Смекни!
smekni.com

Объектно-ориентированная среда программирования "Object Pascal" в профильном курсе информатики (стр. 2 из 6)

1.2 Структура обработчика события на языке ObjectPascal

Программа на языке ObjectPascalсостоит из заголовка и секций описания. Обработчик события также состоит из заголовка и секций описания.

Структура обработчика события на ObjectPascal:

<заголовок обработчика> <тело обработчика>

Delphiсоздает нужные заголовка автоматически, и пока их структуру мы рассматривать не будем.

Пример заголовка обработчика события:

procedureTForral.ButtonlClick (sender:TObject);

Тело программы и обработчика события состоит из секций описания. Каждая секция описания начинается определенным зарезервированным словом. Возможны следующие секции описания:

Секция констант. Начинается с зарезервированного слова const. В ней описываются константы – величины, которые в процессе работы программы не изменяются. Константы нужны для того, чтобы в программе не было «магических чисел» – непонятных значений, встречающихся в ее тексте. К примеру, если нужно производить какие-то вычисления с количеством дней в неделе (7), то надо объявить константу, к примеру, DaysInWeek = 7, а не использовать в тексте программы непонятное «магическое число» 7. Пример секции констант:constDaysInWeek =7;

Секция типов. Начинается с зарезервированного слова type. Как уже говорилось выше, в языке Pascalвсе должно быть описано. В том числе, должны быть описаны все ячейки памяти, которые используются в программе. Такие ячейки памяти называются переменными, Каждая переменная имеет тип, показывающий, что именно может в ней находиться, К примеру, переменная может иметь тип «целое число, либо «нецелое число», либо «строка» и т. д. В языке Pascalимеется много стандартных типов переменных (к примеру, все вышеперечисленные типы являются стандартными). Однако может возникнуть необходимость описать нестандартный, «пользовательский» тип. Поэтому данная секция применяется для описания нестандартных типов. Мы пока не знакомы даже со стандартными типами, поэтому пока эта секция нам не понадобится.

Секция переменных. Начинается с зарезервированного слова var. Понятие переменной в программировании исключительно важно, поэтому этому понятию будет посвящен отдельный раздел. Пока же определим применив следующим образом: переменная – это ячейка памяти, имеющая имя и тип и способная хранить некоторое значение.Еще раз подчеркнем, что все переменные, используемые в программе, должны быть предварительно объявлены.

Пример секции переменных

varA:integer;

Секция пользовательских процедур и функций. Начинается содного из зарезервированных слов procedureлибо function. Вязыке ObjectPascalимеется большое количество стандартных функций: для вычисления квадратного корня, модуля, целой части числа, синуса, косинуса и так далее. Функция - это отдельная часть программы, вычисляющая некоторое значение и возвращающая в программу соответствующий результат. Процедура напоминает функцию, но она только выполняет некоторые действия, не возвращая никакого результата. Мы пока не знакомы со стандартными процедурами и функциями. Заметим, что обработчик события является процедурой.

Секция операторов. Начинается с зарезервированного слова beginи заканчивается зарезервированным словом end. Данная секция описывает действия, выполняемые программой либо обработчиком события.

Обратим внимание, что секций сописаниями четыре, а секция, задающая действия, только одна. Это одна из особенностей языка Pascal: правильные описания важнее, чем действия, выполняемые программой.

Пример

Обобщим теперь то, что мы знаем про Pascal, в следующем обработчике:

Обработчик события с секциями описания;

procedure TForral.ButtonlClick(Sender:TObject); const DaysInWeek = 7; var A:integer; begin

AEdit.Text:='Vasya' end;

Это обработчик события «нажатие на кнопку с именем Buttonl». В нем описывается константа DaysInWeek и переменная А – При нажатии на кнопку Buttonl обработчик обращается к объекту AEdit, который является текстовым редактором, и устанавливает текст в нем в 'Vasya'.

1.3 Идентификаторы, зарезервированные слова и комментарии

В предыдущей главе мы давали имена константе и переменной. В языке Pascalсуществуют четкие правила относительно того, какие имена можно использовать, а какие нет.

В языке Pascalлюбое имя называется идентификатором. Это может быть имя константы, типа, переменной, объекта и так далее.

Перечислим правила, по которым создаются идентификаторы.

• Идентификатор должен состоять из латинских букв, цифр и символов подчеркивания.

• Идентификатор должен начинаться с буквы или символа подчеркивания.

• Идентификатор никогда не содержит пробелов.

• Идентификатор может иметь любую длину, но учитываются только первые 255 символов.

• В языке Pascalпрописныеи строчные буквы не различаются. Поэтому идентификаторы Vasya, VASYA и vasya одинаковы.

• Хорошим тоном считается начинать идентификатор с прописной буквы, а остальные буквы делать строчными. Если же идентификатор состоит из нескольких слов, то каждое слово начинается с прописной буквы. Например, идентификаторы DaysInWeek, А и AEdit соответствуют этой рекомендации.

Пример

procedure TForml.ButtonlClick(Sender:TObject); const First = 34;

Second = 2; var FirstVar:integer;

SecondVar:extended; begin

end;


В данном примере объявляются две константы и две переменные. Константы называются First и Second и равны соответственно 1 и 2. Переменные называются FirstVar и SecondVar и имеют типы integer и extended соответственно. Тип integer– это стандартный тип для хранения целых чисел, а тип extended- для вещественных.

Заметим, что если в секции делается несколько объявлений, то повторять начало секции (const, var и т. д.) второй раз не надо. Однако это не запрещено. Несколько переменных одинакового типа можно объявить через запятую.

Количество и порядок секций описания в языке ObjectPascalзначения не имеют.

Заметим также, что каждое объявление заканчивается точкой с запятой. Где они ставятся, а где нет, мы тоже поясним позже.

Кроме идентификаторов, в языке Pascalважны также зарезервированные слова. Это слова, которым в языке придается самостоятельный смысл. Например, мы уже знаем зарезервированные слова const, type» var, procedure, function, begin, end. Всреде Delphiзарезервированные слова выделяются жирным шрифтом.

Отметим, что идентификатор не может называться так же, как зарезервированное слово.

Мы не будем сейчас перечислять все зарезервированные слова, а будем их вводить по мере изучения языка.

Как мы уже говорили, в языке Pascalпрописные и строчные буквы не различаются. Однако хорошим тоном считается зарезервированные слова писать строчными буквами.

Комментарий – это часть программы, игнорируемая компилятором.

Комментарии пишутся программистами для хранения информации о программе прямо внутри программы. Выделим 2 основных вида комментариев:

• Вводные комментарии. Хранят информацию о конкретном обработчике либо обо всей программе целиком: автор, дата создания, решаемая задача;

• Поясняющие комментарии. Это комментарии, поясняющие конкретные действия программы.

В ObjectPascalесть 3 способа создания комментариев:

- комментарий заключается в фигурные скобки: {комментарий}

- комментарий заключается в скобки со звездочкой: (комментарий *)

- комментарий начинается с двух slash и длится до конца строки: // комментарий

Наиболее популярный способ – первый, использующийся с момента создания языка.

Писать комментарии очень желательно – это облегчает понимание программы.

Как мы уже упоминали, понятие переменной является исключительно важным в программировании, поэтому рассмотрим его подробнее.

Рассматривая структуру компьютера, мы видели, что вся информация находится в памяти. Однако в языке Pascalнельзя положить какое-либо значение «просто в память». Есть четкое правило: все, что используется, должно быть предварительно описано.

Поэтому любая используемая ячейка памяти требует описания. При описании мы даем ячейке имя (идентификатор), по которому затем с ней будем работать, и тип, показывающий, какие значения могут находиться в данной ячейке.

Ячейка памяти, имеющая имя и тип, называется переменной.

Отметим, что термин «переменная» – исторический и не совсем точно отражает смысл этого понятия. Здесь может возникнуть путаница с математическим термином «переменная», означающим «неопределенное значение». В программировании же «переменная», напротив, в каждый момент времени имеет четко определенное значение, которое может быть изменено только явным указанием того, что значение надо изменить. Возможно, термин «изменяемая константа» подошел бы больше, но в программировании за термином «константа» также закреплен четкий смысл: это значение, которое нельзя изменять.

Когда переменнаяобъявлена, в ней изначально находится «мусор»– произвольное значение. Нужно быть осторожным, чтобы не использовать этот мусор в вычислениях, а вовремя изменить значение переменной на правильное.

Для изменения значения переменной используется оператор присваивания.

1.4 Понятие синтаксиса

Вкаждом естественном языке, таком как русский, английский, немецкий и т. д., у каждой конструкции есть синтаксис – это правила построенияэтой конструкции языка. Например, предложение в русском языке строится по определенным правилам. Эти правила достаточно сложны, и вы изучаете их в течение многих лет на уроках русского языка.