Автор статьи: Лебедев Александр Юрьевич

Евгений Самохвалов, Александр Лебедев Идеологические критерии демократического социализма 2

СОДЕРЖАНИЕ: Различные формы общественной собственности не следует считать самоцелью, это лишь средство контроля над основным отраслями народного хозяйства, от которых зависит экономика и благосостояние общества.

12. Нужно ли стремиться к обобществлению экономики?

             Демократические социалисты:

«Различные формы общественной собственности не следует считать самоцелью, это лишь средство контроля над основным отраслями народного хозяйства, от которых зависит экономика и благосостояние общества. Также они важны для рационализации неэффективных предприятий, а также для предотвращения частной монополизации и картелей, которые могут эксплуатировать общество. Социалистическое планирование не предполагает общественной собственности на все средства производства. Она совместима с частной собственностью в таких важных отраслях, как сельское хозяйство, народные промыслы, розничная торговля, а также в предприятиях малого и среднего бизнеса. При этом государство должно препятствовать частным собственникам злоупот­реблять их возможностями. Оно может и должно помочь им внести свой вклад в развитие произ­водства и общественного богатства в рамках плановой экономики». (1)

«Мы выступаем за приоритет общественной собственности на природные ресурсы (недра земли, леса и водоемы) и на средства производства естественных монополий и промышленных гигантов, созданных в СССР (естественные монополии - энергетика, железнодорожный, трубо­проводный и авиационный транспорт), хотя наши взгляды на формы и эффективность обществен­ной собственности могут быть различными. При этом мы выступаем за многообразие различных форм собственности (в т. ч. за расширение коллективной и кооперативной собственности), за раз­витие системы самозанятости населения, формирование эффективной системы содействия в тру­доустройстве временно безработных граждан». (12)

«За обобществление (под контролем трудящихся) крупнейших и/или стратегически значи­мых компаний. Критерии отнесения предприятий к гигантам, подлежащим национализации, и ус­ловия ее проведения подлежат общественному обсуждению.

За централизацию крупнейших финансовых и кредитных организаций страны в руках госу­дарства.

За обобществление предприятий, объявляющих массовые сокращения своих работников, предприятий, где систематически нарушаются права работников, а также предприятий, доведен­ных до банкротства.

На современном этапе государственная власть насквозь поражена коррупцией. Это ограни­чивает возможность проведения национализации в экономике. В первую очередь необходимо вос­становить доверие общества к власти, а для этого изменить саму систему формирования государ­ственной власти». (3)

«Недемократические социалисты»:

«Национализировать природные богатства России и стратегические отрасли экономики, доходы этих отраслей использовать в интересах всех граждан». (6)

Социал-либералы:

                «Социальный рынок — это система, при которой государство создает институты, регули­рующие игру рыночных сил, не диктуя им свою волю.

Эта европейская экономическая модель предполагает проведение государственной полити­ки по следующим направлениям:

•   гарантии частной собственности, защита экономической свободы, ликвидация бюрократических барьеров для предпринимателей, защита малого и среднего бизнеса;

•   создание благоприятных условий для инвестиций;

•   активная борьба с монополизмом, поддержание конкурентной среды, жесткий контроль за тари­фами естественных монополий;

•   выравнивание наиболее резких разрывов в доходах населения путем создания надежных систем обязательного государственного страхования;

•   борьба с бедностью, сокращение резкого социального расслоения;

•   создание рабочих мест, повышение доходов населения;

•   работа по улучшению качества и расширению доступности образования и здравоохранения;

•   защита общенационального природного и культурного богатства от безответственной привати­зации.

Результатами политики социального рынка станут:

•   государство всеобщего благосостояния, близкого по своим параметрам к европейским образцам;

•   мощный средний класс;

•   системы социальной поддержки европейского типа;

•   системы образования и здравоохранения, отвечающие требованиям и вызовам XXI века;

•   вхождение России в число экономически развитых стран мира». (7)

 

13.  Как нужно относиться к необходимости планирования экономики и к возможности само­управления трудовых коллективов предприятий?

            Демократические социалисты:

«.. .Демократический социализм находится в резком противоречии как с капиталистиче­ским планированием, так и с тоталитарным планированием; обе эти системы исключают возмож­ность общественного контроля над процессом производства и справедливым распределением его результатов.

Социалистическое планирование может быть достигнуто различными путями. В каждой стране должно быть определена конкретная конфигурация общественной собственности и методов планирования». (1)

«Мы считаем, что размеры и сложность экономики требуют, а технические средства созда­ют возможность развития методов демократического и децентрализованного планирования, других пострыночных инструментов управления, дополняющих и отчасти заменяющих рыночные механизмы». (12)

«За осуществление на практике контроля над деятельностью предприятий всех отраслей и видов собственности со стороны избранных на собраниях трудовых коллективов представителей трудящихся, общественных территориальных советов, муниципальных и государственных орга­нов власти. За предоставление трудящимся возможности контролировать все аспекты деятельно­сти предприятия, в том числе денежные потоки, ценообразование, взаимодействие с другими ор­ганизациями и т.д.» (3)

«Недемократические социалисты»:

«Взяв в свои руки природные богатства и стратегические отрасли производства, государст­во наладит планирование основных показателей развития народного хозяйства, сформирует пол­ноценный бюджет и станет важнейшим заказчиком продукции для отечественных производите­лей. Народная власть с помощью плановых и рыночных механизмов будет активно регулировать развитие экономики и социальной сферы». (6)

14.  Как нужно относиться к нормам общечеловеческой этики и морали?

           Демократические социалисты:

              «Социалисты выступают против капитализма не только потому, что эта система экономи­чески расточительна и ограничивает массы в их материальных правах, но и потому, что капита­лизм не имеет ничего общего с понятием справедливости. Социалисты выступают против тотали­таризма в любых формах потому, что он оскорбляет человеческое достоинство.

Социалисты стремятся ликвидировать всякую правовую, политическую и экономическую дискриминацию между полами, между социальными группами, между городом и деревней, между уроженцами разных местностей и представителями разных рас.

Социализм - это нечто большее, чем просто новая экономическая и общественная системы. Экономический и общественный прогресс особенно ценны в том, что они служат освобождению и развитию каждого человека». (1)

«Недемократические социалисты»:

«Сложное переплетение геополитического положения, национальных и экономических об­стоятельств сделало российское общество носителем самобытной культурной и нравственной тра­диции. Основополагающими ее ценностями являются общинность, коллективизм и патриотизм, теснейшая взаимосвязь личности, общества и государства. Отсюда вытекает стремление народа к воплощению высших идеалов правды, добра и справедливости, к равноправию всех граждан неза­висимо от национальных, религиозных и других различий. Эти качества явились важной предпо­сылкой восприятия массами освободительных революционных идей»(6)

Социал-либералы:

«Современное российское общество пытаются превратить в пассивный объект манипуля­ций со стороны власти. Это — тупиковый путь, ведущий страну к отставанию. Социальный про­гресс в России невозможен без ответственного общества, умеющего критиковать и контролиро­вать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. РОД11 «ЯБЛОКО» проводит политику активной поддержки и защиты гражданского общества, считая, что разнообразные формы самоор­ганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности — стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Государство, в свою очередь, должно не «управлять» добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия в государственных делах». (7)

15. Как добиться торжества социальной справедливости в обществе?

            Демократические социалисты:

«Социализм стремится заменить капитализм системой, в которой общественные интере­сы имеют приоритет перед интересами частной собственности. Непосредственные цели соци­альной политики состоят в полной занятости, высокой производительности труда, повышении жизненного уровня, социальной защите и справедливом распределении доходов и имущества. Та­кое планирование невозможно в условиях концентрации собственности в руках привилегирован­ного меньшинства. Это требует эффективного демократического контроля над экономикой». (1)

«Введение прогрессивного налога на личные и корпоративные доходы, а также обложения налогом сверхдоходов (налога на роскошь) будет способствовать формированию и укреплению со­циально ориентированного государственного бюджета, чтобы бедные стали богаче, а работники бюджетных сфер не чувствовали себя ущемленными". Размеры прогрессивного налога подлежат обсуждению. Но, в случае извлечения в отдельных видах деятельности высоких доходов, связанных с получением ренты (продажа природных ресурсов, аренда земельных участков и др.), такие доходы должны обкладываться дополнительным налогом. Минимальная заработная плата должна соответ­ствовать в каждом регионе страны реальному прожиточному минимуму данного региона, при этом прожиточный минимум должен ежеквартально пересматриваться с учетом инфляции». (12)

«Недемократические социалисты»:

«Осуществить срочную программу мер по борьбе с бедностью, ввести государственный контроль над ценами на товары первой необходимости;

 -    пересмотреть законы, ухудшающие материальное положение граждан и позволяющие растаски­вать природные ресурсы страны, прежде всего - закон о "монетизации" льгот, Трудовой, Жилищ­ный, Земельный, Лесной и Водный кодексы. Не допустить повышения пенсионного возраста;

-    восстановить ответственность власти за жилищно-коммунальное хозяйство, установить плату за жилищно-коммунальные услуги в размере не более 10% дохода семьи, прекратить выселение людей на улицу, расширить государственное жилищное строительство;

-   увеличить финансирование науки, обеспечить учёных достойной заработной платой и всем не­обходимым для исследовательской деятельности;

-   восстановить высокие стандарты всеобщего бесплатного среднего и высшего образования;

-   обеспечить общедоступность и высокое качество здравоохранения;

- обеспечить продовольственную и экологическую безопасность страны, поддержать крупные коллективные хозяйства по производству и переработке сельхозпродукции;

-   установить приоритет внутреннего долга перед внешним, компенсировать вклады населения, сгоревшие в годы губительных "реформ";

-   ввести прогрессивную шкалу налогообложения, освободить от уплаты налогов граждан с низки­ми доходами;

-   повысить эффективность системы государственного управления, сократить число чиновников, расширить права трудовых коллективов и профсоюзов;

-   создать условия для развития малого и среднего предпринимательства;

- обеспечить общедоступность культурных благ, пресечь коммерциализацию культуры, защитить русскую культуру как основу духовного единства многонациональной России, национальные культуры всех народов страны;

-  принять самые решительные меры для подавления коррупции и преступности, пресечь практику искусственных банкротств, поставить заслон рейдерским захватам». (6)

            Социал-либералы:

«Свобода не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости. Такое об­щество обречено на раскол между теми, чья свобода подкреплена материальным благополучием, и теми, для кого она — синоним изнурительной бедности. Исходом этого раскола могут стать либо социальные потрясения, либо диктатура привилегированного меньшинства. Нет свободы без спра­ведливости. Нет справедливости без свободы. Справедливость требует стремиться не только к ра­венству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен». (7)

«Для компенсации обществу ущерба от приватизации вводится единовремен­ный компенсационный налог на сверхкрупные доходы, полученные от приватизации важнейших государственных активов в ходе залоговых аукционов. Речь идет о компенсационном налоге, ко­торый может, например, рассчитываться как определенный процент от разницы между оценкой суммы прибыли, полученной после приобретения активов, за вычетом суммы документированных капитальных вложений (инвестиций) или присоединенных активов, и ценой приобретения в мо­мент приватизации. Устанавливается особый порядок продажи и перепродажи приватизированных в 90-е годы крупнейших активов. Например, могут быть введены существенно повышенные став­ки налогообложения чистого дохода, полученного в результате продажи». (7)

16. Отношение к национальным движениям и к национализму.

             Демократические социалисты:

«В период стремительной интернационализации цели демократического социализма не мо­гут быть достигнуты в рамках отдельных стран. Судьбы людей, живущих в различных частях ми­ра, как никогда прежде связаны между собой. 1оэтому сотрудничество социалистических партий всех стран мирового сообщества в интересах как национальных, так и международных». (14)

«Мы - за право наций на самоопределение, а также за возможность граждан общаться и осуществлять юридические действия на родном языке, включая право на создание СМИ на род­ных языках. В то же время мы против любых форм этнократических режимов в этнически специ­фических регионах России, за приоритет прав человека над правами этнических групп». (12)

               «За право наций на самоопределение вплоть до отделения, реализация такого права должна осуществляться в рамках справедливого и мирного процесса». (3) 

«Недемократические социалисты»:

«Не затухают пожары межнациональных конфликтов. Крайнюю остроту в годы реставра­ции капитализма приобрёл русский вопрос. Сегодня русские стали самым крупным разделённым народом на планете. Идёт откровенный геноцид великой нации. Численность русских уменьшает­ся. Уничтожаются исторически сложившиеся культура и язык. Задачи решения русского вопроса и борьбы за социализм по своей сути совпадают». (6)

Социал-либералы:

«Мы — партия российских патриотов. Но не таких, которые ставят государство выше лич­ности, зовут страну в изоляцию и националистическое безумие. Национализм в любой его разно­видности, но особенно национализм на этнической основе, враждебен России, так как ведет к раз­жиганию национальной розни и разрушению межнационального мира, на котором базируется це­лостность нашей страны. Шовинистическая истерика, поиск внешних и внутренних врагов ведут Россию к ксенофобии и внутреннему расколу, ослаблению и распаду. Национальные интересы России не имеют ничего общего с имперскими мифами. Быть патриотом — означает для нас: не заявлять бесконечно о своем патриотизме, а работать на благо страны и ее граждан. Наша позиция — патриотизм дела, а не патриотизм «красивых» слов. Сохранить целостность России в ее ны­нешних границах — стратегическая задача нации в XXI веке. Россия может быть только сильной и современной страной, либо ее не будет вообще». (7)

17. Отношение к религиозным организациям и к клерикализму.

            Демократические социалисты:

«Только взаимная терпимость, уважающая равное достоинство всех людей, исповедующих другую веру, а также инакомыслящих, дает прочную основу для совместной жизни, плодотворной в человеческом и политическом отношениях. Следует обеспечивать свободу мысли, веры и со­вести и свободу открытого выражения взглядов». (15)

«Мы - против клерикализма и мракобесия, то есть за решительное отделение всех видов религии от государства и против давления религиозных организаций на государственную полити­ку, на решения государственных и муниципальных органов управления. Мы - против религиозно­го воспитания школьников при преподавании учебного предмета под названием "Основы религи­озных культур и светской этики", принятого в качестве обязательного в массовых средних школах, вне зависимости от того, какой из модулей этого предмета будет выбран учеником и его родите­лями. Но вместе с тем мы не выступаем против права граждан исповедовать любую религию и не препятствуем верующим создавать благотворительные организации и братства, учебные заведе­ния». (12)

             «Недемократические социалисты»:

«Нами были показаны бессмыслица и вред (для рядовых коммунистов) заигрывания КПРФ с РПЦ. При этом, если бы КПРФ была настоящей коммунистической партией, то тогда бы был смысл раскрывать и указывать её ошибки в отношениях с православной верой и РПЦ.

Но отход КПРФ от марксистско-ленинских позиций в своей деятельности показывает , что КПРФ является коммунистической партией только по названию, но отнюдь не по духу. Поэтому то, как поступает КПРФ во взаимоотношениях с православием, - это не ошибки, а целенаправлен­ная осознанная политика. Поэтому, в частности , сразу отпадает вопрос: « А зачем КПРФ право­славие и РПЦ?»

Мы считаем, что церковь и православная вера нужны руководству КПРФ только для каких-то других целей, никак не связанных с целями революционного движения. Мы можем только предполагать, что это за цели. Пока же всеми своими действиями, заигрыванием с РПЦ руководство КПРФ вносит разлад и раскол в борьбу трудящихся.

Вред и весьма существенный вред от клерикализации партии, называющей себя коммуни­стической, к сожалению, есть. Он состоит в том , что недовольные трудящиеся массы втягивают­ся в бесконечную и бесплодную деятельность по увещеванию эксплуататоров. Эти массы отвле­каются от борьбы за своё освобождение от эксплуатации. КПРФ направляют трудовой народ на нескончаемую и бесплодную (в условиях капиталистического общества) борьбу с « русофобией», «за национальное единство страны» (единство безработного и олигарха), за спасение Российского государства (где правят прохоровы и вексельберги) и т.д. и т. п.». (5)

            Социал-либералы:

Партия "Яблоко" в своем заявлении «Против создания в России клерикально-полицейского государства» отметила новую тенденцию в эволюции правящего режима к тоталитарной модели -формирование его идеологической основы в виде "гремучей смеси воинствующего клерикализма, мракобесия и откровенного черносотенства".

Подчеркивается, что конфликт между РПЦ и светским гражданским обществом нагнетается сознательно, о чем свидетельствует суровый приговор участницам панк-группы Pussy Riot, инспи­рированные антилиберальные "православные стояния" и православные патрули.

В партии считают, что церковной иерархии в "добровольно-принудительном" порядке на­вязывается функция политической дубины против инакомыслящих. «Такая функция не имеет ни­чего общего с православной верой и исторической традицией РПЦ. Реально не влияя на этот поли­тический курс, руководство РПЦ все больше интегрируется в состав правящей олигархии, получа­ет от государства странные с точки зрения здравого смысла дары в виде огромных земельных уго­дий, возвращение храмов и других сооружений, включая те, которые никогда ей не принадлежали.

Партия «ЯБЛОКО» считает абсолютно неприемлемым политический курс на построение в России полицейско-клерикального государства с авторитарными методами управления, подавле­ния, манипулирования, произвола и натравливания одной части общества на другую». (7)

18. Что важнее: государственный суверенитет или соблюдение демократических норм?

            Демократические социалисты:

«В дополнение к принципам, которыми руководствуются все демократические социалисты, следует отметить единство в понимании основоположных ценностей. Несмотря на разнообраз­ность взглядов, общим является то, что демократия и права человека являются не просто полити­ческими средствами для достижения социалистических целей, но самой сущностью этих целей -демократической экономики и общества. Индивидуальная свобода является условием обеспечения человеческого достоинства для всех граждан. Эти понятия не могут заменять друг друга и их нельзя противопоставлять. Социалисты защищают неотъемлемое право на жизнь и на личную безопасность, свободу совести и свободу слова, свободу объединений, право на защиту от насилия и унижений. Социалисты стремятся освободить человечество от голода и нищеты, достигнуть ис­тинной социальной безопасности и реализации права на труд...» (14)

«До последнего времени в нашей стране господствовала идеология государства, как выс­шей ценности, подавляющей интересы гражданина и рассматривающей его существование как функциональный элемент обеспечения развития государственной машины. Социал-демократическая партия исходит из иного представления и рассматривает государство как систе­му взаимосвязанных организационных структур (государственных органов), создаваемых волей проживающих на данной территории граждан с целью обеспечения реализации их коллективных интересов, включая защиту от посягательств извне, в разумном сочетании с гарантированием со­блюдения индивидуальных прав человека, создания ему благоприятных условий для самореализа­ции». (2)

«Мы утверждаем, что бедность в нашей потенциально богатой стране объясняется целена­правленной политикой власти. Бедными управлять просто - достаточно ограничиваться подачка­ми и популистской риторикой. Наша воля к лучшей жизни, к творчеству, к свободному труду на собственное благо и благо страны подавляется. Мы работаем и кормим себя и свои семьи не бла­годаря нашему государству, а вопреки ему». (12) 

«Недемократические социалисты»:

«Обеспечить территориальную целостность России и защиту соотечественников за рубе­жом; Все те, кто проявляет заботу о трудовом народе, борется против закабаления России, кто не опорочил себя соглашательством с разрушительным курсом правящего режима. Коммунисты уважают их право на собственные взгляды и не навязывают своих. Но в диалоге и взаимодействии с ними не считают нужным скрывать своего твердого убеждения, что защита национально-государственных интересов России органически сливается сегодня с борьбой за социализм и со­ветские формы народовластия». (6) 

Социал-либералы:

«Достойное существование человека — это его свобода, здоровье, благополучие, безопас­ность и возможность развивать свои способности. Государство — лишь инструмент для достиже­ния этих целей. Смысл существования государства в том, чтобы обслуживать граждан, а не прино­сить их в жертву абстрактным идеям. Наш принцип: государство для человека, а не человек для государства». (7)

19.  На каких принципах должно строиться международное сотрудничество?

            Демократические социалисты:

«.Новый мировой социум, к которому стремятся социалисты, может успешно развиваться только в мире, который основан на добровольном сотрудничестве между странами. Из этого сле­дует, что демократия должна быть установлена на международном уровне в качестве общего пра­вила и закона, который бы гарантировал национальную свободу и соблюдение прав человека.

Демократический социализм отвергает любые формы империализма. Он борется с угнете­нием и эксплуатацией любой человеческой общности либо отдельно взятого человека.Отрицания империализма недостаточно. На обширных территориях планеты свирепствуют крайняя нищета, неграмотность и болезни. Нищета в одной части планеты является угрозой для процветания в других её местностях. Нищета является препятствием на пути развития демократии.

Демократия, процветание и мир во всём мире требуют перераспределения мировых бо­гатств и увеличения производительности труда в слаборазвитых регионах. Все люди заинтересо­ваны в повышении материального и культурного уровня развития в таких регионах. Демократиче­ский социализм должен вдохновлять экономические, общественное и культурное развитие таких регионов, только если это не приведёт к возникновению новых форм угнетения». (1)

«За отказ от неолиберальной модели глобализации, которая ведет сейчас к обогащению не­скольких процветающих корпораций за счет эксплуатации большинства населения. За реформу Организации Объединенных Наций с целью её большей демократизации и повышения её роли в интересах миролюбивых сил планеты».(3)

«Недемократические социалисты»:

«Проводить внешнюю политику на принципах взаимного уважения стран и народов, спо­собствовать добровольному восстановлению Союзного государства»(6)

Социал-либералы:

«Россия является европейской страной в силу своей исторической судьбы, культурных тра­диций, географического положения. Ее будущее неразрывно связано с Европой. Потенциал рос­сийской нации может раскрыться только через творческое освоение ценностей европейской циви­лизации, в формирование которых внесла существенный вклад великая русская культура.

Европейский путь — это рост благосостояния российских граждан, приближение к его ев­ропейским стандартам через формирование в нашей стране социально-экономической, экологиче­ской и политической модели европейского типа, это развитие российского законодательства в со­ответствии с принципами Совета Европы, это также мощный импульс, который получит Россия от интеграции с Европейским Союзом. Такой интеграции требуют и интересы нашей национальной безопасности.

В условиях глобальных вызовов века Россия и Европа смогут выжить только вместе». (7)

20.  Возможно ли в политической организации руководство единоличного лидера?

            Демократические социалисты:

«Попытки сосредоточить в одних руках всю полноту власти являются тягчайшим преступ­лением перед обществом». (2)

              «Мы специально разъясняем, что во Франкфуртской Декларации Социнтерна под терми­ном «коммунистическая диктатура» подразумевались «псевдокоммунистические» режимы Стали­на, Энвера Ходжи, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и им подобные. Эти режимы мы вообще не при­знаем ни социалистическими, ни левыми». (3) 

            «Недемократические социалисты»:

«Демократизация внутрипартийной жизни, целенаправленная работа по формированию партии трудящихся масс, исключающей явления обюрокрачивания и вождизма, систематическое обновление всех выборных партийных органов и руководящих кадров, депутатского корпуса;

- создание условий, которые не допускают появления политических перерожденцев, карь­еристов, использующих своё пребывание в партии для достижения корыстных целей, подрыва её ав­торитета». (6)

Вождизм и культ личности вождя - вечная беда тоталитарных партий. А вот умение забывать самим и запудрить голову остальным - яркая черта КПРФ, уже допустившей у се­бя несменяемое руководство Зюганова и подобранных им кадров.

              Социал-либералы:

Категорическое «Нет!» подтверждается практикой работы партии «Яблоко». Документы:

1.      Франкфуртская Декларация Социнтерна, 1951 г.

2.      Программа СДПР, 2001 г.

3.      Манифест ЛевСД, редакция 2015 г.

4.      Сайт Российского социал-демократического союза молодёжи http://rsdsm.ru/.

5.      Сайт Объединённой коммунистической партии https://ru.wikipedia.org/wiki/.

6.      Сайт КПРФ http://kprf.ru/party/program.

7.      Сайт «Яблока» http://www.yabloko.ru/content/programma_demokraticheskij_manifest.

8.      Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Демократический_социализм.

9.      Сайт «Рабочий мир» https://work-way.com/demokraticheskij-socializm/.

10.  Г.Явлинский «Семь шагов к равенству возможностей»:см. http://www.yavlinsky.ru/said/documents/index.phtml?id=3342.

11.  Письмо 14 социалистов, 1952 г.

12.  Декларация социалистов России 2013.

13.  См. «Что такое социал-демократия» на сайте Союза социал-демократов www.sdorg.ru.

14.  Декларация принципов Социнтерна, Стокгольм, 1989 г.

15.  Годесбергская программа СДПГ, 1959 г.

16.  См.     Саблуков    В.Н.     Коммунисты,     КПРФ     и     православие http://www.rkrp-rpk.ru/content/view/7920/.

17.См. Заявление Бюро РОДП "ЯБЛОКО" от 2.10.2012 «Против создания в России клери­кально-полицейского гос-ва http://www.yabloko.ru/taxonomy/term/2921/2012/10/02_0.

Примечание: Программные документы находятся в интернет-ресурсе по их названиям.


Copyright © MirZnanii.com 2015-2018. All rigths reserved.