Человек во вселенной

САНКТ-ПЕРЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Факультет менеджмента Специальность: 080504 «Государственное и муниципальное управление»

САНКТ-ПЕРЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Факультет менеджмента

Специальность: 080504 «Государственное и муниципальное управление»

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Концепция современного естествознания

Тема: Человек во вселенной

Выполнил: Студент III курса группы ГМУ-07-3Б

Латынов М.А.

Проверил: ___________________

Якутск, 2009 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕЛЕННОЙ………………………..5

1.1. Теория вселенной……………………………………………………………..5

1.2. Временные масштабы во вселенной………………………………………...6

ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ…………………………………………...10

2.1. Биосфера и космос…………………………………………………………..10

2.2. Ноосфера……………….…………………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Современные представления о человеке связаны с феноменом его появления как итога эволюции органического мира. Некото­рые ученые считают началом выделения человека — появление прямохождения. Останки такого человека найдены в Эфиопии, им около 4 млн. лет. По ним можно видеть, что тогда не было ни огня, ни орудий труда. Прямохождение освободило руки, разви­валась рука для иных целей — на ней выделился большой палец. Появление огня датировано 1,4 — 1,9 млн. лет. Выделяет человека из животного мира не только использование огня, но и захороне­ние трупов. В Кении найдено захоронение человека в возрасте че­ловека умелого, которому 1,8 млн. лет. Считается, что заселение Европы и Азии шло с Ближнего Востока. В районе Горно-Алтай­ска академик А. П. Окладников обнаружил следы гоминизации на отметке 1,5 млн лет.

Появление человека — качественно новый этап развития био­сферы, который обеспечил разум человека. Благодаря разуму че­ловечество стало самоорганизующейся системой. Еще в прошлом веке И.М.Сеченов говорил, что понять человека можно только в единстве плоти, духа и природы, частью которой он является (1861): «Организм без внешней среды, поддерживающей его су­ществование, невозможен, поэтому в научное определение орга­низма должна входить и среда, влияющая на него». Сходство че­ловека с животным определяется не только элементным составом и строением тела (те же белки и нуклеиновые кислоты, те же структуры и органы), но и поведением. Кроме того, человеческий зародыш проходит во внутриутробном развитии все стадии эво­люции вида. Дополнительные доказательства: рудиментальные органы, атавизм, многие черты поведения. У животных, как и у человека, развита система общения с помощью тех или иных сиг­налов.

Целью данной работы является исследование человека во вселенной. Для достижение поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:

1) Рассмотреть теорию вселенной.

2) Определить временные масштабы во вселенной.

3) Охарактеризовать биосферу и космос.

4) Рассмотреть ноосферу.

Цели и задачи определяют структуру данной работы.

В первой главе дана общая характеристика вселенной. Вторая глава посвящена рассмотрению человека во вселенной.

При написании данной работы автор руководствовался научными трудами таких авторов, как Борщев А.С., Вернадский В.И., Гут А., Сменйнхард П., Дубнищев Т.Я., Канке В.А., Карпенков С.Х., Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Новиков И.Д., Самыгин С.И.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕЛЕННОЙ

1.1. Теория вселенной

Размышляя над происхождением и устройством Вселенной, современные космологи исходят из концептуальных возможно­стей квантовой теории поля. Но при этом, как и обычно, в науке, разумеется, не обходится без затруднений. Наибольшие сложно­сти связаны с осмыслением природы космической сингулярно­сти. Обойтись без нее не удается: любая модель расширяющей­ся Вселенной при экстраполяции ее назад во времени неизбежно приводит к представлению о сингулярности. Но что представля­ет собой сингулярность? Она, по мнению ученых, должна быть именно такой, чтобы вызванные ею процессы соответствовали действительной картине Вселенной.[1]

В первоначальных моделях горячей Вселенной не удавалось объяснить происхождение скоплений галактик. Исходя из раз­личных моделей гравитационной неустойчивости, можно было объяснить происхождение отдельных звезд и планетных систем, но не скоплений галактик. В этой связи крепло убеждение, что происхождение гигантских космических образований, каковы­ми являются скопления галактик, а также отдельные галактики следует объяснять не процессами, случившимися после Большо­го взрыва, а присущими его изначальной природе. Эта идея стала руководящей в размышлениях американца А. Гута (1980).

Гут предложил модель раздувающейся, инфляционной (от лат. inflatio — вздутие) Вселенной.[2] Суть гипотезы Гута со­стоит в том, что в квантовом вакууме в условиях чрезвычайно высокой энергии частиц последние создают сильное натяжение. Давление внутри вакуума не положительно, а отрицательно (оно направленно внутрь среды). Отрицательное давление приводит к тому, что гравитационные силы становятся силами отталки­вания, такой вывод следует из теории Эйнштейна.[3] Под действием гигантских сил отталкивания квантовый вакуум невообразимо быстро расширяется, приблизительно за 10-30 с его размеры увеличиваются в 1030 раз. Раздувание Вселенной про­исходит молниеносно. В результате расширения сам вакуум ох­лаждается, а заключенная в нем гигантская энергия выделяет­ся в виде излучения, температура которого примерно 1028 К. При такой сверхвысокой температуре привычные нам части­цы — кварки, лептоны и т.д.— не существуют. Для вакуума с от­рицательным давлением характерны квантовые флуктуации. И вот как раз они и являются начальными состояниями буду­щих галактик и их скоплений.[4]

Итак, наша Вселен­ная родилась быстро и не из ничего, а из вакуума особой при­роды, по поводу которого ведутся большие дискуссии. Несмотря на это, абсолютное большинство современных космологов явля­ются приверженцами модели раздувающейся Вселенной. Они по­лагают, что в пользу этой модели свидетельствуют ее многочис­ленные соответствия данным астрономических наблюдений. Такого рода соответствия никогда не считаются в науке чем-то несущественным. История нашей Вселенной — это преобразования, происхо­дящие с излучением, явившимся результатом расширения ваку­ума с отрицательным давлением. Излучение в результате свое­го расширения охлаждается, что приводит к возникновению («вымораживанию») элементарных частиц, вещества, атомов водорода, звезд и планет, равно как и всех других составляющих космического «зоопарка».

1.2. Временные масштабы во вселенной

История человечества — от появления первобытного человека до наших дней — кажется (весьма и весьма условно) точкой на фоне мировой эволюции. Очевидно, что вопрос «когда?» связан с вопросом «где?».

Сутки были первой естественной единицей меры времени, регулировавшей труд и отдых. Сначала сутки делили на ночь и день и только много позже — на 24 часа. Сейчас понятно, что периодическая смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси. Есть два вида солнечного времени — истинное и среднее солнечное. Промежуток времени между двумя после­довательными кульминациями центра Солнца на одном и том же меридиане, равный периоду вращения Земли, называют истин­ными солнечными сутками. Но измерять ими время тоже неудобно, они летом короче на 51 с, чем зимой. Дело в том, что Земля дви­жется по орбите вокруг Солнца неравномерно: вблизи периге­лия (в январе) ее скорость наибольшая, а вблизи афелия (ле­том) — наименьшая (второй закон Кеплера). Потому и истинные солнечные сутки непостоянны, и вместо них использу­ют сутки, равные средней длине истинных солнечных суток за год. Кроме того, из-за движения Солнца по эклиптике происходит видимое годичное движение Солнца с запада на восток, т.е. в направлении против вращения. Ввели понятие среднего Солнца, звездных суток и звездного времени.[5]

Секунда — общепринятая единица времени, примерно с пери­одом 1 с бьется пульс человека. Исторически эта единица связана с делением суток на 24 ч, 1 ч — на 60 мин, 1 мин — на 60 с. До 1964 г. международная единица времени была основана на суточ­ном вращении Земли. Но продолжительность суток оказалась под­верженной разным вариациям и зависящей от положения Земли на орбите при ее движении вокруг Солнца.

Но есть и другие устойчивые источники колебаний, способ­ные длительное время поддерживать определенную частоту коле­баний. Развитие радиочастотной спектроскопии и электроники дало возможность создать атомные часы и перейти к измерению с помо­щью атомных стандартов, основанных на колебаниях определен­ного типа в атоме цезия, что позволило замечать отклонение от равномерности хода с погрешностью до 10 10 . Атомная секунда — интервал времени, в течение которого совершается почти 10 млрд. колебаний атома Cs. Это число согласуется с наилучшими астро­номическими определениями секунды.

Календарем называют систему отсчета длительных промежут­ков времени, в которой установлен определенный порядок счета дней в году и указано начало отсчета. Основной предпосылкой появления календаря в древности было развитие связи трудовых процессов с ритмикой природы — сменой дня и ночи, фаз Луны, времен года и т.п., отсюда и необходимости измерять время. Еще древние заметили неукоснительную периодичность передвижения по небосводу Солнца, Луны и звезд. И эти первые наблюдения предшествовали зарождению одной из самых древних наук — астро­номии. Астрономия и положила в основу измерения времени три фактора, характеризующих движения небесных тел: вращение Зем­ли вокруг своей оси, обращение Луны вокруг Земли и движение Земли вокруг Солнца. Трудности календаря связаны с тем, что не удается найти простое соотношение между временем оборота Земли вокруг оси и вокруг Солнца. То же относится и к счету дней в лунном месяце. В западных странах наибольшее распространение получили солнечные и лунные календари. В восточных странах в ка­лендарные циклы включены астрономические явления, связан­ные с движением Юпитера и Сатурна. Поэтому при составлении календарей в странах Восточной Азии выделен период в 12 лет — период обращения Юпитера вокруг Солнца, при этом год в таких календарях может содержать разное число суток — 353, 354, 355, 383, 385. Выделен также 19-летний лунно-солнечный и 30-летний сатурновый циклы, входящие в 60-летний циклический кален­дарь. Существуют календари, построенные и на движении других планет. С календарем — системой упорядоченного счета време­ни — связана история человеческой культуры.

Эрой (от лат. aera - исходное число) называется начальная дата системы летосчисления и последующая система. У многих наро­дов эры связывали с временем царствования какой-либо динас­тии: династии фараонов (3100 — 3066 гг. до н.э. в Египте), динас­тии императоров (в Китае или Японии). Эра греческих олимпиад была рассчитана с 1 января 776 г. до н.э., причем было принято два цикла: по 235 (19 лет) и по 940 (около 76 лет) лунных месяцев. В Италии эра основания города Рима начинается с 22.04.753 г. до н.э. Народы Востока, исповедующие ислам, начинают отсчет от хиджры (в пер. — переселение), момента переселения мифичес­кого Мухаммеда (Магомета) из Мекки в Медину, которое про­изошло 16 июня 622 г. н.э., в пятницу, если считать по первому вечернему восходу серпа молодой Луны после новолуния. Совре­менное летосчисление в Европе и Америке ведется от мифичес­кой даты «рождества Христова», которое произошло в 753 г. после основания Рима (как считал христианский монах Ексигуус в 525 г.).[6]

Итак, по Платону, мир совершенен и потому должен быть неизменным. Тогда бы вопрос о времени не имел смысла, так как не было бы начала отсчета. На современном уровне разви­тия науки представляется, что счет времени Вселенной начат с события, произошедшего почти 15 млрд. лет назад, после которо­го Вселенная расширяется. Время измеряют путем наблюдения за периодически повторяющимися процессами.

ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ

2.1. Биосфера и космос

Человек — биосоциальное существо. Он прошел путь эволю­ции, сформировалось общество, и человек — его социальный про­дукт. Разрушение в человеке его социальной сущности — возврат к животному миру. Эти проблемы обсуждались еще в античности: киники видели природу человека в его естественном образе жиз­ни, Эпикур — в его чувствах (одинаковых у человека и живот­ных), стоики — в разуме. Сейчас этим занимается наука — социобиология. Поэтому человек обречен на развитие, на самоусовер­шенствование через индивидуальность и через общество. Индиви­дуальность оттачивает миропонимание, общество ставит рамки, в которых индивидуальное миропонимание играет положительную роль в обществе. Появление противоречий между индивидуаль­ным и общественным отражает инерцию в развитии; она спасает от крайних флуктуации в развитии индивидуальности и действий индивида в отношении общества. Но слишком большая инерци­онность общества может и «задавить» личность, если индивиду­альность не будет ее учитывать, т.е. система «личность — общество» развивается в самосогласованном режиме: личность созре­вает в обществе, а общество создается под влиянием личности. Единство биологического и социального — основа феноменологилизма человека.[7]

Биосфера реагирует также на космические воздействия. Бли­жайшими к биосфере космическими агентами являются Луна и Солнце, а также потоки космических лучей несолнечного про­исхождения. Все эти агенты влияют на биосферу (Луна прежде всего через вызываемые ею приливы и отливы), но, безусловно, наиболее существенным космическим фактором является Солн­це, активность которого, как выявлено, имеет циклический ха­рактер.[8]

Ритмика Солнца как бы дублируется в ритмике биогеосфе­ры. В отсутствии такой подстройки вряд ли вообще могла бы со­стояться биосфера. Ритмика космических агентов является важ­нейшим адаптационным фактором. Чтобы жить в согласии с абиотической природой, все живое вынуждено адаптировать­ся к космическим ритмам. Последние выступают в качестве глобального синхронизатора процессов биосферы, и тем самым в значительной степени обеспечивается их согласованность.[9]

Биосфера реагирует на космические факторы весьма избира­тельным образом. Очевидно, что они составляют необходимую ос­нову ее существования (без солнечной энергии биосфера не мог­ла бы существовать). Но, с другой стороны, если действие космических факторов приобретает запороговое значение, оно очень часто оказывается для живого губительным и крайне ред­ко благоприятно ему. В этом смысле весьма показательно воздей­ствие магнитных бурь, как на человека, так и на другие живыеорганизмы. Под влиянием биологических факторов ритмика би­осферы может быть резко нарушена, что приводит к нежелатель­ным последствиям, в том числе к эпидемиям, пандемиям, и да­же полному вымиранию некоторых видов животных и растений.[10]

Итак, бесспорно, что биосфера и космос едины, что биосфера жи­вет под аккомпанемент абиотического космоса. Но отсюда никак не следует, что специфика биологического должна быть редуци­рована к абиотическим космическим факторам. В оценке специ­фики биосферы космоцентризм неуместен. Законы космоса не мо­гут выразить всю полноту специфики биосферы. Биосфера — не только геологическая, но и кос­мическая сила. Вернадскому претит «узкое» понимание био­сферы, ограниченное горизонтами биологического знания. Безус­ловно, развитие биогеокосмического подхода должно быть поставлено в заслугу В. И. Вернадскому.

2.2. Ноосфера и синергетика

Руководствуясь историческим методом, В. И. Вернадский стре­мился к полноте выражения эволюции человечества. Он пола­гал, что биосфера переходит и перешла в ноосферу (от греч. noos — разум). «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним откры­ваются все более и более широкие творческие возможности».[11]

Понятие «ноосфера» под влиянием биогеохимических идей В.И.Вернадского ввел впервые в науку французский ученый Е.Леруа, его придерживался также палеонтолог Тейяр де Шарден, который в отличие от Вернадского рассуждал в ре­лигиозном контексте. Русский ученый стремился к научному осмыслению природных эволюционных процессов. Он полагал, что не сразу, но на каком-то определенном этапе человечество осознает свой собственный путь эволюции. Именно тогда биосфера превращается в ноосферу и во весь рост становится грандиозная по своему масштабу научная проблема: обеспечение человечест­вом своего будущего. Эта проблема нуждается, по Вернадскому, в осмыслении. Именно в этой связи он обращается к ноосферной концепции, или, иначе говоря, биогеоноокосмическому подходу.[12]

Ноосферный этап (этап допустимого развития) состоит в том, что экономические и экологические проблемы взаимоотношений с биосферой определяются не выживанием человечества, а сохра­нением экосферы в гармонии живой и неживой материи, сохра­нением гармонии природы с сохранением ресурса животного и растительного миров, сосуществующих в биоценозах и экосистемах.[13]

Итак, ноосфера — это высшая ступень интеграции всех форм суще­ствования материи, когда любая преобразующая деятельность че­ловека будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общи­ми законами развития природы. Это высший этап эволюции си­стемы «природа—общество», который только формируется и дол­жен быть, если человечество хочет жить без глобальных потрясений. Такой тип отношений «природа — общество» соответствует коэволюции. В структуре ноосферы можно выделить человечество, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в един­стве с биосферой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования человека во вселенной, автор данной работы пришел к следующим выводам:

1. Наша Вселен­ная родилась быстро и не из ничего, а из вакуума особой при­роды, по поводу которого ведутся большие дискуссии. Несмотря на это, абсолютное большинство современных космологов явля­ются приверженцами модели раздувающейся Вселенной. Они по­лагают, что в пользу этой модели свидетельствуют ее многочис­ленные соответствия данным астрономических наблюдений. Такого рода соответствия никогда не считаются в науке чем-то несущественным. История нашей Вселенной — это преобразования, происхо­дящие с излучением, явившимся результатом расширения ваку­ума с отрицательным давлением. Излучение в результате свое­го расширения охлаждается, что приводит к возникновению («вымораживанию») элементарных частиц, вещества, атомов водорода, звезд и планет, равно как и всех других составляющих космического «зоопарка».

2. По Платону, мир совершенен и потому должен быть неизменным. Тогда бы вопрос о времени не имел смысла, так как не было бы начала отсчета. На современном уровне разви­тия науки представляется, что счет времени Вселенной начат с события, произошедшего почти 15 млрд. лет назад, после которо­го Вселенная расширяется. Время измеряют путем наблюдения за периодически повторяющимися процессами.

3. Бесспорно, что биосфера и космос едины, что биосфера жи­вет под аккомпанемент абиотического космоса. Но отсюда никак не следует, что специфика биологического должна быть редуци­рована к абиотическим космическим факторам. В оценке специ­фики биосферы космоцентризм неуместен. Законы космоса не мо­гут выразить всю полноту специфики биосферы. Биосфера — не только геологическая, но и кос­мическая сила. Вернадскому претит «узкое» понимание био­сферы, ограниченное горизонтами биологического знания. Безус­ловно, развитие биогеокосмического подхода должно быть поставлено в заслугу В. И. Вернадскому.

4. Ноосфера — это высшая ступень интеграции всех форм суще­ствования материи, когда любая преобразующая деятельность че­ловека будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общи­ми законами развития природы. Это высший этап эволюции си­стемы «природа—общество», который только формируется и дол­жен быть, если человечество хочет жить без глобальных потрясений. Такой тип отношений «природа — общество» соответствует коэволюции. В структуре ноосферы можно выделить человечество, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в един­стве с биосферой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Борщев А.С. Концепция современного естествознания. Курс лекций. - М., 2005.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.

3. Гут А., Сменйнхард П. Раздувающаяся вселенная // В мире науки, 1984, № 7, с. 56-68.

4. Дубнищев Т.Я. Концепция современного естествознания. Учебник. - М., 2003.

5. Канке В.А. Концепция современного естествознания. Учебник. - М., 2004.

6. Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания. Учебник. - М., 2003.

7. Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания. Учебное пособие. - М., 2004.

8. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепция современного естествознания. Учебник. - М., 2004.

9. Новиков И.Д. Эволюция вселенной. Учебник. - М.., 1990.

10. Самыгин С.И. Концепция современного естествознания. Учебное пособие. - М., 2004.


[1] Концепция современного естествознания. Курс лекций/Под ред. Борщева А.С.. М., 2005, с. 141.

[2] Гут А., Сменйнхард П. Раздувающаяся вселенная // В мире науки, 1984, № 7, с. 59.

[3] Эволюция вселенной. Учебник/Под ред. Новикова И.Д. М.., 1990, с. 65.

[4] Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Канке В.А. М., 2004, с. 120.

[5] Концепция современного естествознания. Учебное пособие/Под ред. Самыгина С.И. М., 2004, с. 89.

[6] Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Дубнищева Т.Я. М., 2003, с. 48.

[7] Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Дубнищева Т.Я. М., 2003, с. 587.

[8] Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Карпенкова С.Х. М., 2003, с. 384.

[9] Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. М., 2004, с. 198.

[10] Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Канке В.А. М., 2004, с. 308.

[11] Философские мысли натуралиста/Под ред. Вернадского В.И. М., 1988, с. 94.

[12] Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Канке В.А. М., 2004, с. 312.

[13] Концепция современного естествознания. Учебное пособие/Под ред. Карпенкова С.Х. М., 2004, с. 214.