Автор статьи: Лебедев Александр Юрьевич

Евгений Самохвалов, Александр Лебедев Идеологические критерии демократического социализма

СОДЕРЖАНИЕ: Не важно, строят ли социалисты свои убеждения на основе марксизма или других методах анализа общества, вдохновляются ли они религиозными или гуманитарными принципами, все они стремятся к достижению одной цели - к системе социальной справедливости, лучшей жизни, сво­боде и миру во всём мире

Мы постараемся выяснить в этой статье, кого мы можем причислять, с точки зрения, анали­за их взглядов и политических целей:

 1)   к товарищам - демократическим социалистам;

 

 2) к близким по духу союзникам (левым демократам, различного рода коммунистам, анархистам, профсоюзным активистам), но не являющимися нашими единомышленниками в полном смысле этого слова;

 

3)  к лжесоциалистам, так как их взгляды по-настоящему враждебны нашим и лишь иногда по отдельным вопросам они могут совпасть.

Напомним, что исторические и духовные источники современных российских социалистов - это теоретическое и практическое наследие мировой гуманистической мысли и международного социалистического движения, традиции демократического движения в России и российских со­циалистов прошлого.

По каким же вопросам пролегает эта грань между нами и нашими союзниками, а также ме­жду нами и нашими политическими противниками? Таких вопросов - критериев немало...

1. Каковым для вас является идеал общественного устройства?

            Демократические социалисты:

«Не важно, строят ли социалисты свои убеждения на основе марксизма или других методах анализа общества, вдохновляются ли они религиозными или гуманитарными принципами, все они стремятся к достижению одной цели - к системе социальной справедливости, лучшей жизни, сво­боде и миру во всём мире». (1)

«Мы стремимся к реализации принципов демократического социализма, обществу развер­нутой политической, социальной и экономической демократии, достойной жизни всех граждан России. Мы будем добиваться, чтобы богатство страны приносило пользу каждому гражданину, а богатство каждого гражданина работало на пользу жителей России. Принцип наших действий -солидарность людей в установлении справедливых социально- экономических отношений, обеспечивающих развитие личности без ущемления интересов других людей». (2)

«Наша цель — общество политического, экономического и социального народовластия, то есть демократический социализм, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Мы считаем, что демократический социализм, в ходе развития научно-технического прогресса и производительных сил, перерастет со временем в бесклассовое общество, что в отдаленной перспек­тиве частная собственность исчезнет ввиду большей справедливости общественной собственности, однако мы категорически против любых попыток ее директивной отмены». (3)

«Главной целью деятельности РСДСМ является создание в России социального демократи­ческого государства, основанного на принципах Свободы, Справедливости и Солидарности». (4) 

«Недемократические социалисты»:

«Своей высшей целью в долгосрочной перспективе [партия] называет содействие возник­новению и утверждению коммунистического общества, общества, в котором свободное развитие каждого, является условием развития всех. В краткосрочной перспективе основными непосредст­венными целями Объединенной Коммунистической партии являются: выведение России на путь социалистического развития, установление власти трудящихся, выход на новую ступень развития и создание экономических, политических, социальных и нравственных условий для последова­тельного формирования коммунистических общественных отношений. С момента своего образо­вания позиционирует себя как оппозиционная действующей власти». (5)

«Спасение Отечества - только в возрождении советского строя и следовании по пути социа­лизма. История вновь поставила народы нашей Родины перед тем же выбором, что и в 1917, и в 1941 годах: либо великая держава и социализм, либо дальнейшее разрушение страны и превращение её в колонию... КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации человека человеком об­щество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по коли­честву, качеству и результатам труда. Это общество высокой производительности труда и эффектив­ности производства, достигаемых на основе научного планирования и управления, применения науко­ёмких и ресурсосберегающих технологий. Это общество подлинного народовластия и развитой ду­ховной культуры, стимулирующее творческую активность личности и самоуправление трудящихся. Человек станет главной целью и фактором общественного развития». (6)

Социал-либералы:

«Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересо­вано большинство. Обязанность государства — в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс ее получить. В этом — отли­чие современного — социального — либерализма от его радикальной версии 19-го века. Социаль­ный либерализм XXI века ориентирован на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства.

Пересмотр вульгарных подходов к реформам необходим, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития нашей страны, угрожающие в будущем ее единству. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приори­тетом государственной политики, как и его рост. Наш ориентир — общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим ус­ловием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки.

Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической систе­мы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании эконо­мического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок — не самоцель, а средство дос­тижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать.

Мы заявляем, что находимся в последовательной оппозиции к авторитарно-бюрократическому режиму, установленному в современной России на олигархическом фундамен­те, заложенном в 90-е годы. Для нас в равной мере неприемлемы нынешний авторитарный режим, возврат к породившим его ельцинским порядкам, националистическая перспектива, чреватая на­циональной катастрофой и распадом страны, левый реванш, снова ведущий по уже пройденному тупиковому пути». (7)

 2.  Что такое демократический социализм?

            Демократические социалисты:

«Демократический социализм — вид социализма, подчёркивающий свою демократич­ность. Сторонники этой идеологии считают, что общественная собственность и контроль за сред­ствами производства должны комбинироваться с демократией. В плане экономики взгляды сто­ронников демосоциализма варьируются от поддержки смешанной экономики до передачи всех средств производства в распределённую среди трудовых коллективов собственность.

Демосоциалисты называют недемократической коммунистическую трактовку социализма, которую они отвергают. В отличие от коммунистов, демосоциалисты рассматривают социализм как конечный идеал, а не промежуточную стадию на пути к коммунизму. Они также включают в понятие демократии концепции плюрализма и прав демократического меньшинства, и вовсе не интерпретируют её как диктатуру большинства...

Как и социал-демократы, демосоциалисты выступают за эгалитаризм, но в отличие от пер­вых сторонники демократического социализма выступают за общественную собственность на средства производства: они выступают в защиту и увеличение общественного сектора в экономике и государственного обеспечения здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг и транспорта...» (8)

            «Недемократические социалисты»:

"Демократический социализм" - реформистская теория, согласно которой социализм в со­временную эпоху, утратив классово-пролетарский характер, превратился в "общедемократиче­ское" течение на базе "примирения" (сотрудничества) классов, а марксизм-ленинизм из теории революционной борьбы рабочего класса и социалистического строительства стал "ветвью, ото­рвавшейся от социализма". (9)

Социал-либералы:

«Право на частную собственность всех категорий собственников объявляется священным, его нарушение жестко преследуется». (10) Однако: «Крупные монополии, вносящие сегодня ко­лоссальный вклад в увеличение разрыва в доходах россиян, перестают быть «неприкасаемыми»: над ними устанавливается жесточайший контроль государства. Проводится тщательный незави­симый аудит всех национальных монополий, начиная с Газпрома. Принимается закон, обязываю­щий естественные монополии осуществлять все крупные расходы, только через процедуру про­зрачных торгов, а также публиковать на собственных официальных сайтах информацию обо всех корпоративных затратах, оплачиваемых населением. Осуществляются с привлечением антимоно­польных органов меры, направленные на сокращение необоснованных издержек монополий, свя­занных с содержанием их раздутого бюрократического аппарата. Вносятся изменения в налоговое законодательство, обязывающие монополии уплачивать налоги в бюджеты тех регионов и муни­ципалитетов, на чьих территориях функционируют их хозяйствующие субъекты». (10)

3.  Может ли быть социализм с ограничениями демократии?

            Демократические социалисты:

«Социалисты стремятся к созданию нового общества демократическим путём. Без свобо­ды социализм будет невозможен. Социализм может быть достигнут только при помощи демокра­тии. Демократия в полной мере может быть реализована только через социализм.» (1)

«Теперь уже не может быть сомнения в том, что «социализм» без свободы означает худ­ший вид рабства и бесчеловечного варварства. Теперь уже потеряли смысл все старые споры о взаимоотношении между социализмом и демократией. Демократия для нас является неотъемлемой частью самого социализма, она входит в самое определение социализма.» (11)

«Недемократические социалисты»:

«КПРФ будет активно возрождать и развивать непосредственное народовластие: местные Советы народных депутатов, советы трудовых коллективов комитеты самоуправления, самоорга­низации и самозащиты, поддерживать введение контроля трудящихся за исполнительной и пред­ставительной властью. На референдум будет вынесен вопрос о восстановлении в полном объёме советской системы государственной власти. После достижения политической и экономической стабильности КПРФ примет необходимые меры, чтобы максимально обеспечить всё более широ­кое участие трудящихся в управлении государством. Это необходимо сделать через Советы, проф­союзы, рабочее самоуправление и другие рождённые жизнью органы прямого народовластия -оградить общество от пропаганды пошлости и цинизма в СМИ, осуществить доступ в государст­венные средства массовой информации всех политических сил, действующих в рамках закона, прекратить очернение российской и советской истории;- создать реально независимую судебную систему». (6)

4.  Интересы каких социальных групп населения преимущественно защищают демократиче­ские социалисты?

            Демократические социалисты:

«Мы, социалисты - люди, объединившиеся в политическое движение, направленное на за­щиту прав граждан, наёмных работников и самостоятельно занятых тружеников, составляющих подавляющее большинство населения России, а также безработных и людей, нуждающихся в со­циальной помощи». (12)

«Мы считаем себя. последовательными защитниками интересов людей труда, и, прежде всего, их наименее социально защищенных слоёв.» (3)

«Политика некоторых социал-демократических лидеров, например, «третий путь» Тони Блэра или Герхарда Шредера, подобно либерализму делающий опору на «средний класс», подвер­галась острой критике левого крыла их партий, поскольку она поддерживает интересы скорее не трудящихся, а средней буржуазии». (13)

«Недемократические социалисты»:

«По своему классовому содержанию "демократический социализм" является идеологией мелкой буржуазии и мелкобуржуазных слоев населения капиталистического общества. Он высту­пает как последовательное выражение антикоммунистических тенденций правого оппортунизма и ревизионизма, как логическое развитие идейных основ правой социал-демократии, окончательно порвавшей с революционным рабочим движением и твердо вставшей на сторону класса буржуа­зии». (9)

5.  Как демократический социализм соотносится с современным капитализмом?

            Демократические социалисты:

«Начиная с XIX века, капитализм развил огромные производственные силы. Это было сде­лано за счёт отстранения подавляющего большинства граждан от влияния на производственные процессы. Он поставил права предпринимателя выше прав человека. Он создал новый класс наём­ных рабочих, не имеющих ни собственности, ни социальных прав. Это обострило борьбу между классами.

Хотя наша планета содержит ресурсы, за счёт которых можно было бы обеспечить достой­ную жизнь для всех, капитализм оказался не в состоянии удовлетворить элементарные потребно­сти населяющих нашу планету людей. Он оказался не в состоянии функционировать без разруши­тельных кризисов и массовой безработицы. В результате мы видим социальную незащищённость и вопиющие контрасты между бедными и богатыми. Капитал прибегал к империалистической и колониальной экспансии, что сделало более ожесточёнными межэтнические и межрасовые кон­фликты. В некоторых странах мощные капиталистические группировки помогли вновь подняться варварству прошлого в виде фашизма и нацизма». (1) 

«Недемократические социалисты»:

«Капитализм, доминирующий сегодня на большей части земного шара,- это такое общест­во, где материальное и духовное производство подчинено рыночным законам извлечения макси­мальной прибыли и накопления капитала. Всё превращается в товар, главной мерой отношений людей служат деньги. Капиталистический способ производства означает безудержную эксплуата­цию человека и ресурсов природы без учёта губительных последствий для жизни будущих поко­лений и их среды обитания.Научно-технический прогресс ведёт к коренному качественному и структурному обновлению рабочего класса города и деревни. Инженерно-технические и научные работники, труженики сферы обслуживания в большинстве своем сегодня также являются наём­ными работниками. В результате этого складывается передовой отряд, ядро современного рабоче­го класса. В нём коммунисты видят свою главную социальную опору. К нему они в первую оче­редь обращаются со своими идеями, содействуют осознанию и реализации трудящимися их инте­ресов в национальном и международном масштабе. В руках этой авангардной силы судьба не только России, но и всей человеческой цивилизации. (6)

6.   Что выше для вас: права отдельного человека или права государства, взявшего курс на построение «общества социальной справедливости»?

            Демократические социалисты:

«Социалисты всего мира теперь уже знают, что нет «различных путей к социализму». Ибо не человек для социализма, а социализм для человека, — для того, чтобы обеспечить максималь­ное количество материальных и духовных благ максимальному количеству людей на основе мак­симального равенства и свободы. Непрерывный подъём жизненного уровня народных масс, все­стороннее свободное развитие личности, забота о человеке, а не об абстрактном государстве, кон­кретно принимающем облик партийно-бюрократического аппарата, - этого всепоглощающего и всеподавляющего Молоха, вот цель социализма, каким его понимает мировое социалистическое движение, демократическое, гуманитарное, эволюционное, стремящееся не господствовать над своими народами, а служить им.» (11)

«Недемократические социалисты»:

«КПРФ выступает единственной политической организацией, последовательно отстаиваю­щей права людей наёмного труда и национально-государственные интересы. Наша партия призывает соотечественников к укреплению и расширению союза патриоти­ческих сил для борьбы за социализм, для защиты национально-государственных интересов стра­ны. В нынешних условиях КПРФ видит свою задачу в том, чтобы соединить социально-классовое и национально-освободительное движения в единый народный фронт. Придать ему целенаправ­ленный характер. Партия борется за единство, целостность и независимость Отечества, за воссоз­дание братского Союза советских народов, благополучие и безопасность, нравственное и физиче­ское здоровье граждан». (6)

История научила нас, как в действительности коммунисты-державники относятся к интересам людей труда... Можно вспомнить раскулачивание, голодовку в начале 30-х годов, высылку целых народов в Сибирь и Казахстан, распределители для элиты и пустые полки в магазинах для всех, расстрел рабочих в Новочеркасске и др.

7.   Может ли социалистическая демократия пониматься как диктатура большинства народа над меньшинством?

            Демократические социалисты:

«Социалисты выражают свою солидарность со всеми народами, страдающими от диктату­ры (будь она коммунистической или фашистской), в их стремлении к завоеванию свободы.

Любая диктатура, где она ни существовала, является угрозой для свободы всех народов и, тем самым, миру во всём мире. Во всяком месте, где есть безудержная эксплуатация принудитель­ного труда, будь то на коммерческом предприятии или под политической диктатурой, существует угроза для жизни и моральных норм всех народов». (1) 

«Недемократические социалисты»:

«Добиваясь активизации социально-классовой и национально-освободительной борьбы, КПРФ учитывает, что у неё есть реальные и потенциальные политические союзники. Это - партии и общественные объединения левого, социалистического спектра, прогрессивные патриотические движения. Это - профсоюзы, рабочие, крестьянские, женские, ветеранские, молодёжные, религи­озные, просветительские, творческие, экологические, антиглобалистские и иные общественные организации. Все те, кто проявляет заботу о трудовом народе, борется против закабаления России, кто не опорочил себя соглашательством с разрушительным курсом правящего режима. Коммуни­сты уважают их право на собственные взгляды и не навязывают своих. Но в диалоге и взаимодей­ствии с ними не считают нужным скрывать своего твердого убеждения, что защита национально-государственных интересов России органически сливается сегодня с борьбой за социализм и со­ветские формы народовластия». (6)

Такое впечатление, что КПРФ думает, что мы все уже забыли изречения Ленина: «Итак: в капиталистическом обществе мы имеем демократию урезанную, убогую, фальши­вую, демократию только для богатых, для меньшинства. Диктатура пролетариата, период перехода к коммунизму, впервые даст демократию для народа, для большинства, наряду с необходимым подавлением меньшинства, эксплуататоров. Коммунизм один только в со­стоянии дать демократию действительно полную, и чем она полнее, тем скорее она станет ненужной, отомрёт сама собою». (см. его книгу «Государство и революция»)

Мы уже забыли реки крови, пролитые сторонниками тоталитаризма? Нет, не забыли!

8.  Как вы понимаете демократию?

Демократические социалисты:

«Мы объявляем своей целью общество политической, экономической и социальной демо­кратии, то есть демократического социализма. Первыми шагами на пути к нему должны стать че­стные выборы, свободные СМИ, независимые суды. Мы за тип государственного правления (парламентскую или полупрезидентскую республику), в котором полномочия первого лица огра­ничены, за ту политическую организацию общества, которая обеспечит непосредственное участие народа в принятии решений на максимально широком уровне. Нам нужна только такая демокра­тическая политическая система, которая на деле предусмотрит контроль общественности (включая органы народного контроля, избираемые прямым и тайным голосованием, общественные органи­зации, политические партии и профсоюзы, а также СМИ) за результатами работы государствен­ных органов.» (12)

«Недемократические социалисты»:

«На первом этапе решается задача установления демократической власти трудящихся, ши­роких народно-патриотических сил во главе с КПРФ. Для ее достижения коммунисты организуют народные массы в борьбе за их социально-экономические, политические интересы, возглавляют выступления людей труда, ветеранов и молодёжи в защиту своих законных прав. Партия добива­ется создания условий для честных выборов всех органов власти и формирования правительства народного доверия. Овладение рычагами власти позволит устранить катастрофические последст­вия "реформ", восстановить основные политические и социально- экономические права граждан, вернуть народу и взять под контроль государства собственность на противоправно присвоенные основные средства производства». (6)

Тут важно, что именно планируется тоталитарными коммунистами на следующих этапах.   Мы, демократические социалисты, это хорошо помним!

            Социал-либералы:

«Демократия жизненно необходима России, потому что она в большей мере, чем какой-либо иной политический режим, защищает достоинство человека. Это преимущество делает ее наиболее конкурентоспособной формой государственного устройства в постиндустриальном мире, где главным фактором развития становится человеческий капитал. Только демократия:

•  обеспечивает максимально возможную свободу обмена идеями и распространения информации, без которых невозможно осуществить переход к информационному обществу XXI века;

•   содействует развитию гражданского общества и самостоятельных политических партий, способ­ных контролировать власть, удерживая ее от изоляции и застоя;

•   обеспечивает равные права и возможности для мужчин и женщин;

•   может реализовать принцип разделения и взаимного контроля властей, который является наибо­лее эффективным средством против бюрократической деградации государства.

Устойчивая демократия необходима России как обязательное условие динамичного развития в XXI веке». (7)

9.  Как нужно поступать, если у власти находится диктатура, препятствующая поступатель­ному развитию общества?

                  Демократические социалисты:

«В тех случаях, когда угнетение народа становится далее нетерпимым, когда становится невозможным путь постепенного реформирования, мы приветствуем народную демократическую революцию, расчищающую преграды на пути прогресса. При этом мы считаем, что революцион­ное движение должно стараться сделать революцию мирно, а после ее победы быть гуманным по отношению к поверженным противникам». (3)

Демократический социализм придерживается постепенности, конкретности мер, осуществ­ляемых в процессе выполнения повседневной рутинной работы, т. н. малых дел, которые в сово­купности и составляют движение к социализму. В этом смысле движению отдается приоритет пе­ред отдаленной абстрактной целью. Такой подход, в сущности, стал стратегической установкой политических программ большинства партий демократического социализма. Однако, при невоз­можности мирной эволюции - «если городом правят несправедливо - город должен восстать!» (Б. Брехт).

            «Недемократические социалисты»:

«КПРФ выступает за мирный переход к социализму. Вместе с тем, как сказано во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, власть обязана заботиться о нуждах народа, чтобы он "не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восста­нию против тирании и угнетения". Сложившийся в стране режим, проводя антинародную полити­ку, сам роет себе могилу». (6)

Социал-либералы:

«Мы уверены, что только у демократической по содержанию и базовым ценностям альтер­нативы есть будущее. Только демократическая альтернатива как цель, движущая сила и фунда­мент, сделает эффективным массовый мирный протест, будет расширять его, вовлекать в граждан­ское движение новых и новых людей. Наша цель — не только законное и мирное отстранение от власти ныне правящей группировки. Главное — создание реально работающей системы регуляр­ной и неизбежной смены власти, принципиальный отказ от популизма, национализма, насилия и обеспечение практического участия граждан в управлении страной. Лишь на такой основе можно создать систему, в которой люди навсегда почувствуют свою причастность к российскому госу­дарству, поверят в свои силы, почувствуют, что это ИХ государство, ими формируемое и им под­отчётное». (7)

10. Как нужно относиться к профсоюзному движению?

            Демократические социалисты:

«Профсоюзы и организации производителей и потребителей являются необходимыми эле­ментами демократического общества; они не должны стать частью бюрократической машины или жёсткой корпоративной системы. Такие экономические организации должны участвовать в фор­мировании общей экономической политики без узурпации конституционных парламентских пол­номочий». (1)

«Мы боремся за права работающих людей, так как свобода и демократия не должны за­канчиваться на пороге предприятия. Мы будем выражать волю, защищать права и представлять интересы российских тружеников, поддерживать профсоюзное движение. Мы - за обеспечение производственной демократии, основанной на прогрессивном трудовом законодательстве, мы - за обеспечение неотвратимого наказания работодателей, нарушающих трудовые права. Мы также боремся за права временно потерявших работу, за их право получать заработную плату за свой труд, за четкое соблюдение норм трудового законодательства работодателями, за недопущение массовых увольнений работников как средства решения проблем предприятий». (13) 

Ответ коммунистов:

«Проведение акций в поддержку справедливых требований трудовых коллективов, наём­ных работников, безработных и ветеранов, создание широкой сети объединений сторонников КПРФ; - взаимодействие с профессиональными союзами в экономической и политической сфе­рах, в формировании классового самосознания рабочих, крестьян и интеллигенции, в активизации их борьбы за свои права». (6)

                Социал-либералы:

«Сокращение разрыва между бедными и богатыми в стране должно начинаться с обеспечения гарантий трудовых прав наемных работников. Принимаются законы, гаранти­рующие права реально независимых профсоюзов, минимальную оплату труда выше прожиточного минимума, обязательность и стабильность трудового договора, реальное право на забастовки, за­прет на использование заемного труда. Принимаются меры по уменьшению диспропорций между прибылями владельцев предприятия и зарплатами его высшего менеджмента с одной стороны и зарплатами рядовых работников - с другой». (10)

11. Как мы должны относиться к рыночной экономике?

            Демократические социалисты:

«...Мы против и искусственного «уравнительного распределения, за создание условий, способствующих проявлению хозяйственной инициативы предприятий и отдельных граждан. Мы выступаем за снятие искусственных препятствий для развития малого бизнеса, сводимого сегодня "на нет" вконец обнаглевшими чиновниками, силовиками и бандитами». (12)

«Мы считаем, что в современных условиях развития экономики, должно сохраняться мно­гообразие форм собственности на средства производства: коллективная, кооперативная, частная, государственная, собственность общественных организаций и т.д.

Пострыночные механизмы регулирования экономикой (например, децентрализованное планирование, контроль трудящихся на производстве, другие методы) могут и должны развивать­ся в условиях многоукладной экономики. Они совместимы с частной собственностью в сельском хозяйстве, народных промыслах, розничной торговле, а также в предприятиях малого и среднего бизнеса. На современном этапе государственная власть насквозь поражена коррупцией. Это огра­ничивает возможность проведения национализации в экономике. В первую очередь необходимо восстановить доверие общества к власти, а для этого изменить саму систему формирования госу­дарственной власти». (3)

Если говорить про современную Россию, то кажется несомненным, что в современных ус­ловиях развития экономики должно сохраняться многообразие форм собственности на средства производства: частная, государственная, коллективная, кооперативная, собственность обществен­ных организаций и т.д. При этом демократические социалисты, поддерживая многоукладную эко­номику, прекрасно видят и теневые стороны рыночных отношений, когда всё становится предме­том купли-продажи. Это - дикий капитализм, а не цивилизованный. Нельзя всё измерять только выгодой, только деньгами, только прибылью. Особенно это опасно в области культуры, образова­ния, науки, здравоохранения.

«Недемократические социалисты»:

«Российские коммунисты считают, что принципиальный спор между капитализмом и со­циализмом, под знаком которого прошло XX столетие, не завершен». (6)

Социал-либералы:

«Социальное рыночное хозяйство — это эффективная экономика, в которой экономический рост и правовое регулирование свободных рыночных сил имеют своими целями социальные ре­зультаты:

•   благосостояние всех граждан России через их максимально возможный доступ к благам, распре­деляемым рыночным путем, а также

•   гарантии достойного существования — в случае невозможности такого доступа.

Социальный рынок — это система, при которой государство создает институты, регули­рующие игру рыночных сил, не диктуя им свою волю.

Эта европейская экономическая модель предполагает проведение государственной полити­ки по следующим направлениям:

•   гарантии частной собственности, защита экономической свободы, ликвидация бюрократических барьеров для предпринимателей, защита малого и среднего бизнеса;

•   создание благоприятных условий для инвестиций;

•   активная борьба с монополизмом, поддержание конкурентной среды, жесткий контроль за тари­фами естественных монополий;

•   выравнивание наиболее резких разрывов в доходах населения путем создания надежных систем обязательного государственного страхования;

•   борьба с бедностью, сокращение резкого социального расслоения;

•   создание рабочих мест, повышение доходов населения;

•   работа по улучшению качества и расширению доступности образования и здравоохранения;

•   защита общенационального природного и культурного богатства от безответственной привати­зации.

Результатами политики социального рынка станут:

•   государство всеобщего благосостояния, близкого по своим параметрам к европейским образцам;

•   мощный средний класс;

•   системы социальной поддержки европейского типа;

•   системы образования и здравоохранения, отвечающие требованиям и вызовам XXI века;

•   вхождение России в число экономически развитых стран мира». (7)


Copyright © MirZnanii.com 2015-2018. All rigths reserved.