Смекни!
smekni.com

Кредитно-денежная политика (стр. 8 из 9)

Технологии работы с проблемными кредитами

В мировой практике в настоящее время сформировались следующие основные технологические процедуры работы с проблемными кредитами:

проведение открытых торгов по продаже проблемных кредитов;

банкротство должников;

реструктуризация долга;

привлечение частных специализированных организаций по управлению и продаже активов.

В ряде стран с развитым банковским законодательством и инфраструктурой применялись и более сложные схемы. Например, в США Трастовая корпорация по делам банкротств в ряде случаев предоставляла возможность компании, которая приобрела у нее «плохой» кредит, вернуть этот актив корпорации в течение установленного времени. При этом корпорация возмещала возвращаемый компанией-покупателем кредит соответствующим рефинансированием. При применении данной технологии покупки кредитов условия варьировались по различным видам ссуд, но в среднем позволяли вернуть купленный актив в течение года. На практике только треть совокупных кредитов, проданных по такой схеме, были возвращены покупателями. Использовалась также схема, по которой корпорация выдавала ссуды на покупку проблемных активов.

На заключительном этапе своей деятельности Трастовая корпорация активно применяла секыоритизацию кредитов, в частности ипотечных. В этом случае образовывался пул достаточно однородных кредитов, который затем передавался трастовому фонду для выпуска сертификатов, обеспеченных данным пулом. Всего была осуществлена секьюритизация ипотечных кредитов на сумму 42,2 млрд. долл. Использование такого механизма реализации «плохих» кредитов позволило Трастовой корпорации в условиях ограниченного времени реализовать значительный объем ипотечных кредитов по более высоким ценам, чем при продаже каждого кредита в индивидуальном порядке.

Секюритизация активов, в частности проблемных кредитов, активно использовалась также в Южной Корее, где для этого были созданы специальные институты.

В силу неразвитости банковского права и институтов секьюритизация для решения проблемы «плохих» кредитов в переходных экономиках практически не применялась, но, как представляется, у данной формы финансовых отношений большое будущее в этих странах не только в кризисной, но и в обычной ситуации.

Проблема «плохих» кредитов на современном этапе

В 1990-е гг. неудовлетворительное качество совокупного кредитного портфеля банковского сектора наблюдалось во многих странах с развивающимися и переходными экономиками. В ряде развитых стран показатель уровня неработающих кредитов был на достаточно высоком уровне. Однако в последние годы в связи с улучшением макроэкономической ситуации, реструктуризацией банковских систем в целом ряде стран, повышением качества банковского надзора и регулирования, эффективности управления кредитными рисками в банках, развитием кредитных бюро и другими институциональными преобразованиями ситуация с качеством кредитного портфеля заметно улучшилась. В настоящее время важнейшие показатели качества кредитного портфеля (удельный вес «плохих» кредитов во всех кредитах и уровень сформированных резервов на возможные потери по ссудам) достигли в большинстве стран хорошего уровня (см. табл.).

Наиболее сложная ситуация с удельным весом проблемных кредитов сложилась в африканских странах. Так, в Египте этот показатель достигает 2б%3, в Марокко - 16,6, Тунисе - 23,5, Эфиопии - 19,9, Кении - 19,3, Руанде - 34,1, Зимбабве - 23,2%. Можно сказать, что эти страны или переживают банковский кризис, или стоят на его пороге.

Качество кредитного портфеля большинства латиноамериканских стран за последние годы улучшилось. Например, доля «плохих» кредитов в банковском секторе Аргентины (она перенесла в последние 20 лет несколько банковских кризисов) заметно уменьшилась (с 13,1% в 2001 г. до 6,6% в 2005 г.). При этом величина сформированных банковских резервов на возможные потери по ссудам (в процентах от суммы «плохих» кредитов) за этот же период увеличилась с 66,4 до 115,6%. В Бразилии также отмечалось улучшение качества совокупного кредитного портфеля. Так, удельный вес «плохих» кредитов бразильских банков снизился за аналогичный период с 5,6 до 4,1%, а величина сформированных резервов возросла с 126,6 до 152,8%. Наиболее проблемным остается банковский сектор Боливии (доля «плохих» кредитов в 2005 г. — 13,7%, а величина сформированных резервов - 78,1%). Однако и в этой стране отмечается в целом положительная динамика важнейших показателей качества совокупного кредитного портфеля.

В Азии высокий уровень безнадежных кредитов наблюдается в Бангладеш (15,3%), Индонезии (15,8%), Филиппинах (20,6%), Таиланде (11,1%), Иордании (13,6%), Пакистане (10,6%). Причем в период азиатско-тихоокеанского кризиса показатели были значительно хуже.

В Китае еще несколько лет назад качество кредитного портфеля было очень плохим: в 2001 г. доля «плохих» кредитов в нем достигала 29,8%. Власти Китая задействовали для решения этой проблемы значительный арсенал мер, прежде всего, в области надзора. Народный банк Китая специально проинспектировал банки с целью выявления причин накопления «плохих» кредитов и принятия мер по их возврату. Были проверены кредитные дела более 200 крупнейших заемщиков, совокупная задолженность которых достигала 57 млрд. юаней.

Результаты инспекции показали многоплановость причин ухудшения качества кредитного портфеля: в 22% случаев невозврата кредитов был обусловлен слабостью внутрибанковского управления, в 43% - неудовлетворительным финансовым состоянием предприятий, в 35% - факторами макроэкономического регулирования и изменениями рыночной конъюнктуры. Благодаря предпринятым мерам уже в 2003 г. удельный вес безнадежных кредитов уменьшился до 22,1%, в 2004 г. - до 15, в 2005 г. - до 10,5%.

В Индии, например, в последние годы также наблюдалось значительное улучшение качества кредитного портфеля: доля «плохих» кредитов уменьшилась с 11,45 в 2001 г. до 1,5% в 2005 г.

Уровень «плохих» кредитов в банковском секторе ряда стран с переходной экономикой в последние годы также продолжал снижаться, что было связано с улучшением макроэкономической ситуации и успешной реструктуризацией банковских систем. Однако еще в 2001 г. доля «плохих» кредитов в банковском секторе ряда этих стран была очень высокая. Например, в Азербайджане она достигала 28%, в Армении - 24,4, Грузии - 11,6, Казахстане - 12,2 (2002 г.), Белоруссии -13,1, Болгарии - 13,1, Чехии - 13,7, Молдавии - 10,4, Словакии - 11,1, на Украине - 25,2%.

В последние годы в большинстве стран с переходными экономиками наряду с уменьшением доли проблемных кредитов удалось добиться также увеличения резервов на возможные потери по ссудам (по отношению к сумме «плохих» кредитов). Уменьшились крупные кредитные риски, были созданы кредитные бюро, улучшено законодательство в области защиты прав кредиторов. Вместе с тем удельный вес «плохих» кредитов в ряде этих стран пока все еще приближается или превышает 10% кредитов, что является достаточно серьезным сигналом о ситуации в банковской системе. Например, по последним данным МВФ, в Болгарии этот показатель составлял 8%, в Венгрии -10,5, Сербии и Черногории - 19,8, Украине - 19,6, Азербайджане - 7,2, Казахстане - 11,7%.

В России доля неработающих кредитов в последние годы неуклонно снижалась (2001 г. - 6,2%, 2003 г. -5, 2005 г. - 3,4%). Вместе с тем бурный рост кредитных операций банков, в частности потребительского кредитования, не всегда сопровождался адекватным управлением кредитным риском. Это создает предпосылки для ухудшения качества кредитного портфеля банковского сектора в недалеком будущем, особенно в случае неблагоприятных макроэкономических тенденций. Нельзя не отметить также угрозу снижения качества ипотечных ссуд в случае резкого снижения цен на недвижимость.

В большинстве развитых стран уровень безнадежной ссудной задолженности в последние годы уменьшился. Хотя есть и исключения. В частности, в Италии этот показатель достигал в 2005 г. 6,3%, в Греции - 7,5%, в Германии - 5,1%, во Франции - 4,2%. В то же время в США доля «плохих» кредитов составила всего 0,7%, в Великобритании - 1,9, Австралии - 0,2, Канаде - 0,5%.[7] Однако прогнозы ряда банковских аналитиков и самих банков относительно качества кредитного портфеля в ближайшем будущем достаточно пессимистичны.

Так, согласно результатам исследования, проведенного в январе 2007 г. Конфедерацией британской промышленности (CBI) совместно с ведущей аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers, почти 30% опрошенных банков ожидают в ближайшем будущем роста числа невозврата кредитов. В этом случае банки будут вынуждены пересмотреть свою кредитную политику, в частности, уменьшить количество одобренных новых займов. По данным CBI, объем безнадежных кредитов продолжает расти в последние кварталы, причем самым рискованным остается потребительский сектор, в частности, кредитные карты и банковские ссуды на личные нужды. Сходная ситуация наблюдается в США. Начиная с августа 2006 г. о проблемах, связанных с невозвратными кредитами, заявляли такие крупные банки, как Fifth Third Bancorp, National City, SunTrust Banks. Ожидается, что этот список значительно увеличится после публикации многими крупными банками отчетности по IV кварталу и прогнозов на 2007 г.

Вывод

Кредитные риски остаются одними из самых значимых для банков как развитых, так и развивающихся стран. Улучшение макроэкономической ситуации и реструктуризация банковских систем в последние годы способствовали улучшению качества кредитного портфеля банков. Большую роль в решении проблемы «плохих» кредитов сыграли монетарные власти, институты и специальные подразделения банков по управлению проблемными активами. Острота проблемы явно уменьшилась, однако в условиях глобальной финансовой нестабильности практически для всех стран актуальной остается задача развития инструментов снижения кредитных рисков, начиная от регулирования и надзора, кредитных бюро, рейтинговых агентств, до качества управления рисками в самом банке. Важно также быть готовыми к применению всех инструментов управления «плохими» кредитами в случае ухудшения качества кредитного портфеля, учитывая успехи и недостатки последних лет в этой области.