Смекни!
smekni.com

Конститутивные признаки компьютерной коммуникации (стр. 4 из 4)

"Этикет - свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах; в переносном значении - это форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе" (БСЭ, 1978: 293).

"Этикет" происходит от французского etiquette (ярлык, этикетка) и означает: “совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в обществе, манеры и одежда) (Словарь по этике, 1989: 427).

Существует понимание речевого этикета как микросистемы национально специфичных вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в желательной тональности соответственно правилам речевого поведения (Формановская, 1979: 2).

Этикет - составная часть культуры человека и общества. Он хранит самые дорогие ценности - нравственные. “Доброе отношение к человеку - стержень, главная основа этикета" (Бушелева, 1993: 36).

Понятие "этикет" совпадает с общими требованиями вежливости и такта. Тактичность - не только знание и выполнение норм этикета, но и умение сообразовывать свои действия с обстановкой, с учетом психологии разных людей. Смысл приличий в том, что они являются условными формами поведения, в которых как бы зашифровано, закодировано положительное отношение к человеку.

Этика в широком смысле слова - совокупность принципов человеческого поведения. Компьютерная этика - совокупность принципов и правил поведения людей, общающихся в компьютерной среде. Она позволяет рассматривать и оценивать взаимоотношения общающихся людей с точки зрения соответствия принятым в обществе принципам поведения.

Специфика компьютерного этикета представляется весьма интересной для лингвистического изучения, поскольку компьютерное общение в настоящее время стало одним из ведущих способов коммуникации. Оно имеет свои характеристики и конвенции, которые еще не были предметом специального исследования. Социолингвистическое изучение этикета включает, по мнению В.И. Карасика (1992: 89), освещение как языковых, так и внеязыковых средств общения для выявления социально значимых различий в коммуникативных ситуациях, установление универсальных и национально-специфических характеристик этикетного поведения, определение параметров этикетной вариативности.

Для компьютерного общения огромное значение имеет человеческий фактор, так как за каждым компьютером работают люди с определенной культурной традицией, взглядами, возрастом, доходом и привычками, имея при этом ограниченный набор из 256 символов для выражения своих эмоций.

При общении с помощью компьютера впечатление, производимое на других людей, определяется тем, что именно и каким образом сообщается в посланиях. По мнению Ю.М. Горностаева, очевидно, что “придерживаясь естественного “кодекса поведения", работу в сетях можно сделать более приятной и продуктивной как для себя, так и для партнеров, читающих сообщения" (Горностаев, 1997: 132). Поэтому, прежде чем посылать какое-либо сообщение, в ту или иную группу новостей, отправлять письмо по электронной почте или участвовать в компьютерных конференциях, необходимо не только знать о существовании установленных правил компьютерного этикета, но и соблюдать их. В случае их нарушения в ответ могут прийти письма неприятного содержания, получившие в компьютерной среде название "flames". "A flame - an angry remark or message on a newsgroup or mailing list, often aimed at a user who has violated netiquette in some way" (Internet Encyclopedia - Flame).

Каждому жанру присущи определенные правила и нормы общения. В частности, в компьютерных конференциях существует правило, суть которого - пройти предварительную подготовку перед участием в компьютерном общении. На наш взгляд, данный факт сближает компьютерный дискурс с научной сферой общения, для которой также характерно наличие глубоких знаний в той или иной предметной области и соблюдение существующих в научном общении правил и норм поведения.

Компьютерный этикет очень часто формулируется в виде правил, следуя которым можно избежать многих неприятностей, общаясь в интернетовской среде. Приведем самые основные из них.

Прежде чем задавать вопрос, обратитесь к FAQ (Frequently Asked Questions / Часто задаваемые вопросы), которые существуют у многих групп новостей (FAQ - Internet terms).

Ваша статья должна соответствовать выбранной группе новостей. Запрещается распространять письма-цепочки (chain-letters), так как они нелегальны. Chain-letters - это письма о том, как быстро заработать деньги, предупреждения или признания о приходе конца света, а также письма с просьбой переслать содержание письма определенному количеству пользователей.

Статью можно посылать не более чем в одну понравившуюся группу новостей.

Прежде чем посылать первое сообщение, изучите характерные для каждой группы неписаные правила и стиль.

Посылать рекламу продукта или услуги можно только в определенную группу новостей, при этом адрес и информация о продукте должны быть краткими.

При ответе следует цитировать необходимый отрывок из предыдущей статьи.

Не спешите отвечать на заданные вопросы, сначала выясните, не ответил ли уже кто-либо на них.

Подпись не должна быть длинной.

Не следует отвечать на грубые сообщения.

Общаясь в компьютерной среде, мы не видим выражения лица, позы, не слышим интонации и не чувствуем эмоциональное состояние собеседника. Поэтому возникла необходимость передачи эмоций и мимики пишущего (что в обычном тексте сделать достаточно сложно) с помощью специфических знаков, "смайликов". Эмотикон был придуман Скоттом Фахлманом в 1980 году. Позже он писал: "I wish I had saved the original post, or at least recorded the date for posterity, but I had no idea that I was starting something that would soon pollute all the world’s communication channels" (Internet Dictionary - Smiley).

Для чтения "смайликов" следует немного наклонить голову влево - тогда можно увидеть стилизованный портрет абстрактного компьютерщика в соответствующем состоянии духа. Они передают эмоции, мимику и различные чувства, которые испытывает пишущий (гнев, печаль, радость и т.д.). "Смайлик" представляет собой комбинацию различных знаков, таких, как:),; -) и т.д., и обычно ставится после высказывания, к которому он относится, либо в конце фразы.

Чаще всего используются следующие "смайлики":

форма: -) - двоеточие, тире и правая скобка - означает улыбку и обычно используется для выражения радости, удовольствия (иногда встречается <g> или <grin>, т.е. "усмешка");

форма: - ( - двоеточие, тире и левая скобка - изображает несчастное лицо, полное сожаления и разочарования.

форма; -) - точка с запятой, тире и правая скобка - изображает подмигивающее лицо и обычно свидетельствует об ироничном отношении к высказыванию.

Кроме смайликов существует еще несколько специфических синтаксических соглашений. Так, например, текст между двумя символами “___ ” считается подчеркнутым, а между символами * * - набранным *Курсивом*. Слово, набранное заглавными буквами (если это не заголовок), воспринимается как КРИК. Квадратными скобками выделяются комментарии, которые не относятся к основному содержанию сообщения. Если это необходимо, ударение в слове может выделяться заглавной буквой. Набор слов с беспорядочной сменой регистра употребляется традиционно в краткой информации (подписях) программистских “пиратских” групп.

Существует также ряд правил этикета, содержащихся на сервере rambler под названием Netiquette и затрагивающих следующие моменты: адреса и персональные имена; тема письма (Subject); длина, содержание и формат письма; ответы; подписи; простые правила вежливости. Приведем лишь некоторые из них. Говоря о персональном имени, следует прежде всего заметить, что это не то же самое, что подпись. Персональное имя - это произвольная строка, которую многие программы позволяют присоединять к вашим сообщениям в качестве текстового комментария. Согласно правилу компьютерного этикета следует использовать осмысленные имена, а выражения типа “догадайся сам" могут не только помешать определить автора письма, но и оскорбить адресата.

Очень часто пользователь, просматривая свою почту, ориентируется на названия, именно поэтому одно из условий написания письма - точный заголовок.

Существует также ряд правил, затрагивающих длину, содержание и формат письма. Например:

1) длина письма должна отвечать стилю беседы;

2) разбивайте письмо на логические абзацы;

3) несмотря на то, что электронная почта и общение в компьютерны конференциях - это быстрый способ общения, не следует пренебрегать правилами правописания;

4) избегайте публичных флеймов - писем, составленных под влиянием эмоций. Послания, составленные в момент душевных переживаний, могут только ухудшить ситуацию (Mail Netiquette).

Электронная почта, общение в компьютерных конференциях и группах новостей - это общение в нереальном времени, и адресат может забыть содержание предыдущего письма, особенно, если ведет активную переписку. Поэтому необходимо включать отрывки оригинального текста в ответ, отделяя текст послания от цитируемых писем знаком >.

Подведем некоторые итоги.

Компьютерную коммуникацию характеризуют следующие конститутивные признаки:

1) электронный сигнал как канал общения;

2) виртуальность;

3) дистантность, т.е. разделенность в пространстве и во времени;

4) опосредованность (так как осуществляется с помощью технического средства);

5) высокая степень проницаемости;

6) наличие гипертекста;

7) креолизованность компьютерных текстов;

8) статусное равноправие участников;

9) передача эмоций, мимики, чувств с помощью "смайликов";

10) объединение различных типов дискурса;

11) специфическая компьютерная этика.

Под компьютерной этикой в данной работе понимается совокупность принципов и правил поведения людей, общающихся в компьютерной среде. Для компьютерного общения, наряду с принятыми в обществе принципами и правилами поведения, характерны и специфичные, среди которых мы выделяем: требование не отклоняться от темы; использование "смайликов" для передачи эмоций и мимики пользователей; форматные ограничения, связанные с длиной письма; запреты на определенные виды писем (chain-letters); существование писем неприятного содержания, получивших в компьютерном общении название флейм (англ. flame - “вспышка”); требование пройти предварительную подготовку перед участием в компьютерных конференциях.