Смекни!
smekni.com

Программирование действий над матрицами на языке С++ (стр. 1 из 2)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский Государственный Университет

Факультет Математики и Информационных технологий

Кафедра информационных технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

Программирование действий над матрицами на языке С++.

Прикладная информатика 08.08.01

Проект выполнил студент

Русин Виктор Александрович

Ульяновск

2010 г.


Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Описание программы, матрицы

1.2 C++

1.3 MicrosoftVisualStudioExpress

1.4 Стандартная библиотека шаблонов (STL)

1.5 Vector

1.6 Перегрузка операторов

2. Проектирование и этапы разработки

2.1 Постановка задачи

2.2 Средства разработки

2.3 Описание процесса компиляции и запуска программы

3. Реализация

3.1 Структура программы

3.2 Структура класса

Заключение

Литература

Приложение. Исходный код программы. Заголовочные файлы


Введение

На сегодняшний день математическое программирование – важная составляющая всего программирования. Большие и сложные вычисления благодаря простым программам становятся простыми.

В данной курсовой работе создавалась программа для вычислений над матрицами.

В качестве среды программирования выбрана MSVisualStudio 2008 и язык программирования C++.


1. Теоретическая часть

1.1 Описание программы, матрицы

Ма́трица — математический объект, записываемый в виде прямоугольной таблицы чисел (или элементов кольца) и допускающий алгебраические операции (сложение, вычитание, умножение) между ним и другими подобными объектами. Обычно матрицы представляются двумерными (прямоугольными) таблицами. Иногда рассматривают многомерные матрицы или матрицы непрямоугольной формы.

Операции над матрицами

Пусть aij — элементы матрицы A, а bij — элементы матрицы B.

Линейные операции:

Умножение матрицы A на числоλ (обозначение: λA) заключается в построении матрицы B, элементы которой получены путём умножения каждого элемента матрицы A на это число, то есть каждый элемент матрицы B равен

bij = λaij

Сложение матрицA + B есть операция нахождения матрицы C, все элементы которой равны попарной сумме всех соответствующих элементов матриц A и B, то есть каждый элемент матрицы C равен

cij = aij + bij

Вычитание матрицA − B определяется аналогично сложению, это операция нахождения матрицы C, элементы которой


cij = aij - bij

Сложение и вычитание допускается только для матриц одинакового размера.

Существует нулевая матрица Θ такая, что её прибавление к другой матрице A не изменяет A, то есть

A + Θ = A

Все элементы нулевой матрицы равны нулю.

Умножение матриц (обозначение: AB, реже со знаком умножения

) — есть операция вычисления матрицы C, элементы которой равны сумме произведений элементов в соответствующей строке первого множителя и столбце второго.

В первом множителе должно быть столько же столбцов, сколько строк во втором. Если матрица A имеет размерность

, B —
, то размерность их произведения AB = C есть
.


Возводить в степень можно только квадратные матрицы.

Транспонирование матрицы (обозначение: AT) — операция, при которой матрица отражается относительно главной диагонали, то есть

Если A — матрица размера

, то AT — матрица размера
.

1.2 C++

C++ (Си++) — компилируемый статически типизированный язык программирования общего назначения. Поддерживает разные парадигмы программирования, но, в сравнении с его предшественником — языком Си, — наибольшее внимание уделено поддержке объектно-ориентированного и обобщённого программирования.

Название «C++» происходит от Си (C), в котором унарный оператор ++ обозначает инкремент переменной.

В 1990-х годах язык стал одним из наиболее широко применяемых языков программирования общего назначения.

При создании C++ стремились сохранить совместимость с языком Си. Большинство программ на Си будут исправно работать и с компилятором C++. C++ имеет синтаксис, основанный на синтаксисе Си.

1.3 MicrosoftVisualStudioExpress

MicrosoftVisualStudioExpress — линейка бесплатных интегрированных сред разработки, облегчённая версия MicrosoftVisualStudio, разработанной компанией Microsoft. Согласно утверждению Microsoft, «Express»-редакции предлагают отлаженную, простую в обучении и использовании среду разработки пользователям, не являющимся профессиональными разработчиками ПО, — любителям и студентам. Последняя версия была выпущена 19 ноября 2007, пакет обновления SP1 — 11 августа 2008. С апреля 2009 года Microsoft прекратила поддержку всех предыдущих версий VisualStudioExpress. В апреле 2010 выпущена VisualStudio 2010 Express

1.4 Стандартная библиотека шаблонов (STL)

STL (англ. StandardTemplateLibrary) — набор согласованных обобщённых алгоритмов, контейнеров, средств доступа к их содержимому и различных вспомогательных функций.

Стандартная библиотека шаблонов до включения в стандарт C++ была сторонней разработкой, в начале — фирмы HP, а затем SGI. Стандарт языка не называет её «STL», так как эта библиотека стала неотъемлемой частью языка, однако многие люди до сих пор используют это название, чтобы отличать её от остальной части стандартной библиотеки (потоки ввода/вывода (iostream), подраздел Си и др.).

Проект под названием STLPort, основанный на SGI STL, осуществляет постоянное обновление STL, iostream и строковых классов. Некоторые другие проекты также занимаются разработкой частных применений стандартной библиотеки для различных конструкторских задач. Каждый производитель компиляторов C++ обязательно поставляет какую-либо реализацию этой библиотеки, так как она является очень важной частью стандарта и широко используется.

Архитектура STL была разработана Александром Степановым и Менг Ли.


1.5 Vector

Вектор (vector) напоминает нам массив, только он способен расти до произвольного размера, поддерживает информацию о размере. Как и массив к вектору можно обратить воспользовавшись операцией индексирования []. Вот характеристики:

· Доступ к данных с одинаковой скоростью

· Вставка приводит к перемещению элементов

· При расширении данные копируются в другой блок

Как видите вектор оптимален для получения информации, но при большом количестве вставок лучше воспользоваться другими контейнерами, например, списками. Проблема в том, что физически вектор располагается в непрерывной памяти. На C это реализовывали функциями malloc.

Возможно вы уже сталкивались с такой проблемой, что массивы в с++ имеют ограниченный размер, а мы точно не знаем количество элементов, необходимое в массиве. В таких случаях необходимо использовать динамическое программирование. Т.е. выделять память под элементы массива при необходимости добавить какой-либо элемент. В принципе, в с++ это можно реализовать вручную, но зачем? если есть специальный класс - vector. Он позволяет создавать нам массивы переменной длины в зависимости от ситуации.

Для работы с вектором необходимо подключить заголовочный файл:

#include "vector"

Объявить рабочую область:

После этого вектор необходимо объявить, это можно сделать двумя способами.

vector< int > vArray1; vector< int > vArray2(30);

В первом случае указывается пустой вектор, а во втором начальный размер.

Можно получать информацию о параметрах вектора:

· size() - сколько данных храниться

· capacity() - сколько может храниться до изменения размера

· max_size() - максимальный размер обычно равен наиболее большому доступному блоку памяти

1.6 Перегрузка операторов

Перегрузка операторов — в программировании — один из способов реализации полиморфизма, заключающийся в возможности одновременного существования в одной области видимости нескольких различных вариантов применения оператора, имеющих одно и то же имя, но различающихся типами параметров, к которым они применяются.

Реализация

Перегрузка операций предполагает введение в язык двух взаимосвязанных особенностей: возможности объявлять в одной области видимости несколько процедур или функций с одинаковыми именами и возможности описывать собственные реализации операций (то есть знаков операций, обычно записываемых в инфиксной нотации, между операндами). Принципиально реализация их достаточно проста:

Перегрузка операций предполагает введение в язык двух взаимосвязанных особенностей: возможности объявлять в одной области видимости несколько процедур или функций с одинаковыми именами и возможности описывать собственные реализации операций (то есть знаков операций, обычно записываемых в инфиксной нотации, между операндами).