества, связанный с переходом социальной системы из одного состояния в другое. Следствием всех этих процессов стало: изменение профессионального сознания, ценностей, приоритетов деятельности в журналистике, развитие и существование различных профессиональных установок (парадигм профессиональной деятельности); разделение журналистского сообщества; изменение жизненных стратегий – установка на высокий уровень жизни; «светский» образ жизни»[4] . Отсюда – формирование таких «профессиональных проявлений», как управление информацией и аудиторией; прагматизм; упрощённость подходов; «светский» образ жизни; стилистический талант; умение понимать факты и интерпретировать мнения и комментарии (с учётом меры проявлений, конкретных ситуаций некоторые из них возможно трактовать и позитивно, и негативно).

Влияние политических факторов проявляется в негласном цензурном давлении со стороны властей, в излишней политизация СМИ, политической ангажированности прессы, воздействии той или иной идеологии на позицию журналиста, в трансформации журналистики в «пиарналистку» и др. Отсюда растущее недоверие населения к средствам массовой информации, укрепление представления о журналистике лишь как об инструменте власти, сфере обслуживания и манипулирования, а об информации – как о символе политического влияния (тенденциозность информации).

Современный работодатель представляет профессионализм журналиста как способность выживать в условиях рыночной экономики (умение приспосабливаться, работать на износ, успех, карьерный рост): «Новый журнализм характеризуется прагматичными целями, и всё больше востребованы журналисты, имеющие коммерческую жилку, умеющие лоббировать интересы заинтересованных частных лиц»[5] (с.17).

Технологизация деятельности журналиста предполагает универсализм (совмещение несколько видов работы одновременно, исполнение любых ролей и удовлетворение разнообразных потребностей и интересов аудитории), супероперативность и мобильность. В то же время деятельность лишается этической составляющей, и журналист перестаёт осознавать свою социально-значимую роль в профессии, ориентируется на человека как на безликого, бездушного потребителя информации. Журналист превращается в манипулятора общественного мнения. Таким образом, технологический фактор по-своему влияет на формирование профессионализма, требуя определённых от работников разнообразных умений и навыков: владение компьютерными и информационными технологиями; мобильность, оперативность, активность; способность адаптироваться к языку электронных СМИ; способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно; диалогичность (взаимодействие различных форм СМИ); коллективный характер профессии; ориентация на профессиональный успех; способность манипулировать общественным мнением; несоблюдение норм профессиональной этики.

Кроме того, отметим, что при выявлении констант профессионализма журналиста, следует, учесть прежде всего субъективные факторы. Для журналистской профессии это – некая природная предрасположенность к деятельности: призвание к духовно-практической, общественной деятельности; талант к созиданию, творчеству; гуманитарная направленность личности; физическое здоровье (динамизм, активность).

Наряду с этим, для любой профессии важны как моральные ценности, так и ценности компетенции, причём не только «абстрактные привлекательные смыслы» (ситуативные ценности), но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. Ценности как духовные идеи заключены в систему понятий, формируемых в сознании индивида в процессе воспитания в семье, школе, на улице, а затем в вузе, на производстве. Литература, искусство, журналистика (шире – культура) играют в этом огромную роль. Конечные, базовые, «верховные» предпочтения определяют и профессиональные качества. Сегодня дальновидный редактор (работодатель) оценивает прежде всего мировоззренческие установки молодого специалиста. Базовые ценности можно обозначить либо абстрактно (стремление к свободе, искания смысла жизни и т.п.), либо достаточно конкретно, поскольку они определяют поведение и действия (честность, аккуратность и т.п.). Собственно, о второй группе ценностей, имеющих отношение к морали (ответственный и т.п. работник) и компетенции (логичный, здравый), большинство исследователей и ведёт речь при определении составляющих профессионализма.

Знания, умения, навыки – это то, на что должны нацеливаться государственные стандарты высшего профессионального образования, в которых обозначены определённые виды профессиональной деятельности: журналистская авторская, журналистская организаторская, журналистская редакторская, программирующая и производственно-технологическая.

Современные СМИ – это одновременно и предприятия, и творческие коллективы. В связи с этим, например, меняется роль редактора – он уже не только литературный редактор, но и менеджер, организатор производственно-творческого процесса. Предприятие по «производству и распространению информации» подразделяется на редакционный, технический и коммерческий отделы, к работникам которых предъявляются свои требования. Понятно, что журналист прежде всего корреспондент, но в современных условиях ему нередко приходится решать и смежные профессиональные задачи.

Отметим также тот факт, что, опираясь на существующие модели, преподаватели журналистики выделяют следующие ведущие качества, необходимые будущему журналисту: высокий уровень профессиональных знаний по специальности; инициативность, самостоятельность в принятии решений; организаторские навыки, умение работать с людьми; отличное владение русским языком, грамотно поставленная речь; стремление совершенствовать свои знания, навыки, творческий подход к делу; знание социальной, экономической, политической обстановки и умение ориентироваться в ней и др.[6]

Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.

Для сотрудников СМИ особую значимость приобретает темперамент (соотношение индивидуальных свойств личности, связанных с динамикой психической деятельности). Ученые исследовали проблему типичного для журналиста темперамента. Среди журналистов есть и холерики – активные, сильные, но не уравновешенные люди, меланхолики – ранимые, глубоко переживающие, но вяло воспринимающие окружающее, флегматики – невозмутимые, уравновешенные, обладающие завидным постоянством. Предпочтительнее, на взгляд специалистов, сангвиники. Они обладают хорошей реакцией, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями, которыми изобилует напряженная репортерская профессия[7] .

Психофизиологические свойства автора по-разному проявляются в газетном материале, теле- и радиопередаче. На газетной или журнальной полосе темперамент отражается в системе языковых образно-выразительных средств, придающих тексту эмоционально-экспрессивную окраску. В свою очередь на радио тембр голоса, интонация, темп речи дают нам дополнительную информацию о говорящем. Наконец, на телевидении наше восприятие диктора, комментатора, ведущего зависит от первого впечатления о человеке, его внешности, эстетической привлекательности, экспрессии. Здесь на сообщение, выраженное словом, накладывается невербальная информация, передаваемая на языке мимики, жестов, движений. Значимость всех этих аспектов, а также манеры поведения возрастает в ходе непосредственного общения журналиста с будущими героями его произведений, с теми, у кого он получает информацию, с коллегами.

Вмасс-медиа встречаются различные типы личности: обращенные «в себя» интроверты и распахнутые навстречу окружающей реальности экстраверты. Но и тут ощутимо тяготение к «золотой середине», к гармонизации крайностей: статистика свидетельствует, что журналистами чаще становятся амбаверты, сочетающие в себе открытость и сосредоточенность.

Успех в любой работе, в том числе журналистской, зависит от способностей – индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют качественный уровень продукции. Они обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности и не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам.

Основными для журналиста издавна считались литературные способности. Недавние социологические опросы подтвердили, что они по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Действительно, отношение аудитории к тексту, а следовательно к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма. Совершенное владение словом для журналиста обязательно. Особенно сегодня, когда в нашу речь вторгается поток иноязычной лексики, когда она засоряется сленговыми и инвективными элементами, что вынуждает лингвистов говорить о феномене «антиграмотности».

Несмотря на то, что в глазах журналистов дар слова остается одним из самых необходимых для профессионала, ни у теоретиков, ни у практиков нет единого мнения о том, что же все-таки самое главное в системе способностей. Во всем их многообразном комплексе выделяются базисные характеристики (интеллект, эмоциональность, воля), социальные (способность к труду, творчеству, личностному развитию), профессиональные (познавательные, проективные и коммуникативные). Помимо того современному работнику СМИ присущи исследовательские, актерские, режиссерские, коммуникативные, организаторские и коммерческие задатки.

Основой способностей служит интеллект, обусловливающий усвоение журналистом знаний и опыта, их сохранение, использование в практике. В кризисных ситуациях, когда в обществе обостряется столкновение экономических и политических сил, особая надежда возлагается на активность интеллектуальных возможностей, поскольку они внутренне не ограничены. Интеллект включает в себя внимание – своеобразную настройку человека на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач, воображение – способность создавать новые образы в ходе отражения действительности, память – вид психического отражения действительности, предполагающий закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, мышление – высшую форму творческого проявления личности.

Тесно связана с информационными процессами интуиция (этимологически это слово восходит к латинскому глаголу intueri, означающему «пристально, внимательно смотреть»), которая помогает решить задачу, максимально сократив (или вообще минуя) необходимые логические операции. У интуиции есть очень интересное свойство: она обостряется, когда мы сталкиваемся с чем-то непонятным, и дает возможность компенсировать недостающую информацию. Но даже очень сильной интуиции недостаточно, чтобы журналист ощутил себя профессионалом. Он должен обладать знаниями, расширять и обогащать их. Это становится возможным, если его мышление будет направленно на разрешение противоречий, объективно присущих действительности.

Журналисту необходимо владеть основами логики – науки о правильном мышлении, применять в своем творчестве общелогические методы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование). Не менее существенна для него и способность рассматривать явления в многообразии их связей, взаимодействий, противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии, иначе говоря, диалектически. Искусство диалектического мышления требует серьезной теоретической подготовки, большой дисциплины ума. Подняться до способности осмысления того, как взаимоотносятся единичное и общее, явление и сущность, случайное и необходимое, возможное и действительное, могут не все журналисты. Умение системно воспринимать мир, осознавать противоречивость бытия и придерживаться историзма в исследовании развивающихся объектов, конечно, достигается большим трудом. Для журналиста важно гармоничное соотношение между пониманием этого мира в его конкретности и научным постижением истины, объективным, обобщенным воспроизведением действительности.

В последние годы отечественные специалисты, занимающиеся проблемами масс-медиа, обратили внимание на необходимость развития социологического мышления журналиста[8] . Подчеркивая, что недопустимо противопоставлять обыденное сознание социологическому, исследователи тем не менее выявляют черты, их различающие. Социологическая культура мышления журналиста позволяет ему подняться над собственным повседневным опытом, преодолеть ограничения, связанные со спецификой определенной ситуации, воспитать уважение не только к факту, но и к точному теоретическому знанию, раскрывающему глубинное содержание этого факта.

В деятельности, тем более творческой, человек представлен целостно, в единстве его интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Сложная гамма эмоций и не менее сложный комплекс чувств не просто сопровождают все этапы журналистской работы, но и сохраняются в ткани его произведений и таким образом передаются читателям, слушателям, зрителям.

Конечно, эмоциональный спектр журналиста индивидуален, однако и здесь можно выявить черты определенных профессиональных групп. Социологические исследования, проведенные в первой половине 1990-х гг., выявили, что среди опрошенных сотрудников СМИ было больше тех, кто обладает радостным ощущением жизни, затем следовали люди эмоционально уравновешенные. На третьем месте оказались их раздражительно-тревожные коллеги[9] .

Как считают психологи, познавательные процессы не оказывают существенного воздействия на биологические свойства человека, а вот эмоции как раз и служат тем механизмом, который способствует изменению внутренней среды организма под влиянием внешних воздействий. Поэтому одна из необходимых черт личности журналиста – зрелость его эмоционального мира. Эмоциональная устойчивость и самоконтроль принципиально значимы для тех, кто постоянно имеет дело с событиями постоянно меняющейся реальности.

Настроения, определяющие границы положительных и отрицательных переживаний, сильно, бурно протекающие аффекты, страсти, подчиняющие себе мысли и действия журналиста, могут оказать существенное влияние и на то, как исполняет он свои профессиональные обязанности, и на психофизиологическое состояние его аудитории. Журналистике противопоказаны в равной степени и эмоциональная бедность, и «эмоциональный перехлест». Чрезвычайно значимы в журналистской профессии чувства – высший продукт развития эмоциональных процессов. В чувствах, связывающих между собой познавательные процессы, переживания, эмоциональные реакции, выражается социальная сущность человека.

Для журналиста принципиально значимы этические чувства. Они программируют его поведение, отражают его гармонию или дисгармонию с обществом. Именно они обусловливают выбор человеком любимого дела. Большую регуляторную нагрузку несет на себе совесть. Столь же актуальны для журналистской профессии познавательные чувства – любознательность, любовь к истине, жажда знаний, радость открытия. От силы интеллектуальных чувств зависит работоспособность человека.

Различать прекрасное и безобразное помогают эстетические чувства, вкус (восприимчивость к эстетическим явлениям), эстетические переживания как сложная система, объединяющая различные эмоции в ходе образного восприятия действительности. Эстетические чувства особенно ярко проявляются при создании художественно-публицистических произведений, радио- и телевизионных программ.

Журналистские способности не являются некоей застывшей данностью. Их динамизм проявляется в том, что они подлежат развитию, оттачиванию, совершенствованию. Это может быть достигнуто практически, в ходе повседневной работы, которая носит, как правило, напряженный характер. Развертывание потенциала журналиста осуществляется в ходе профессионального обучения.

Конечно, в зависимости от специфики СМИ необходимые навыки и умения журналистов могут варьироваться. Так, для теле- и радиорепортера важно иметь четкую дикцию и отличную реакцию, особенно при работе в прямом эфире. Интервьюер и ведущий ток-шоу должны уметь формулировать интересные вопросы, слушать и слышать собеседника, а при необходимости манипулировать им, направлять разговор в нужное русло. От этого напрямую зависит успех статьи или передачи.

Как и у любой профессии у журналистики есть свои плюсы и минусы.

Плюсы: активный образ жизни; встречи и общение со многими известными, талантливыми и просто хорошими людьми; возможность путешествовать по разным городам и странам, бывать там, куда не пускают большинство; статус «свободного художника»: не нужно работать «от звонка до звонка».

Минусы: ненормированный рабочий день для журналиста – обычное дело: чтобы успешно конкурировать с коллегами на медийном роле, нужно много работать, например, в ежедневных газетах практически постоянно приходится трудиться в авральном режиме; невозможность «отключиться от работы», так как все происходящее вокруг воспринимается как информационный повод для очередной статьи или репортажа; журналистика входит в список опасных профессий.

«Готовясь стать журналистом, лучше заранее попрощаться с праздниками и выходными, – делится впечатлениями журналистка Анна Ефремова. – Журналистика – пожизненная командировка. Это нормально: ночные звонки шефа, срочные дела и неотложные поездки, кошмарные сны о сдаче номера. Однако не стоит ждать общественного признания за такое феноменальное самопожертвование. Журналистов в нашем обществе не любят. Вранье, недостаток образования, нечистые заработки – все это вменяют им в вину. И мало кто согласен принять на веру, что есть кто-то не такой, грамотный и принципиальный профессионал. Однако журналисты ни за что не променяют свою беспокойную профессию на другую. Это сродни особой болезни: общение с людьми и активный образ жизни способны заменить им и сон, и отдых»[10] .

журналист призвание ремесло профессия


ГЛАВА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗВАНИЕ И РЕМЕСЛО

2.1 История становления журналистики как профессии

Классическое представление о журналисте-профессионале не случайно, оно складывалось долго. Проблема мастерства (а в дальнейшем и профессионализма) возникла задолго до появления журналистики.

Эпохе дописьменной культуры был свойствен мифологический способ самоорганизации культуры. Синкретизм (слитность, нерасчлененность, характеризующие первоначальное состояние чего-либо) пронизывал восприятие реальности. Важнейшим средством передачи достижений человеческого познания и мышления становилось слово, благодаря его способности фиксировать единое для всех членов общности значение, выражать смысл, необходимый для совместной деятельности, для защиты, для сохранения социального опыта.

Возникновение текста имело исключительное значение: именно слово и текст окажутся связующим звеном на разных этапах становления информационно-коммуникационной деятельности. Текст (первоначально священный) явится системообразующим элементом культуры, и будет оставаться таковым практически до наших дней. Владение Словом, Логосом приобретет особое социальное признание и даже будет соотноситься с высоким социальным статусом человека. Этому будет немало способствовать разделение труда, породившее новые общественные группы, а также расширение практически-познавательной активности человека. Мастерства требовали «каменные газеты» Древнего Египта – изображения, читавшиеся на стенах храмов: об этом свидетельствуют письменные тексты, носившие общественно значимый характер и отразившие авторскую оценку происходящего.

Одной из предшественниц журналистики была риторика (часто это слово употребляется как синоним ораторского искусства). Она продемонстрировала важность и необходимость подлинно высокого профессионализма в тех видах деятельности, которые связаны с убеждением и побуждением людей к действию, с их информированием.. Будучи неотделимой от политики, она участвовала в формировании общественного деятеля, сочетавшего государственное мышление с даром оратора.

Если риторика обогатила журналистику стремлением автора выразить свое мнение, то историография дала прессе уроки честности в освещении фактов (хотя римляне признавали, что историографу не вредно украшать свой труд цветами красноречия). Кроме того, журналистика вобрала в себя потоки деятельности хотя и далекой от творческих взлетов, но способствующей информационному обмену в обществе. Постепенное расширение информационно-коммуникационной нагрузки письменного слова, увеличение числа людей, посвятивших себя созданию хроникально-документальной литературы, мемуаров, появление тех, кто сделал частную переписку предметом общественного интереса, а также тех, кто стал специализироваться на сборе новостей, – все это готовило возникновение журналистики как определенного социокультурного феномена, как вида общественного служения и особой профессиональной деятельности. Этому же способствовало развитие публицистики, унаследовавшей не только политизированность риторики, но и богатейший арсенал ее выразительных средств.

В эпоху Возрождения, максимально приблизившую Западную Европу к возникновению журналистики, «вызревание» литератора-публициста шло под влиянием процесса становления интеллигенции. В то время усилилась связь между духовным творчеством и практической деятельностью. Человек старался глубже осмыслить состояние общества (отсюда повышенный интерес к морали, этике, эстетике, историографии) и точнее воплотить собственное духовное состояние в практическом поведении и в изобразительном искусстве. Развитие социальной информации и коммуникации давало простор для духовно-практической активности людей, особенно если они принадлежали к формирующейся интеллигенции, призванной удовлетворять потребность в распространении знаний и общезначимых ценностей.

Выступая в качестве хранителя духовных ценностей, принадлежащих истории человечества, ренессансная интеллигенция исключительное внимание уделяла Слову, как в устной, так и в письменной его ипостасях (правда, и здесь были исключения:Леонардо да Винчи не признавал пустой риторики, книжного знания, призывая опираться на опыт и разум). Событие, не зафиксированное в Слове, а значит и в тексте, могло стереться из исторической памяти, оно как бы не существовало без своего текстового отражения. Имя человека, его деяния нуждались в сохранении, так как он претендовал не только на пожизненную, но и на посмертную славу.

Сотканная из противоречий эпоха Возрождения содержала в себе зародыш противопоставления человека образованного (Homolitteratus) человеку производящему (Homofaber). В определенной степени это справедливо и для протожурналистики. С одной стороны, время Ренессанса выдвинуло на первый план литератора-публициста типа Франческо Петрарки (1304–1374), который с пафосом, присущим гражданскому гуманизму, откликался на злобу дня, предвосхищая толстовский девиз «Не могу молчать!». Но политическое насыщение риторики и риторическое наполнение литературы происходили неоднозначно. «Протожурналисты» были детьми своего времени. Публицистичность становилась характерной чертой журналистики.

«Публицистическая ветвь» журналистики получает новый импульс в период Реформации широкого общественного движения в Западной и Центральной Европе XVI в., носившего антифеодальный характер и принявшего форму борьбы против католической церкви. Тогда политический текст окончательно перестает быть исключительной привилегией риторики и с помощью печати получает широкое распространение. Страстность борца, проповедника, идеолога, несущего людям Слово, откровение, истину, надолго останется составляющей образа мастера политической публицистики. Так, позднее, в годы английской буржуазной революции памфлетное творчество обретет не только относительно массовое распространение, но и станет выражением гражданского мужества, стойкости. Среди публицистов в то время встречались и политики, и литераторы. Проповедническое начало войдет в плоть и кровь мастеров слова разных стран и народов.

Но литератор-публицист не был единственным прототипом журналиста-профессионала. По мере того как формировалась журналистика, она вбирала в себя представителей различных видов деятельности. Происходило своеобразное притяжение-отталкивание компонентов, которые в дальнейшем обусловят журналистское разделение труда. Например, первый печатник, типограф сам создавал шрифты, выполнял обязанности редактора, издателя, продавца. Его активность казалась чисто технической, но именно типограф в Западной Европе получал преимущественное право на создание газеты: в 1540 г. венскому типографу ГансуЗингринеру была дана привилегия «оглашения всех новостей, касающихся города», а в 1615 г. его соотечественник ГрегорГельгбаар начал публиковать «ординарные и экстраординарные известия и все, что их касается». В 1605 г. в Антверпене типограф Авраам Вергевен получил право печатать и гравировать, а также продавать новости о победах, взятии городов. Создателями газет становились книгопродавцы, а также почтмейстеры. Первые венецианские рукописные газеты издавали профессиональные собиратели новостей, объединенные в специальный цех. Рукописные газеты распространял банкирский дом Фуггеров (Германия, г. Аугсбург), пользовавшийся сетью агентов, собиравших деловую информацию.

Таким образом, в журналистику входили и те, кто владел словом, и те, кто обладал новостью, и те, кто имел возможность новости распространять.

Несмотря на то, что круг первых газетчиков был пестрым по составу, уже в XVII в. выпуск периодического издания налагал серьезные профессиональные обязательства на того, кто брался за это ответственное дело. Например, во Франции существовал корпоративно утвержденный статус, гласивший, что печатники и книгоиздатели должны получить хорошее образование, знать латынь и греческий. Нужен был и сертификат, дающий право заниматься издательской деятельностью. Конечно, до появления понятий «журналистская профессия» или «журналистский профессионализм» было еще далеко, но некоторые профессиональные характеристики здесь, конечно, налицо.

Важные изменения произошли в Европе при ее вступлении в «век Просвещения» – так называют период конца XVII–XVIII вв. Они были связаны с серьезной модификацией культурной обстановки эпохи. Священный текст с его сакральным отношением к слову постепенно уступал первенство тексту научному, опирающемуся на разумное постижение действительности, на опыт, помогающий познавать законы природы и общества. Считается, что именно в это время знание приобретает информационную форму, перестает быть чем-то априорно данным человеку, который, следуя ренессансным традициям, начинает читать мир как книгу, но не просто читать: появляется ощущение того, что действительность можно усовершенствовать.

Развитие журналистского профессионализма происходило столь же динамично в этот период, как и становление самой прессы. Журналист-профессионал начала XVIII в. в странах Западной Европы существенно отличался от своего собрата, жившего в Америке конца XIX в.

Если попытаться определить ведущую тенденцию, характеризующую изменения в профессии журналиста, произошедшие в XVIII–XIX вв., когда повсеместно формировалась система прессы и обмен информацией начал приобретать международный характер, то ее можно обозначить словами «усложнение» и «дифференциация».

Действительно, такое явление как персональный журнализм требовало от человека профессионального универсализма. Например, журнал «Ревью», который выпускал знаменитый английский писатель Даниель Дефо (1660–1731), был исключительно продуктом труда, таланта и подвижничества этого литератора-публициста. Дефо сам писал материалы на политические, коммерческие и социальные темы, будучи одновременно репортером, правщиком, комментатором. Он считал своими журналистскими достоинствами умение отбирать факты и использовать их, а также владение богатым словарным запасом, способность критически оценивать собственную работу. Дефо был не чужд и политической активности, которая принесла ему серьезные неприятности, а затем вынудила стать главой секретной службы английского премьер-министра (принять это предложение писателя побудило тяжелое материальное положение его семьи).

Французские просветители-энциклопедисты в середине XVIII в. также обратились к проблеме специфики журналистского труда. По их мнению, есть два типа журналиста: один светит «отраженным светом», обозревая и комментируя новинки литературы, науки, искусства и т.п.; другой обладает достаточным талантом и смелостью, чтобы служить прогрессу.

Служение истине становится лейтмотивом творчества тех французских журналистов, которые создавали свои произведения в годы Французской революции 1789 г., когда взлет персонального журнализма наиболее ярок. Жан-Поль Марат (1743–1793), издавая за свой счет знаменитую газету «Амидюпепль» («Друг народа»), выступал и как редактор, и как автор, и как корректор, и как метранпаж. Столь разносторонняя деятельность стала возможной благодаря литературному мастерству и ораторскому пафосу Марата.

История подтверждает, что звездными часами персонального журнализма стали периоды наивысшего общественного подъема, когда необычному времени требуются исключительные личности. Такой личностью был англичанин Томас Пейн (1737–1805) – участник нескольких революций, государственный деятель, философ, журналист, чьи памфлеты расходились огромными тиражами, и их резонанс в Европе и Америке был исключительно велик. Пейн прославился не только как политический публицист, но и как организатор периодики, завоевавшей огромную аудиторию и снискавшей прочный авторитет.

Просветительские идеалы нашли отражение и во взглядах на прессу М.В. Ломоносова, который видел в журналистской работе особый род деятельности – творческой и нацеленной на служение истине. Любопытная антитеза возникает при сопоставлении взглядов на общественное предназначение журналиста, высказанных в полемике русского просветителя Н.И. Новикова и Екатерины II. Для Новикова главная задача журналиста заключается в критическом изучении действительности, исправлении ее, воспитании полезного члена общества, а Екатерина II требует от сочинителя верности государю, миролюбия, добронравия.

Сходство русской журналистики с мировой прессой века Просвещения выразилось в том, что с возникновением частной периодики в ее работу все активнее включались писатели. Слова «писатель», «сочинитель», «литератор», «журналист» воспринимались как синонимы. Отношение к журналистике как словесности и соответственное понимание роли журналиста было присуще многим российским авторам конца XVIII – начала XIX вв. Эта ситуация будет постепенно меняться – как в России, так и в Западной Европе.

К началу XIX в. журналистика представляла собой сложную, многопрофильную структуру. Усложнялась технология газетного дела, становилось более разветвленным редакционное разделение труда. Увеличение объема рекламы (объявлений) создавало основу для коммерциализации прессы. XIX столетие выявит две концепции, отразившие разные представления о назначении журналиста. Согласно одной, журналист политический борец, социальный философ, литератор, призванный освещать и всесторонне раскрывать наиболее важные проблемы действительности, отстаивать свою точку зрения, не испытывая страха перед преследователями, не боясь нищеты и голода. Согласно другой, журналист – нечто вроде предпринимателя, исходящего прежде всего из соображений выгоды, рассматривающего газету или журнал по преимуществу в качестве источника дохода. Каждая из концепций подразумевала свои требования к журналисту-профессионалу, и каждая находила воплощение в редакционной практике.

В XIX в. не только стали четко разграничиваться функции издателя, редактора и пишущего журналиста, но и усилилось размежевание между журналистом-борцом и журналистом-предпринимателем. Дифференциация социальных ролей журналиста в XIX в. происходила весьма интенсивно. Например, в Америке начала XIX столетия вместе с развитием партий и расширением партийной борьбы возникает «ругательная журналистика», в контексте которой процветает вполне определенная разновидность репортеров – людей, способных отстаивать свою правоту не только в словесной, но и в кулачной драке. Набор профессиональных качеств сотрудника газеты и журнала изменился и в ходе формирования «нового журнализма».

Одним из отличительных признаков нового журнализма (в частности, в его американском варианте) явилось то, что фундаментальной функцией газеты признавалось распространение информации. Преобладающее место стало принадлежать не прежней газете, содержащей главным образом «взгляды и мнения» (viewspaper), а новой – являющейся газетой «новостей» (newspaper). «Глагол», призванный «жечь сердца людей», уступил место факту, откровенно партийный публицист – внешне беспристрастному репортеру, профессиональное мастерство которого оказывалось в прямой зависимости от умения «чувствовать» сенсацию, находить «горячие» новости и своевременно доставлять их в редакцию.

Противостояние «публицистики мнения» и «журналистики факта» в их предельно заостренном, чистом виде отнюдь не исчерпывает проблему профессионализма. Между этими плюсами помещается огромное срединное пространство, в котором существуют многочисленные возможности каждому определить свое место в системе редакционного разделения труда, найти свою нишу в отражении действительности и свой способ творческого самовыражения.

XIX столетие придало дифференциации журналистского труда отчетливо выраженные формы. Во многих странах было закреплено размежевание собственно журналистской деятельности и административного руководства прессой. Усилилась тенденция к специализации сотрудников редакций.

С внутриредакционной специализацией исследователи часто связывают развитие аналитической журналистики, отличной от универсального журнализма, который не погружался в причины и следствия событий.

Очевидно, что аналитический метод в журналистике неотделим от научного мышления, от навыков глубокого, исследовательского подхода к фактам и явлениям. Век XIX с его нарастающим прагматизмом, иррационализмом, а также со стремлением утвердить в обществе отношения «механической солидарности», идеалом которых служит отлаженная работа фабрики, не стал эпохой торжества разума. Но преемственность культурного развития сохранила тяготение человека к дальнейшему постижению законов природы и общества и формированию своего отношения к миру на основе знания о нем. Усилившаяся в XIX в. социологичность знания по-новому высветила роль факта в контексте системного отношения к реальности. И то и другое отразилось в журналистике.

В трудах отечественных и зарубежных журналистов, ставших достоянием истории, четко прослеживается цепочка взаимодействия факта, анализа, оценки. Конечно, эта цепочка могла и разорваться, когда факт и оценка приобретали самодовлеющее значение, а аналитическая составляющая «выпадала» и из авторского замысла, и из текстовой структуры. Но в подлинно исследовательском, аналитическом произведении все три компонента находились в равновесии. Означало ли это, что литературное мастерство отходило на задний план? Не вызывает сомнений, что текст можно составить, руководствуясь стандартными правилами. Однако так же несомненно то, что только творческая индивидуальность способна придать ему неповторимость, уникальность, во многом зависящую от меры соотношения различных его частей, от способности корреспондента не только правильно мыслить и формулировать мысль для себя, но и находить те речевые способы выражения смысла, которые донесут авторскую идею до читателя, придав ей особую убедительность. И, возможно, именно аналитическая журналистика наиболее полно концентрирует в себе единство слова и мысли, присущее человеческой природе.

В России XIX в. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов призывали изучать факты, делать выводы из них «на обоюдную пользу истории и теории», представлять результаты их анализа, «а не частные счеты , не множители и делители»http://evartist.narod.ru/text5/60.htm - _ftn9 .

XIX столетие продолжило еще одну устойчивую международную тенденцию, существенную для понимания особенностей журналистского профессионализма: пресса продолжала оставаться сферой приложения общественно-литературного дарования писателей и поэтов, которые выступали в качестве редакторов, издателей и сотрудников газет и преимущественно журналов.

На рубеже XIX–XX вв. как в Европе, так и в Америке получает развитие журналистское образование, что еще раз доказало: эта профессия прочно заняла свое место в системе общественного разделения труда.

Первая половина XX в. (особенно период между первой и второй мировыми войнами) стала временем дальнейшего усложнения структуры журналистской профессии. В определенной степени это было связано с совершенствованием технологии средств массовой информации. Так, в 30-е гг. в типографии американской газеты «Нью-Йорк таймс» насчитывалось 1800 рабочих, в ее редакции – 616 сотрудников, в конторе – 953 человека, в правлении – 84http://evartist.narod.ru/text5/60.htm - _ftn10 . Появление телефона и его широкое использование в прессе динамизировало репортаж («рипортинг») и вызвало к жизни пресс-стенографирование и «рирайтинг», то есть редакционную подготовку к печати материалов, полученных от корреспондентов. Изменившаяся техника иллюстрации повысила престиж фоторепортера.

Внесло свою лепту в журналистское разделение труда развитие радиовещания. «Разговорные газеты», «разговорная журналистика» вели поиск своего лица, конкурируя с прессой, вырабатывая особый профессиональный стиль. После организации первых публичных сеансов телевизионного вещания электронное средство информации постепенно добавило новые краски в палитру журналистской профессии.

XX в. по-новому высветил проблему соотношения факта и мнения в журналистском творчестве. Отсутствие в журналистике «поля точного знания» вызвало озабоченность у наиболее серьезных сотрудников и исследователей западной прессы. Однако профессионализация журнализма, придание ему «антисубъективного» характера, предусматривавшего опору на факты, беспристрастность, правдивость, была чрезвычайно трудно достижима.

Дальнейшая коммерциализация прессы, ее монополизация, массовизация, формирование информационного рынка усилили материальную зависимость журналиста на Западе.

Идеологическое размежевание и политическая дифференциация в контексте противостояния капитализма и социализма, зарождения национально-освободительного движения, появления фашистских режимов, нарастания военной угрозы и развязывания второй мировой войны привели к практически повсеместному углублению политизации профессии, усилению в ней пропагандистских начал. Возрастала политическая ангажированность значительного числа журналистов, даже если они отказывались открыто признать это. Четкое определение классовой, партийной позиции для многих превращалось в центральный, системообразующий элемент их деятельности. Журналист должен был выбрать свое место в расстановке общественных сил, определить, на чьей стороне он сражается. Далеко не каждому удавалось противостоять обстоятельствам, не превратиться в исполнителя чужой воли, не оказаться жертвой социальной мифологии. Слово продолжало оставаться оружием борьбы.

Вторая половина XX в. не дала исчерпывающего ответа на вопрос о том, есть ли универсальное определение журналистского профессионализма. На этот счет существуют разные мнения. Мы же постараемся выразить свой взгляд на эту проблему, посвятив следующую главу рассмотрению вопроса о том, что же есть журналистика – профессиональная деятельность, призвание или ремесло

2.2 Соотношение понятий: призвание, ремесло и профессия применительно к журналистской деятельности

Приступая к рассмотрению обозначенной нами проблемы, прежде всего необходимо разобраться с терминами «призвание», «профессия», «ремесло», а затем рассмотреть их непосредственное соотношение в журналистской деятельности.

В Большом толковом словаре русского языка слово «призвание» трактуется как «склонность, способность к какому-либо делу, профессии» или – в качестве смыслового оттенка – как «назначение, предназначение»[11] «Профессия» определяется как «род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»[12] . В контексте противопоставления призвания и профессии нам больше подойдет более конкретное понятие последней, данное в Педагогическом энциклопедическом словаре: «Профессия (лат. professio – официально указанное занятие, от profiteor – объявляю своим делом), вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. Профессия отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника»[13] .

Также из житейского опыта нам известно, что слово «призвание» обычно употребляется в отношении к таким видам деятельности, которые так или иначе связаны с творчеством или даже еще уже – искусством (так, можно говорить о призвании художника, допустимо – о призвании хирурга, но совершенно неуместно – о призвании маляра или дворника). Существенной характеристикой профессии является то, что – в отличие от призвания – она, как правило, подразумевает такой вид деятельности, в котором многие могут добиться одинакового успеха; это своего рода ремесло (или наука, но наука рутинная – такая, в которой личность научного сотрудника практически не отражается на результате научной деятельности, а авторство этих результатов анонимно или, во всяком случае, безразлично для заказчика или потребителя).

Сама этимология слова «призвание» говорит об избранности человека, который пошел по пути реализации своего таланта: призвание – призыв – зов. Как будто сама эта деятельность (например, поэзия) зовет его осуществить, воплотить, выразить свой талант.

Профессия и призвание в строгом смысле не противоречат друг другу. В некоторых случаях можно говорить о призвании внутри профессии (по отношению к тому человеку, который целенаправленно выбрал именно ту профессию, которая ему нравится, и достиг в ней значимых результатов). Верно также и то, что призвание человек может испытывать к деятельности, которая не является профессией.

Что касается ремесла, то в Большом толковом словаре русского языка это слово трактуется как «мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия; Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека»[14] . Разумеется, это определение не совсем подходит нам, но если рассматривать его применительно к журналистике, то получается. Что ремесло журналиста – это ни что иное, как производство какого–либо журналистского продукта, то есть репортажа, статьи, новостной передачи и т.д. Но, исходя, из логики данного определения ремесло уже само по себе представляется лишь частью профессиональной деятельности журналистка, а не равнозначно ему. И также, чтобы делать хороший «продукт», к определенному ремеслу (в нашем случае к журналистике) необходим талант (или призвание), как также один из составляющих компонентов профессии.

Известно, что понятие творчества по-разному трактуется учеными и художниками; в самом общем виде – это появление нового в любой области человеческой практики. Творчество проявляется в тех ситуациях, когда человек сам, без точной инструкции решает, как ему поступить. В таком случае журналистика пронизана творчеством: сотруднику СМИ приходиться принимать решения в конкретных условиях, порой опровергающих схемы, ранее устойчиво бытовавшие и в социальной практике, и в общественном сознании, не укладывающиеся в рамки нашего повседневного опыта.

Но труд журналиста профессионален, то есть подчинен заданным алгоритмам, зависим от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций. Для газетчика (как и для любого другого специалиста) необходим опыт решения сходных задач, позволяющий сэкономить силы, время и избежать типичных ошибок.

Поэтому понятия «профессия, призвание, ремесло», по-нашему мнению, составляют единую сферу журналисткой работы и не могут быть отделены или противопоставлены друг другу. Это можно проследить даже на примере современного бытования журналистики.

2.3 Современная журналистика

Цивилизация Земли вступает в новую фазу своего развития, которую можно охарактеризовать как сознательную эволюцию. Переход на качественно иную ступень человеческого сознания стимулируется обостряющимися глобальными проблемами современности, изменением доминирующих типов общественного развития (цивилизационный слом), всё возрастающей диспропорцией роста производительных сил и духовного развития человека. Поэтому средства массовой коммуникации, важной частью которых выступают средства массовой информации, а через них и журналисти-профессионалы, начинают играют в современном мире все более важную роль, существенно влияя на процессы развития общества.

В связи с тем, что сегодня мировому сообществу открывается новая научная картина мира, отражающая духовно-творческую доминанту предстоящей эволюции и требующая иных мировоззренческих парадигм и познавательных моделей, СМИ приобретают качественно новые задачи, направленные на становление духовно ориентированной цивилизации. Культурные институты прессы, издательств, кино, радио, телевидения способны возбуждать общественное мнение, формировать массовые программы убеждённого поведения широкой общественности, корректировать деятельность институтов и организаций, т.е. способствовать разрешению теоретических и практических проблем общества. Кроме того, институт СМИ имеет широкое влияние на формирование личности, на процесс социализации человека в обществе, приобщая его к культурным ценностям и нравственным нормам. Он способен изменять актуальные мнения, настроения и действия читателя, зрителя, слушателя, создавать для него модели актуальной действительности, «модели мира» для уточнения своего места, своей деятельности в этом мире. Журналистское творчество разворачивается в той жизненно важной сфере общественного бытия, где идеи овладевают массами и становятся материальной силой.

Однако при всей уникальности момента и грандиозности задач журналистика в нашем обществе сама превратилась в глобальную проблему современности. Сегодня в масс-медиа распространяются такие явления асоциальности, которые влияют на морфологию современной культуры в целом, насаждая образцы рыночной «шоковой» культуры и стандарты массового сознания, тем самым усугубляя кризис состояния современного индустриального общества.

В этих условиях наиболее важной становится проблема оценки человеческим обществом качества целей и средств массовой коммуникации, их результативности в контексте формирования национального социокультурного пространства в сообществе с мировым. В связи с этим возникает необходимость фундаментальных изменений в подходе к изучению СМИ, а также связанная с этим проблема подготовки кадров журналистов в системе высшего образования.

Сегодня в преподавании основ профессиональной творческой деятельности журналистов образовался крен в сторону лишь общего представления о профессии (этика, право, менеджмент) и технологических приёмов создания журналистских произведений - прежде всего жанровой характеристики текстов, востребованных актуальной социальной практикой. При этом оказывается второстепенным такой важный аспект образования, тесно связанный с воспитанием в целом, как формирование собственного мировоззрения молодого журналиста, его системы ценностей, образа мира, особенностей творческой самореализации. Очевидно, что актуализация последнего может оказаться одним из существенных факторов в преодолении кризиса современной журналистики.

Многие из существующих проблем порождены самими журналистами, и решать их - первая задача любого профессионала в области СМИ. Важно при этом учитывать все уровни поиска выхода из тупика - законодательно-правовой, профессионально-образовательный и нравственно-этический. Многие исследователи современных проблем журналистики и общества близлежащими задачами видят внесение в Госдуму законодательных поправок к «самому демократичному в мире Закону о СМИ» для урегулирования отношений между владельцами и СМИ в пользу защиты права человека на получение достоверной информации[15] . Необходимо чётко разграничить журналистику от политики, политическую журналистику - от политических медиа-технологий, новости - от их интерпретации, заказные материалы - от «свободного» слова. Параллельно с этим надо обучать, и не только студентов-журналистов, грамотному восприятию любого журналистского сообщения, учить анализировать его, узнавать истинные мотивы и цели коммуникаторов, не только распознавать технологии манипулирования, но и грамотно противостоять им. Журналисты должны работать со смысловыми интенциями, идеями, содержание и качество которых во многом будет определено их уровнем образования, воспитания и просвещения в высшей школе.

Следует кроме того отметить, что трансформация культурных ценностей, обусловленная сменой эпох, и современные тенденции в социальной сфере естественным образом повлияли на деятельностную природу журналистики. Деятельность, имевшая в своей основе духовное и творческое начало, характеризовавшаяся чувством ответственности публициста в XIX веке, трансформировалась в журналистику, которая включена в рыночные отношения и сегодня рассматривается с позиций потребительства. Такое понимание журналистики сформировалось во многом под влиянием Запада. Но оно связано еще с традициями СМИ, национальным характером, с ситуацией, которую сегодня переживает Россия.

Развитие профессионализма журналиста как социокультурного феномена обусловили: потребительская культура, сформировавшаяся в обществе; явление «нового журнализма»; воздействие зарубежной культуры; раскол общества, связанный с переходом социальной системы из одного состояния в другое. Следствием всех этих процессов стало: изменение профессионального сознания, ценностей, приоритетов деятельности в журналистике, развитие и существование различных профессиональных установок (парадигм профессиональной деятельности); разделение журналистского сообщества; изменения жизненных стратегий – установка на высокий уровень жизни; «светский» образ жизни.

Профессиональный образ современного российского журналиста складывается из умения приспосабливаться к стремительно меняющейся ситуации в обществе и СМИ.

Этот образ характеризуют такие черты, как:

1. Управление информацией и аудиторией (воздействие, транслирование управленческих программ, исполнение воспитательной функции журналистики). Эти черты присущи в большей степени журналистам старшего поколения.

Следующие группы черт можно наблюдать у журналистов нового поколения.

2. Прагматизм (манипулирование действительностью, ориентация на потребление, а не на созидание, пересмотр ценностей профессии, изменение духовности человека, поиск сенсации, спекуляция, неориентированность на конечный результат, выполнение, преимущественно развлекательной функции журналистики).

3. Упрощенность подходов (поверхностность показа сути проблемы, дилетантизм, отсутствие анализа, нечеткость мысли, однонаправленность, минимизация творчества, вульгаризация).

4. «Светский» образ жизни (высокий социальный статус, броская внешность).

Эти качества определены временем. Но сохранились важные качества, характеризующие разные поколения журналистов и положительно влияющие на журналистику:

5. Стилистический талант (совершенствование литературной нормы языка СМИ).

6. Умение понимать факты и интерпретировать мнения и комментарии (быть очевидцем, летописцем истории).

Стремясь к расширению своих возможностей влияния на аудиторию, властные структуры прибегают к ограничению деятельности СМИ, оказывая негласное цензурное давление. В связи с этим, исследователи поднимают ряд проблем, ставшие причиной обособления журналистики от литературного процесса[16] . Это такие проблемы, как политизация медиа, политическая ангажированность современной российской прессы, влияние той или иной идеологии на позицию журналиста, трансформация журналистики в пиарналистику, проблема «нового корпоративизма» (применение корпорантами конкретных «правил игры») и как следствие - направленное воздействие СМИ на политизированную элиту. Это, в свою очередь, привело к отчуждению и недоверию населения средствам массовой информации. А журналистика и журналисты стали инструментом власти, инструментом манипулирования, а информация – символом политического влияния и власти. Следствие этого – возросшая тенденциозность информации, исходящей от журналистов, которые «обслуживают» своих хозяев, что ведет к отчуждению аудитории от СМИ. Влияние политических факторов на журналистику, политическая ситуация и политические интересы власти усугубили проблему профессионализма. С одной стороны, журналисты стали более свободны и мобильны, с другой стороны – их выбор ограничен. Власть оказывает давление на журналистику. Регламентированная «сверху» деятельность журналиста больше походит на работу пресс-службы государства. При этом журналисты ведут себя соответственно своему положению, отождествляя журналистику со сферой услуг: они служат хозяину, предоставляют информацию для него, такую, какая нужна ему, сами нередко употребляют власть в личных интересах. Профессионализм современного журналиста рассматривается как инструмент власти и складывается из таких навыков, как владение манипулятивными тактиками, умение найти сенсацию, некомпетентность, неориентированность на конечный результат, отсутствие героя в материале. Под влиянием политического фактора сформировались такие профессиональные качества и черты:

1. Политизированность (обособление журналистики от литературного процесса).

2. Корпоративный менталитет (исполнение конкретного политического заказа, приравнивание журналистики к PR, исполнение функций пресс-секретаря, а не журналиста, оценочность, субъективность журналиста – выбор «нужной» информации).

3. Карьеризм (престиж, особый статус в профессиональной среде, успех, большая возможность карьерного роста).

На становление профессионализма журналистов в современном мире оказывают влияние и экономические факторы. В последнее десятилетие ХХ столетия в сфере СМИ произошли кардинальные изменения экономического и организационного характера: ранее подчиненная государству система средств массовой информации и пропаганды постепенно ушла из-под тотального контроля, у государства по отношению к массовой коммуникации осталась лишь одна функция – регулятивная. Россия пережила процесс концентрации СМИ в руках медиа-магнатов. Мощные медиахолдинги были созданы вокруг наиболее успешных средств массовой информации. Пресса превратилась в инструмент ведения бизнеса. Корпорации предъявили свои правила игры.

Монополизация СМИ тесно связана с коммерческими аспектами журналистики. Становясь элементом рыночной системы, отдельные СМИ начинают подчиняться законам ее функционирования и стремятся к завоеванию господствующего положения среди себе подобных. Все это сказывается на качестве их деятельности: создаются такие СМИ, для которых денежные выгоды стали важнее объективности и реальных интересов читателя. Влияние экономики на медиасферу определило путь развития СМИ, сложился так называемый «рынок прессы». В результате чего СМИ получили возможность свободно развиваться как бизнес, опирающийся на потребительский спрос. Молодое поколение журналистов ориентируется на рыночную концепцию журналистики, как агентства услуг для потребителя и производителя. Они придерживаются тех норм, которые превалируют в профессии и обществе, где экономический детерминизм остается жестким фактором. Профессионализм журналиста стали определять способности выживать в условиях рыночной экономики: умение приспосабливаться, работать на износ, а так же успех и карьерный рост. Новый журнализм характеризуется прагматичными целями, и все больше востребованы журналисты, имеющие коммерческую жилку, умеющие лоббировать интересы заинтересованных частных лиц.

Коммерциализация и монополизация, как проявления экономического фактора, формируют прагматическое отношение к профессии. Творческая деятельность осознается как работа, которая направлена на создание продукта – услуги, товара, востребованного на медиарынке. На фоне коммерциализации и монополизации СМИ сформировались следующие профессиональные черты:

1. Самостоятельность (способность выживать в условиях рыночной экономики, стремление к независимости).

2. Коммерциализация сознания (легкость смены убеждений, творческие амбиции, коррупция, расчетливость, предприимчивость, ложь);

3. Продажность (умение угодить заказчику, писать рекламные материалы).

4. Безответственность (помпезность, фальшь, специфика работы в «желтой прессе»).

5. Стремление к славе любой ценой (стремление к получению высокого должностного статуса, блат, успех, поиск новых перспектив).

Журналистика, как и любая другая сфера, в значительной степени ощутила влияние технологического прогресса. Профессиональной особенностью современного журналиста становится технологизация его деятельности: умение совмещать несколько видов работы одновременно, выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребности и интересы аудитории, быть супероперативным, мобильным. Это положительные качества современного профессионального журналиста. По сравнению с его коллегой, работающим в ХIХ веке, сегодняшний журналист может похвастаться не только оперативностью и количеством, но и своей универсальностью. Такое качество стало развито с появлением телевидения, когда журналистская профессия стала коллективной, диалогичной, а не монологичной, как в ХIХ веке. Владение технологиями журналистской работы стало определять профессионализм современного журналиста. Понимание профессионализма как таланта и призвания, утвердившегося в религиозном сознании, сегодня также не утратило своего смысла и значения, но современному журналисту мало иметь только талант и призвание, он еще должен быть опытным, уметь владеть техникой, совмещать различные виды профессиональной деятельности, быть мобильным и уметь чувствовать время. Может быть, прежняя журналистика была более персональной и точной, на нее претендовали профессиональные литераторы, сегодня востребована коллективная, глобальная журналистика и журналисты, интересные аудитории, прежде всего, со своей индивидуальностью, неординарные личности, способные мыслить и принимать решения, исходя из моральных личностных установок. Все это – положительное влияние технического прогресса.

Однако технический прогресс имеет и свои негативные последствия, которые стали характеризовать современную журналистику. Из определения профессионализма уходит этическая составляющая. Это отражается на профессиональной деятельности журналиста, который перестает осознавать свою социально-значимую роль в профессии, ориентируется на человека, как на безликого, бездушного потребителя информации. Журналист становится манипулятором общественного мнения. Профессионализм работника СМИ ассоциируется с технологизмом. Технологизм – это тоже профессионализм. Но в технологии деятельности много помех для этизации профессионализма.

Профессиональные черты, сформировавшиеся под влиянием технологического прогресса и положительно повлиявшие на журналиста и на современную журналистику в целом, такие:

1. Владение компьютерными и информационными технологиями.

2. Мобильность, оперативность, активность.

3. Способность адаптироваться к языку электронных СМИ.

4. Способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно.

5. Диалогичность (взаимодействие различных форм СМИ).

6. Коллективный характер профессии.

Технологический прогресс привнес в профессию и негативные черты:

7. Ориентация на профессиональный успех.

8. Способность манипулировать общественным мнением.

9. Несоблюдение норм профессиональной этики.

Таким образом, мы можем сказать, что в современном мире проблема журналистского профессионализма напрямую зависит от процессов, которые происходят в обществе. Прежняя парадигма профессионализма журналиста, сформировавшаяся в лучших традициях отечественной публицистики XIX века, почти разрушилась под воздействием объективных условий, которые не столько повлияли на журналистов, сколько на саму журналистику.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев проблему соотношения профессионализма, призвания и ремесла в работе журналиста мы можем сделать следующие выводы:

1. Профессия журналиста – одна из древнейших в мире, тем не менее, не только в кругу практиков, но и в среде учёных и преподавателей журналистики не существует общепринятого понимания данной профессии. Исследователи выделяют четыре группы факторов – социокультурные, политические, экономические и технологические, – оказавшие влияние на современные представления о профессионализме.

2. При выявлении констант профессионализма журналиста, следует, учесть прежде всего субъективные факторы; для журналистской профессии это – некая природная предрасположенность к деятельности: призвание к духовно-практической, общественной деятельности; талант к созиданию, творчеству; гуманитарная направленность личности; физическое здоровье (динамизм, активность). Наряду с этим, для любой профессии важны как моральные ценности, так и ценности компетенции, причём не только «абстрактные привлекательные смыслы» (ситуативные ценности), но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека.

3. Классическое представление о журналисте-профессионале не случайно, оно складывалось долго. Проблема мастерства (а в дальнейшем и профессионализма) возникла задолго до появления журналистики. В журналистику на протяжении ее развития и становления как профессии входили и те, кто владел словом, и те, кто обладал новостью, и те, кто имел возможность новости распространять.

4. По нашему мнению, профессия, ремесло и призвание применительно к журналистике не противоречат друг другу; в некоторых случаях можно говорить о призвании внутри профессии (по отношению к тому человеку, который целенаправленно выбрал именно ту профессию, которая ему нравится, и достиг в ней значимых результатов); верно также и то, что призвание человек может испытывать к деятельности, которая не является профессией.

5. В связи с тем, что сегодня мировому сообществу открывается новая научная картина мира, отражающая духовно-творческую доминанту предстоящей эволюции и требующая иных мировоззренческих парадигм и познавательных моделей, СМИ приобретают качественно новые задачи, направленные на становление духовно ориентированной цивилизации. Культурные институты прессы, издательств, кино, радио, телевидения способны возбуждать общественное мнение, формировать массовые программы убеждённого поведения широкой общественности, корректировать деятельность институтов и организаций, т.е. способствовать разрешению теоретических и практических проблем общества. Кроме того, институт СМИ имеет широкое влияние на формирование личности, на процесс социализации человека в обществе, приобщая его к культурным ценностям и нравственным нормам. Журналистское творчество разворачивается в той жизненно важной сфере общественного бытия, где идеи овладевают массами и становятся материальной силой. В этих условиях наиболее важной становится проблема оценки человеческим обществом качества целей и средств массовой коммуникации, их результативности в контексте формирования национального социокультурного пространства в сообществе с мировым. То есть, в современном мире проблема журналистского профессионализма напрямую зависит от процессов, которые происходят в обществе.


ЛИТЕРАТУРА

1. Большой толковый словарь русского языка гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2002.

2. Виноградова С.М. Слагаемые журналисткой профессии Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

3. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. М., 2004.

4. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб , 1995

5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., Аспектпресс, 2004.

6. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. Краснодар, 1996.

7. Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. - Воронеж, 2006.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

9. Сашенко М.В. Подходы неклассической науки к преодолению кризиса в современной журналистике Вестник КрасГУ. - Гуманитарные науки. - 2001.

10. Симкачёва М.В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. – Казань, 2006.

11. Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста//Логос. Общество. Знак. / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1997.

12. Социальная практика и журналистский текст / под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. М.: Изд-во МГУ, 1990.

13. Тулупов В. Профессионализм как научно-методическая проблема (системный подход) // Научный журнал. – 2006. - №20.

14. ФЗ №2124-1 от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»


[1] Тулупов В. Профессионализм как научно-методическая проблема (системный подход) // Научный журнал. – 2006. - №20. С. 9.

[2] Симкачёва М.В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. – Казань, 2006. С. 11

[3] Там же С. 12

[4] Симкачёва М.В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. – Казань, 2006. С.14

[5] Там же. С. 17

[6] Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Воронеж, 2006. - С. 60

[7] Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб , 1995. С.47.

[8] Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста//Логос. Общество. Знак. / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1997. С. 39.

[9] Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста//Логос. Общество. Знак. / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1997. С.41.

[10] Тулупов В. Профессионализм как научно-методическая проблема (системный подход) // Научный журнал. – 2006. - №20. С. 7.

[11] Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2002.С. 977.

[12] Там же. С. 1035.

[13] Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 226.

[14] Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2002.С. 809.

[15] Виноградова С.М. Слагаемые журналисткой профессии / Основы творческой деятельности журналиста. -СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. С. 54.

[16] Виноградова С.М. Слагаемые журналисткой профессии / Основы творческой деятельности журналиста. -СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. С. 69.