Смекни!
smekni.com

Естественный отбор и приспособленность видов (стр. 2 из 2)

Личинки пустынных видов амфибий, развивающиеся во временных водоемах, очень быстро совершают метаморфоз. Лягушки, обитающие в пустынях, охотятся только ночью, когда влага опускается на почву и растительность, днем они прячутся в норы грызунов. Ночные хищники прекрасно видят в темноте. Некоторые змеи обладают тепловым зрением, различая объекты с разницей температур в 0,2°С. Летучие мыши, совы и дельфины ориентируются в пространстве с помощью эхолокации. Чувствительность вкусовых рецепторов бабочки в 1000 раз выше чувствительности рецепторов человеческого языка.

Тюлени способны находиться под водой 40-60 минут и нырять на глубину до 600 м. Что позволяет тюленям так долго обходиться без воздуха? В их мышцах содержится белок миоглобин, связывающий кислород в 10 раз интенсивнее гемоглобина. Весенние ростки голубой перелески содержат в клеточном соке концентрированный раствор сахара и благополучно переносят отрицательные температуры.

Человек не в состоянии пить морскую воду. Рептилии и птицы, обитающие на морских просторах, имеют железы, выводящие избыток солей и позволяющие обходиться морской водой.

Предусмотрительное поведение.

В неблагоприятный сезон многие существа впадают в спячку. Некоторые запасают корм. Распространенная в таежной зоне полевка-экономка собирает зернышки, корешки, травки — всего до 10 кг кормов. Роющие грызуны (кроты, слепыши) натаскивают в норы до 14 кг степного горошка, картофеля, желудей и кусочков корней дуба. Обитающая в пустынях Средней Азии большая песчанка заготавливает стожки травы на вторую половину лета, осень и зиму. Норки и хорьки запасают лягушек, мелких зверьков, ужей.

Маскировка.

Похожая на водоросли причудливая форма некоторых рыб скрывает их от врагов. Гусеницы некоторых бабочек по форме и окраске напоминают сучки деревьев. Жуки-усачи схожи с лишайниками или древесной корой, а прямокрылые насекомые — с листьями растений.

Покровительственная окраска. Многие виды, живущие открыто, наделены окраской, сливающейся с фоном. Рыбка таласома в толще воды — темно-синяя, а на дне — желтая. Донные рыбы камбала и скат обычно окрашены под цвет дна. Хамелеон перераспределением пигмента способен подстраивать свою окраску под цвет окружающей среды. Прямо на глазах он может стать, например, из светло-зеленого почти черным с белыми пятнами. Некоторые рыбы способны в течение нескольких секунд поменять 6-8 цветов. Зайцы, песцы, горностаи и куропатки каждую зиму меняют темную маскировочную окраску на белую. Самка открыто гнездящихся птиц (глухарей, тетеревов, рябчиков, гаг), насиживающая яйца, пестротой перышек сливается с фоном растительности. Яйца этих птиц и птенцы имеют защитную пигментацию и незаметны для врагов. Скорлупа яиц крупных хищников и птиц, гнездящихся в недоступных местах, не имеет покровительственной окраски.

Многие животные Крайнего Севера — белые. Пустынные существа окрашены, как правило, в песчано-желтый или желто-бурый цвет. Зебры, тигры, жирафы и ряд змей имеют расчленяющую окраску с чередованием светлых и темных пятен, имитирующих естественное чередование пятен света и тени. Расчлененность скрывает истинную форму и размер животного.

Некоторые существа сочетают покровительственную окраску с особым поведением. Выпь гнездится в камышах. В случае опасности она вытягивает шею, поднимает голову и замирает. Ее трудно различить даже с близкого расстояния. Тропическая рыбка зайцеголовый иглобрюх во время опасности надувается и всплывает к поверхности раздутым брюшком вверх. Подвергшийся нападению опоссум лежит бездвижно с закрытыми глазами и вывалившимся из раскрытой пасти языком. Аналогично действуют ужи и змеи.

Предостерегающая окраска. Существа, наделенные средствами защиты, часто имеют яркую окраску. Они как бы предупреждают хищников: "Не трогай меня"! Предостерегающая окраска свойственна ядовитым, обжигающим или жалящим насекомым: пчелам, осам, гусеницам, а также ядовитым змеям. Божьи коровки выделяют ядовитый секрет, и птицы их не склевывают. Клюнув осу, птица до полугода не трогает и похожих мух, потом она снова начинает склевывать осовидных мух, пока ей вновь не попадется оса. Предостерегающая окраска часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

Ярко окрашенная морская улитка эолис покрыта ядовитыми ворсинками. Удивительно, что жалящие (стрекательные) клетки она заимствует у растущих на морском дне актиний. В желудке эолис ядовитые клетки актиний не перевариваются, а по особым канальцам перемещаются к кожным выростам на спине улитки, откуда выстреливаются в того, кто попытается напасть на эолис. Морские обитатели предпочитают не прикасаться ни к актиниям, ни к эолис.

Мимикрия (греч. mimicros подражательный) заключается в подражании беззащитного или съедобного организма хорошо защищенному и наделенному предостерегающей окраской или несъедобному существу. Неядовитые змеи бывают похожими на ядовитых. Съедобные бабочки подражают окраской ядовитым, мухи — осам, тараканы могут походить расцветкой на божьих коровок. Некоторые цикады, сверчки и личинки кузнечиков по форме напоминают муравьев.

Насекомые-подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. По какой причине? Оказывается, их генофонд насыщен летальными мутациями, которые в гомозиготном состоянии вызывают гибель. Если бы подражателей было слишком много, предостерегающая окраска не имела бы смысла.

Мимикрия не только защищает существа от хищников, но и помогает им размножаться. Яйца кукушки очень похожи на яйца высиживающей их птички другого вида, которая не в состоянии отличить их от собственных. Удивителен внешний вид цветков львиного зева. Они настолько похожи на опыляющих цветки шмелей, что те принимают их за самок и пытаются завязать брачные отношения. Такая мимикрия помогает львиному зеву успешно опыляться.

Жуки и крабы для защиты имеют хитиновый покров, моллюски — твердые раковины, черепахи и броненосцы — панцирь, ежи и дикобразы — иглы. Растения защищаются колючками, шипами и обжигающими волосками (крапива). В вакуолях клеток некоторых растений вырастают кристаллы щавелевокислого кальция, предохраняющие растения от поедания гусеницами и грызунами.

Жук-бомбардир выстреливает в своего обидчика обжигающей смесью гидрохинона и перекиси водорода. В организме жука эта смесь не вступает в реакцию благодаря стабилизирующему действию специального вещества. Перед выстреливанием особый фермент активирует взаимодействие. Чтобы эта реакция протекала эффективно и была безопасна для самого жука, соотношение химических веществ соблюдается с неизменной точностью. Паук подадора не плетет сетей, он охотится на мух с помощью "лассо" — липкой капельки на длинной паутинке.

Удивительная сложность и целесообразность признаков окружающих нас организмов поражает воображение, могли ли они появиться у существ сами по себе? Расцветка крыльев бабочек, похожая на глаза животного, мимикрия осовидных мух и львиного зева, чужие ядовитые ворсинки улитки эолис или реактивные камеры жука-бомбардира? Премудрая приспособленность организмов к условиям существования очевидным образом подсказывает человеку мысль о существовании и величии Творца. По словам М. В. Ломоносова, "природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога".