Смекни!
smekni.com

Массивы в языках Pascal и Basic (стр. 1 из 2)

Министерство образования РФ

Средняя школа № 4

РЕФЕРАТ

по информатике

Тема: «Массивы в языках Pascal и Basic»

Выполнила:

ученица 10 «А» класса

Рудых Елена

Преподаватель:

Иркутск, 2002
С понятием "массив" приходится сталкиваться при решении научно-технических и экономических задач обработки совокупностей большого количества значений.

Массив - это множество однотипных элементов, объединённых общим

именем и занимающих в компьютере определённую область памяти.

Количество элементов в массиве всегда конечно.

В общем случае массив - это структурированный тип данных, состоя-

щий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип.

Название регулярный тип (или ряды) массивы получили за то, что в

них объединены однотипные (логически однородные) элементы, упоря-

доченные (урегулированные) по индексам, определяющим положение

каждого элемента в массиве.

В качестве элементов массива можно использовать любой тип дан-

ных, поэтому вполне правомерно существование массивов записей,

массивов указателей, массивов строк, массивов массивов и т.д.

Элементами массива могут быть данные любого типа, включая струк-

турированные.

Тип элементов массива называется базовым. Особенностью языка

Паскаль является то, что число элементов массива фиксируется при

описании и в процессе выполнения программы не меняется.

Элементы, образующие массив, упорядочены таким образом, что каж-

дому элементу соответствует совокупность номеров (индексов), оп-

ределяющих его местоположение в общей последовательности. Доступ

к каждому отдельному элементу осуществляется путем индексирования

элементов массива. Индексы представляют собой выражения любого

скалярного типа (чаще целого), кроме вещественного.

Тип индекса определяет границы изменения значений индекса. Для

описания массива предназначено словосочетание array of (массив из).

Одномерные массивы

Массивом называется совокупность данных, выполняющих аналогичные

функции, и обозначаемая одним именем. Если за каждым элементом

массива закреплен только один его порядковый номер, то такой мас-

сив называется линейным, или одномерным.

Массив в Бейсике

Описывать массив DIM A(N) - это значит предоставить < N >

свободных ячеек в памяти ЭВМ для массива с именем А.

Если описание массива отсутствует, то под одномерный

массив выделяется 10 ячеек памяти.

Каждый элемент массива в общем виде описывается как А(I), где

А - имя массива,

I - номер или индекс массива (0<=I<= N, но практически

употребляется 1<=I<=N)

A(I) - значение элемента массива.

Массив в Паскале

<имя массива>:= array <количество элементов> of <тип переменной>;

Каждый элемент массива в общем виде описывается как А[I], где

А - имя массива,

I - номер или индекс массива (0<=I<=N, но практически

употребляется 1<=I<=N)

A[I] - значение элемента массива.

Действия над массивами

Для работы с массивом как единым целым используется идентифика-

тор массива без указания индекса в квадратных скобках. Массив мо-

жет участвовать только в операциях отношения "равно", "не равно"

и в операторе присваивания. Массивы, участвующие в этих действи-

ях, должны быть идентичны по структуре, т. е. иметь одинаковые

типы индексов и одинаковые типы компонентов.

Например, если массивы А и В описаны как

var А, В: array[1..20] of real; то применение к ним допустимых

операций даст следующий результат:

Выражение Результат

А=В True, если значение каждого элемента массива А равно

соответствующему значению элемента массива В

А<>В True, если хотя бы одно значение элемента массива А

не равно значению соответствующего элемента массива В

А:=В Все значения элементов массива В присваиваются соответ-

ствующим элементам массива А. Значения элементов

массива В остаются неизменны.

Действия над элементами массива

После объявления массива каждый его элемент можно обработать,

указав идентификатор (имя) массива и индекс элемента в квадратных

скобках. Например, запись Mas[2], VectorZ[10] позволяет обратить-

ся ко второму элементу массива Mas и десятому элементу массива

VectorZ.

При работе с двумерным массивом указываются два индекса, с

n-мерным массивом - n индексов. Например, запись MatrU[4,4] дела-

ет доступным для обработки значение элемента, находящегося в чет-

вертой строке четвертого столбца массива MatrU.

Индексированные элементы массива называются индексированными пе-

ременными и могут быть использованы так же, как и простые пере-

менные. Например, они могут находиться в выражениях в качестве

операндов, использоваться в операторах for, while, repeat, вхо-

дить в качестве параметров в операторы Read, Readln, Write, Wri-

teln; им можно присваивать любые значения, соответствующие их ти-

пу.

Алгоритмы сортировки одномерных массивов

Сортировка - один из наиболее распространённых процессов совре-

менной обработки данных. Сортировкой называется распределение

элементов массива в соответствии с определёнными правилами. Нап-

ример, сортировка массива по возрастанию или убыванию его элемен-

тов.

Обменная сортировка (метод "пузырька").

Алгоритм начинается со сравнения 1-го и 2-го элементов массива.

Если 2-й элемент меньше 1-го, то они меняются местами. Этот про-

цесс повторяется для каждой пары соседних элементов массива, пока

все N элементов не будут обработаны. За один "проход" массива са-

мый большой элемент встанет на старшее (N-е) место. Далее алго-

ритм повторяется, причем на р-м "проходе" первые (N-p) элементов

сравниваются со своими правыми соседями. Если на очередном "про-

ходе" перестановок не было, то алгоритм свою работу закончил. Та-

ким образом, самые "легкие" элементы в процессе исполнения алго-

ритма постепенно "всплывают".

Сортировка вставками.

Вначале упорядочиваются два первых элемента массива. Они образу-

ют начальное упорядоченное множество S. Далее на каждом шаге бе-

рется следующий по порядку элемент и вставляется в уже упорядо-

ченное множество S так, чтобы слева от него все элементы были не

больше, а справа - не меньше обрабатываемого. Место для вставки

текущего элемента в упорядоченное множество S ищется методом де-

ления пополам. Алгоритм сортировки заканчивает свою работу, когда

элемент, стоящий на N-м месте, будет обработан. (Именно таким об-

разом игроки в бридж обычно упорядочивают свои карты).

Сортировка выбором.

Находится наибольший элемент в массиве из N элементов (пусть он

имеет номер р) и меняется местами с элементом, стоящим на N-м

месте, при условии, что N<>p. Из оставшихся (N-1) элементов снова

выделяется наибольший и меняется местами с элементом, стоящим на

(N-1)-м месте и т. д. Алгоритм заканчивает свою работу, когда

элементы, стоящие на 1-м и 2-м местах в массиве, будут упорядоче-

ны (для этого понадобится N-1 "проход" алгоритма). Аналогично

данный алгоритм можно применять и к наименьшим элементам.

Двумерные массивы

Двумерным называется массив, элемент которого зависит от его

местоположения в строке и в столбце. В общем виде элемент матрицы

обозначается как A(I,J), где А - имя массива,

I - индекс (номер) строки,

J - индекс (номер) столбца.

Описание матрицы на языке Бейсик

DIM A(I,J) - описать матрицу (двумерный массив) это значит пре-

доставить свободные ячейки в памяти ЭВМ для элементов данной мат-

рицы. В памяти ЭВМ элементы матрицы располагаются по строкам, по-

этому индекс строки изменяется медленнее, чем индекс столбца.

Прямоугольной называется матрица, в которой количество строк не

равно количеству столбцов.

Квадратной называется матрица, в которой количество строк равно

количеству столбцов.

Описание матрицы на языке Паскаль

Матрицу можно задать двумя способами:

I. <имя матрицы>: array <количество строк> of array <количество столбцов> of <тип переменной>;

II. <имя матрицы>: array <количество строк >,<количество столб- цов> оf <тип переменной>].

Соотношение индексов в квадратной матрице

I=J элементы матрицы расположены на главной

диагонали

I<J элементы матрицы расположены над главной

диагональю

I>J элементы матрицы расположены под главной

диагональю

I+J=N+I элементы матрицы расположены на побочной

диагонали (N - количество строк или

столбцов в квадратной матрице)

I+J<N+I элементы матрицы расположены над побочной

диагональю

I+J>N+I элементы матрицы расположены под побочной

диагональю.

Ниже приведены примеры задач с массивами на языке Turbo Pascal.

Пример 1. Ввод значений элементов массива с помощью генератора

случайных чисел и вывод их в строчку.

Примечание:

Для использования случайных чисел в TP используются операторы

random:real - генерирует случайные числа в диапазоне 0...0.99.

random(i:word):word - генерирует случайные числа в диапазоне

0...1.

randomize - изменение базы генератора случайных чисел.

program mas1;

var

a: array [1..10] of integer;

i: integer;

begin

randomize;

for i:=1 to 10 do

begin

a[i]:=random(20);

write('a(', i, ')=', a[i], ' ')

end;

readln

end.

Пример 2. Составить программу заполнения одномерного массива, так

чтобы его i-ый элемент был равен a[i]=(i*i+1)/sin(i).

program mas2;

var a: array [1..10] of real;

i: integer;

begin

for i:=1 to 10 do

begin

a[i]:=(i*i+1)/sin(i);

writeln('a(', i, ')=', a[i], ' ');

end;

readln

end.

Пример 3. Составить программу определения количества элементов