Автор статьи: Лебедев Александр Юрьевич

Лебедев А.Ю.РОЗА И КРЕСТ

СОДЕРЖАНИЕ: История взаимодействия  российских социал-демократов с христианскими церквями и организациями.

 Статья «Роза и крест» написана  давно. По разным причинам она в полном объёме не была
опубликована. Из этой статьи, в «Сфере» и «Новостях социал-демократии» был обнародован
лишь  материал,  посвящённый  христианским  профсоюзам.  События   последних  лет
заставляют  меня  опубликовать  некоторые  из  разделов статьи,  с  переработкой отдельных
моментов. 
1.Наши цели.
  А)  Одна  из  целей современной отечественной социал-демократии – создание в России
гражданского общества.  Христианство является его неотъемлемой частью.  Но, христиане,
как и демократы, делятся на различные деноминации. Чтобы не нарушить права и свободы
тех  или  иных  христианских  течений  (и  других  конфессий)  нам  предстоит  разработать
соответствующую политику,  которой в России не существует, и принять законодательные
акты согласно международным нормам.
      Социально-христианская фракция  в Социал-демократической партии России (старой)
брала на себя обязанность по защите прав и свобод религиозных  христианских меньшинств.
Так как в стране ещё есть политические силы (националисты,  чиновники и др.),  которые
посягают на них, следовательно,  вопрос  остаётся  открытым и актуальным. Кроме того в
силе недемократичный закон о религиозных объединениях 90-х годов,  регламентирующий
деятельность  иностранных  церквей  (ФЗ  «О  свободе  совести  и  о  религиозных
объединениях»(ст.13) от 19.09.1997г.). Предстоит провести просветительскую работу среди
населения (У обывателя есть мнение, кто -  не православный, тот – не христианин.), чем мы
занимались на страницах своей периодической печати.
   Б) Социал-демократы не вмешиваются в деятельность христианских  церквей. Мы уважаем
их  право  на   вероисповедание,  их  право  отправлять  обряды и культы.  Мы считаем их
равноправными членами общества  и строим свои взаимоотношения с ними на паритетных и
партнёрских началах.
   В)  Вместе с тем мы считаем, что в государстве не должно быть государственной религии,
как  нам  навязывает  «Единая  Россия».  Недавно  г-н  Путин  выступал  по  телевидению и
предложил  гражданам  России  взять  на  своё  материальное  содержание  автономное
теократическое  православное  государство Афон в  Греции.  В ВУЗах и школах пытаются
ввести  Закон  Божий  в  православной  версии.  Это  в  стране,  где  существует  кроме
христианства и ислам (суннизм,  шиизм,  мюридизм ),  и буддизм,  и иудаизм и язычество.
Данный шаг приведёт только лишь  к конфликтам и религиозным войнам.
 В  кинопродукции  и  литературе  навязывается  низкопробная  «поповщина».  Вместо 
строительства  жилья  и  создания  рабочих  мест   для   россиян  возводят  храмы,  которые 
пустуют.  Есть  отдельные  факты(публикации  в  «Совершенно  секретно»)  о  захвате
собственности (с попустительства местных органов власти и правопорядка) у государства и
граждан  монастырями и иерархами РПЦ. Это противоречит морали, Конституции, Законам
РФ.
     Однозначно, церковь должна быть отделена от государства. Россия должна быть светским
государством. Мы выступаем за религиозный мир и согласие между конфессиями.  Но это не
значит,  что мы  отказываемся от диалога с руководством Русской православной церкви и
других деноминаций, конфессий. А с рядовыми  христианами и прогрессивными  клириками,
их организациями мы готовы всегда  сотрудничать в  различных видах и формах.  Но мы
будем беспощадно подвергать критике любое проявление махрового клерикализма   ,  как мы
критикуем современное  российское чиновничество.
     Я считаю, что контакты с христианскими деноминациями и другими конфессиями пойдут
только  лишь  на  пользу   российским  социал-демократам.  Тем  более  ,  что  нашими
современными  партийными  этическими  нормами  является  религиозная  этика
протестантизма, католицизма, иудаизма , перешедшая к нам через марксизм.
2.Социал-демократия и Бог.
  Положительным  моментом  в  истории  отечественной  социал-демократии  является
изменение отношения к религии,  и именно к христианству.  Этот шаг,  к сожалению,  был
сделан всего лишь через семьдесят три года.
  Карл Маркс и Фридрих Энгельс  не  были врагами религии и Бога,  а лишь подвергали
критике  административную систему религиозных конфессий. Маркс считал, что религия-это
панацея  (в  качестве  лекарства)  угнетённых  от  социальных  болезней  .  Вместе  с  тем он
предупреждал, что атеизм со временем станет такой же религией. Энгельс писал чудесные
поэмы  на  библейские  темы(СС.  Том  41).  Известный  чешско-немецкий  марксист  Карл
Каутский  считал  Иисуса  Христа  пролетарием  и  соратником  по  классовой  борьбе.
Российские меньшевики,  сделав ставку на атеизм,  совершили ошибку. В связи с этим их
ряды покинули виднейшие христианские социалисты и учёные С. Булгаков,  Н.Бердяев и
другие.   Н.Бердяев жестоко критиковал марксистов за безбожие.  Но член меньшевистской
фракции Любовь Аксельрод(Ортодокс) в статье «Господин Бердяев и моя бабушка» дала ему
достойный отпор его нападкам и доказала обратное.
    А атеизм привёл всю Россию к национальной катастрофе (одна из субъективных причин). 
  В первых своих официальных документах  Социал-демократическая партия России (старая)
(далее–СДПР(старая))  продекларировала  свою  толерантность  к  религиозному   и
христианскому  мировоззрению.  В  Декларации  принципов  было  высказано  уважение  к
религии и к христианству, как основной российской конфессии. Здесь мы подразумеваем не
только православие,  русское сектантство, но и католицизм и протестантизм.  В программе
партии  одним из  источников  современной  российской  социал-демократии  провозглашён
духовный опыт христианских церквей. Каждый член партии самостоятельно определяет своё
отношение к Богу. Членами СДПР (старой) стали многие христиане,мусульмане.
   Выходя  за  рамки  темы можно  сказать,  что   многие  отечественные   и  зарубежные
марксисты (социалисты)  и отечественные  народники (эсеры,  энесы,эсефы)  были глубоко 
религиозными людьми.  И некоторые  из  них  в  конце  своей политической карьеры стали
известными христианскими философами. А в лихое время марксисты и верующие  помогали
друг другу, или материально, или  подвижничеством, или  самопожертвованием..
    Можно привести много  примеров.
 Когда  меньшевики  и  социалисты-революционеры  вели  борьбу  со  средневековой
романовской  монархией  финансовую  помощь  им  оказывали  православные
старообрядческие и иудейские религиозные общины.
    Когда  в Варшаве было организовано гитлеровцами еврейское гетто, только марксисты
оказывали  его  узникам помощь.  Они  снабжали  его  продовольствием,  медикаментами  и
оказывали другую посильную помощь.  Так   Ирена  Сендлер — сотрудница  варшавского
Управления здравоохранения и член польской подпольной организации(под псевдонимом
Иоланта)  — Совета  помощи  евреям  (Жегота),— часто  посещала Варшавское  гетто, где
следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2500
детей,  которые  далее  были  переданы  в  польские  детские  дома,  в  частные  семьи  и  в
монастыри.  Так  было  до  её  ареста  в  1943  году.  Ирена  Сендлер  состояла  в  Польской 
социалистической партии.
     Многие католические священники отдали свои  жизни , пряча подпольщиков-марксистов
и беглецов из гетто и концлагерей. 
    Когда  в апреле 1943 года гитлеровцы решили ликвидировать Варшавское гетто,,  то
религиозные круги,вместе с паствой,   решили принять смерть за веру. Иначе себя повели
марксисты из Еврейского рабочего союза ( Бунда). Они начали создавать боевые отряды из
жителей гетто,вооружая их подручными средствами и оружием купленным и украденным у
оккупантов.  Пришла  небольшая  помощь(оружие  и  боеприпасы)  и  извне  от  Польской
социалистической партии  и польских коммунистов, и части польского офицерства. 
  То же  самое  происходило  в  Вильнюсском  и в  других  гетто.  Восстание   за  спасение
узников поднимали католики и марксисты(эсдеки и комммунисты).
     В оккупированном Париже бывшая социалистка -революционерка и поэтесса Елизавета
Скобцова(Кузьмина-Караваева),  являясь  монахиней(мать  Мария)  местной  православной
общины  принимала  у  себя  в  приюте   бежавших  советских  военнопленных.  А  затем
приготовив им фальшивые документы переправляла в отряды маки. Была арестована гестапо
по  доносу  предателя  и  отправлена  в  женский  лагерь  Равенсбрюк.   Верная  своим
христианским убеждениям пошла в газовую камеру вместо другой узницы зимой 1945 года. 
  В 1973 году в Чили в результате военного путча к власти пришёл Аугусто Пиночет. Тайная
политическая полиция ДИНА во главе с Мигелем Красновым поручила всю грязную работу
по расправе с левыми- коммунистами, анархистами, социал-демократами и профсоюзниками
местным нацистам.  Реки крови залили улицы городов Чили.  На помощь пришли местные
иерархи РКЦ.  Без  разрешения  Ватикана  была создана  структура «Викариат Сантъяго» ,
которая прятала в монастырях  и  затем переправляла  левых оппозиционеров  за пределы
страны.
3.Контакты СДПР (старой) с христианскими церквями.
   С первых дней своего существования СДПР (старая) старалась содействовать возрождению
христианства в России и в бывших союзных республиках.
  В  июне  1990  г.  администрация  ПТУ  №4  г.  Саратова  решила  сделать  из  бывшей
Николаевской церкви спортивный зал для занятий ушу и каратэ. Я выступил с заметкой на
страницах газеты «Сфера» с предложением передать здание храма Саратовской Епархии.
Одновременно была передана информация местным краеведам.  В настоящее время – это
церковь и мужской монастырь.
  В июле 1990г.  в Саратове была открыта библиотека духовной литературы.  Библиотеку
создали христиане-пятидесятники.  Они же,  26 июля,  учредили  Библейское  общество.  В
работе   общества  активное  участие  приняла  социал-демократ  Рогачёва  Е.А.(сама
пятидесятница).
     В ноябре 1990г. Саратовская городская организация СДПР(старой) обратилась к органам
исполнительной  и законодательной власти области с  предложением отметить  Рождество 
Христово  в  г.  Саратове,  как  общенародный  праздник,  по  католическому(25  декабря)  и 
православному(7 января)календарю.
  В  июне  1991г.Рогачёва  Е.А.  встречалась  в  Москве  с  Первоиерархом   Российской
православной католической церкви,  Епископом Яснополянским Викентием Чекалиным. На
встрече обсуждались различные проблемы отечественного христианства.
  В  июне  1991г.  произошла  встреча  Е.А.Рогачёвой  с  Архиепископом   Саратовским  и
Вольским Пименом. Беседа протекала в дружественной атмосфере. В её ходе затрагивались
вопросы политики, взаимоотношения РПЦ и РПЦЗ, о разных христианских  и религиозных
конфессиях, о богословских трудах А.Меня.
 14-15  февраля  1992г.  в  Мюльхайме(Германия)  состоялась  конференция  «Христиане  и
политика», которую провела Евангелическая академия земли Северный Рейн-Вестфалия. В
работе  конференции участвовала  делегация  СДПР (старой)  в  составе:  члена  Президиума
Правления  СДПР(старой)  -   Орлова  Б.С.;  члена   Исполкома Московской организации -
Плехова  В.Н.; координатора  Социально-христианской фракции Рогачёвой Е.А. От Русской
православной церкви участвовали архимандрит Иосиф и диакон Всеволод Чаплин.  Борис
Орлов  выступил  с  докладом  «Российская  социал-демократия  и  церкви».  Е.А.Рогачёва
рассказала о деятельности российских пятидесятников и баптистов. Было решено развивать
отношения  между  СДПР(старой),  немецкими  социал-демократами(СДПГ)  и
представителями христианских церквей.
    В мае 1992г. саратовские социал-демократы оказали материальную помощь церкви «Скала
Спасения» (пятидесятники).
   В июне  1992г.  Саратовская  организация  Союза  молодых  социал-демократов  (СМСД)
наладила  контакты с  молодёжной  организацией  саратовской  общины пятидесятнической
церкви.
      В Москве 10 июля 1992г. происходила христианская конференция «Возрождение-92». В
конференции участвовал я, вместе с коллегами по партии – Рогачёвой Е.А. и Дидевичем А.В.
   22-23  сентября  1992г.  я  принял  приглашение,  от  пятидесятников  и  православных 
христиан, участвовать, в Саратове, в христианском празднике в рамках миссии «Волга-92».
      В октябре 1992г. я наладил контакты с церковью пятидесятников «Пробуждение».
    В октябре 1992г.  в нашу организацию пришло письмо из ЦК Социал-демократической
партии Азербайджана с просьбой предоставить информацию об апостоле Варфоломее. Дело
заключалось в следующем.  В Баку местные бизнесмены пытались переоборудовать храм
Святого Варфоломея под ресторан. Местная православная община обратилась в депутатскую
группу в меджлисе с просьбой отстоять их права. Азербайджанские коллеги обратились за
информацией к нам. Я и Рогачёва Е.А., с помощью иподьякона церкви «Утоли моя печали»
Александра Яковлева, предоставили информацию своим коллегам в Баку.
  В  феврале  1993г  -  я  и  Рогачёва  Е.А.  наладили  контакты  с  настоятелем  римскокатолического
 прихода  Святого  Климента  отцом Романом Жепецким (г.  Саратов).  Было
проведено несколько консультаций по социальным вопросам и  христианскому рабочему
движению, обсуждались теологические вопросы.
  21  июня  1993г.  я  и  Никитин  А.Д.,  как  официальные  представители  от  Саратовской
городской организации/ Региональной организации Саратовской области, присутствовали на 
встрече с Патриархом Всея Руси Алексием II, в Доме филармонии (г. Саратов).
  В  декабре  1993г.  часть  социал-демократов  (после  событий,  связанных  с  расстрелом
парламента и расколом в СДПР(старой)) создала Правозащитный центр «Солидарность». В
рамках  этого  центра  я  занимался  отслеживанием фактов  по  нарушению прав  и  свобод
конфессий. Примерно в 1995г. Никитиным А.Д.  была дана правовая оценка высказываниям
губернатора  Саратовской  области  г-на  Белых   в  сторону  местной  общины мормонов  и
составлено соответствующее заявление.  В марте1998г.  «Солидарность» выступила против
похищения мормонов в Шиханах(Саратовская область).
  С  начала  90-х  годов  на  территории  Саратовской  области  начали  свою  деятельность
тоталитарные религиозные организации ЮСМАЛОС (Белое братство) и церковь Муна. Этим
организациям  саратовские  социал-демократы   и  «Солидарность»  дали  свою
оценку(Обращение «Солидарности» к губернатору Д.Ф.Аяцкову в августе 1996г.). Я написал
заметку  в  «Сферу»  об  экстремистской  акции  «Белого  братства»  (ЮСМАЛОС)  против
мероприятия   баптистов(миссионер  Б.  Ньюман)  на  стадионе  «Динамо»  осенью
1992г.(Саратов)  под  названием  «Молись  Богу  цивилизованно».  Но  заметка  не  была
напечатана, так как страницы «Сферы» были заняты материалами внутрипартийной борьбы.
   Кроме этого наша «Сфера» неоднократно предоставляла представителям христианских
деноминаций  свои  страницы  для  выступлений.  В  газете  публиковались  материалы  о
христианских традициях, праздниках, велись богословские беседы, печатались христианские
поэты.
СДПР (старая) и христианские организации.
   СДПР (старая) сотрудничала со всеми политическими партиями, движениями, признающих
закон и парламентский путь развития.  Среди таких партий у нас  в России,  в недалёком
прошлом, были  Христианско-демократический союз (ХДСР), Христианско-демократическая
партия(РХДП) и Христианско-демократическое движение(РХДД).
     На разных этапах развития политического процесса СДПР (старая) и христианские партии
взаимодействовали между собой в различных коалициях. 
   В дни августовского путча 1991г.  социал-демократы и христианские  демократы были
среди  защитников  Белого  дома   и  среди  защитников  демократии  в  провинциальных
областях. После этих событий РХДД (партия имела чисто православную направленность)
поправела и прекратила  отношения с левоцентристскими партиями.
   Борясь с умирающим тоталитарным советским режимом и пришедшими ему на смену
авторитарным  режимом  Б.Н.Ельцина  и  квазитоталитарным  режимом  Путина-Медведева,
социал-демократы вошли в движение «Демократическая Россия»  и « Болотное движение».
   В Верховном совете РСФСР  депутатские фракции социал-демократов и христианских
демократов имели деловые контакты между собой по различным вопросам.
   Поддерживались отношения  с неполитическими христианскими движениями.  «Сфера»
рассказывала о деятельности движения «Церковь и перестройка»,  возглавляемого отцами
Г.Якуниным и О.Стеняевым.
   В Саратове  социал-демократы входили в  коалицию с  местной организацией ХДСР в
рамках  соглашения  «Круглого  стола».  Д.Олейник  (лидер  саратовских  христианских
демократов) выступал на страницах «Сферы».
    27 ноября 1992г СДПР (старая) и ХДСР вместе подписали Пакт о мире и гражданском 
согласии в России.
  В сентябре 1992г.,  вместе с другими партиями блока «Новая Россия», СДПР (старая)  и
ХДСР  осудили  действия  высшего  руководства  армии  РФ,  против  действующих  внутри
военных профсоюзов, в совместном Заявлении.
   Внутри СДПР (старой) действовала Социально-христианская фракция, которая объединяла
христиан  всех  деноминаций.  Фракция  образована  в  ноябре  1990г.  по  инициативе
Е.А.Рогачёвой.  Цель  фракции  –  привлечь  в  СДПР  (старую)  христиан,  чьи  принципы
основаны на христианской морали,  милосердии и братолюбии.  Основная цель фракции –
оказание  социальной  защиты  христианам.  Деятельность  фракции  проходила  в  виде
взаимодействия  с христианскими церквями, партиями и организациями. В середине 1992г. в
Саратове наметилось движение к сближению с левыми социал-демократами. Сближение
закончилось тесным сотрудничеством двух фракций. Первым практическим шагом явились
совместная поддержка Платформы социального представительства и переход саратовской
организации в предоппозиционное состояние к органам власти. Чуть позднее левые социалдемократы
и
Социал-христианская
фракция
разработали
концепцию
христианского
рабочего
движения
в
России.


  В феврале 1992г. делегация СДПР (старой) встречалась с представителями Христианской
фракции в Социал-демократической партии Германии(СДПГ).
  В июне  1992г.  делегация  СДПР (старой)  встречалась  с  министром занятости и  труда
Бельгии М. Смит(левая христианская демократка).
   9 сентября 1992г. в Москву приехал один из руководителей Социал-христианской партии
Коста-Рики Мигель Анхел Родригес. В Секретариате прошла беседа с председателем СДПР
(старой) Б.С. Орловым. Обсуждалось политическое состояние России.
4.Заключение.
     В конце  90-х годов в России,  спекулируя на  страхах граждан нашей страны перед
терроризмом  и  на  экономических  трудностях,  к  власти  пришли  коррумпированные 
чиновники  и  олигархи.  Их  власть,  в  лице  «Единой  России»,  провела  ряд  изменений  в
политической системе страны, имеющих антидемократическую сущность. Был принят Закон
«О политических партиях» (от 11.07.2001,№95-фз). В результате – около 50 партий не были
зарегистрированы.  Партии,  сущность  которых  основана  на  принципах  европейского
парламентаризма,  вынуждены приостановить свою политическую деятельность(среди них
социал-демократы  и  христианские  демократы).  А  партии  «вождей»  и  «харизматиков»
продолжают  функционировать  («Единая  Россия»,  КПРФ,ЛДПР,  «Справедливая  Россия»),
прекрасно вписываясь в квазитоталитарную систему Путина-Медведева.
1993-2011гг.
Лебедев А.Ю., левый социал-демократ


Copyright © MirZnanii.com 2015-2018. All rigths reserved.