Смекни!
smekni.com

Альбрехт Дюрер (стр. 1 из 4)

Калининградский филиал Международного университета

Доклад на тему:

« Альбрехт Дюрер»

Выполнила студентка

II курса Группы Л-ОО

факультета лингвистики

Овсянникова Н. С.

Калининград, 2002

План доклада:

§1. Вступление…………………………………………………………… 3

§2. Детство и годы учений……………………………………………... 3

§3. Работы 1495 – 1500 годов…………………………………………… 5

§4. Начало теоретических штудий и поездка в Италию…………… 7

§5. Большие алтарные книги и первый замысел

«Книги о живописи»………………………………………………… 8

§6. Новые циклы графических работ………………………………… 9

§7. Путешествие в Нидерланды………………………………………. 10

§8. Последние годы………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………. 13

§1. Вступление.

Творчество Альбрехта Дюрера – одна из вершин искусства Возрождения в Европе. Для Германии оно знаменует рубеж между средневековьем и Возрождением, открывая собою недолговременный, но блестящий период расцвета немецкой художественной культуры. Этот период, охватывающий лишь неполное столетие с конца XV до второй половины XVI века, выдвинула помимо Дюрера целую плеяду крупнейших живописцев, графиков и скульпторов, как Лукас Кранах – старший, Маттиас Грюневальд, Тильман Рименшнейдер, Фейт Штосс, Ганс Бургкмайр, Ганс Бальдунг Грин и другие. И все же, несмотря на разнообразие индивидуальностей названных мастеров, пору расцвета немецкого Возрождения называют нередко эпохой Дюрера, ибо творчество его не только положило ей начало, но и определило основное направление развития искусства по пути воплощения идеалов гуманизма и утверждения жизненной достоверности в изображении человека и окружающего его мира.

Искусство немецкого Возрождения сформировалось в один из самых драматических периодов в истории Германии. Это было переломное для Европы время, когда оказались поколебленными представлявшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества – папство и империя. Миф о неподвластных времени «вечных» империях был развеян падением в 1453 году под натиском турок христианской Византии, а также смутами и упадком престижа власти в Германской империи. Эти события сопровождались социальными потрясениями, распространением ересей, мистики, «нового благочестия» и других враждебных католицизму религиозных течений, наконец, настроением всеобщего страха и неуверенности, породившим вспышку эсхатологических ожиданий – веру в близкий конец света приурочившийся к «юбилейном» 1500 году.

Среди художников немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер выделяется не только масштабом своего дарования, но и широтой кругозора. Он не ограничивался разными видами изобразительного искусства – живописью, ксилографией, гравюрой на металле. В круг его интересов входили также теоретические проблемы – принципы линейной перспективы, о возведении крепостей, о пропорциях человеческой фигуры. Дюрер воплотил в себе характерный для эпохи Возрождения тип художника-ученого, ранее неизвестного в Германии.

§2. Детство и годы учений.

Дюрер был нюрнбержец. Тесные узы связывали его с жизнью и культурой родного города. Много раз уезжал он в чужие страны, много повидал на своем веку городов, о которых вспоминал потом с восхищением, но даже самые заманчивые предложения не соблазняли его остаться вдали от Нюрнберга. Хотя не раз жаловался он на то, что в Германии мало уважают и плохо оплачивают труд художника, все же, он сам говорил, любовь к Нюрнбергу заставила его предпочесть жизнь в среднем достатке на родине почету и богатству на чужбине.

Дюрер родился в семье Нюрнбергского ювелира 21 мая 1471года. Отец его, Альбрехт Дюрер –старший, был родом из Венгрии. Он вышел из венгерской, или может быть, немецкой семьи, жившей в деревне Эйтас и издавна занимавшейся скотоводством. Альбрехт Дюрер – старший был не первым в роду, изменивший исконному делу предков. Не раз уже случалось, что молодые люди из этой семьи уходили в город, чтобы овладеть ремеслом, причем почти всегда это было ремесло ювелира.

Обучившись на родине ювелирному делу, Дюрер отправился затем, по обычаю, В путешествия, чтобы поучиться у иноземных мастеров. Несколько лет он провел в Нидерландах, а затем переехал в Германию и в 1455году прибыл в Нюрнберг. В течение 12-ти лет Дюрер - старший работал у местного ювелира Иеронима Холпера, а затем, женившись на его дочери Барбаре, открыл свою мастерскую.

Отец Альбрехта Дюрера имел большую семью. У него было 18 детей, из которых большинство умерло в детстве и лишь трое достигли зрелого возраста. Сыновей своих он обучал золотых дел мастерству, но лишь один из них, Эрнест, унаследовал ремесло отца. Старший, Альбрехт, проучившись около двух с половиной лет и уже достигнув успеха, предпочел затем живопись. Третий брат, Ганс, которому было всего лишь 12 лет, когда умер отец, стал учеником и помощником Альбрехта и впоследствии работал как живописец в Германии и Польше.

Первые навыки рисования Дюрер приобрел в мастерской отца, который начал обучать его своему ремеслу, когда мальчику исполнилось 13 лет. Наиболее известный из сохранившихся рисунков того времени «Автопортрет» (1484, Вена, Альбертина). На рисунке изображен подросток, худеньких и бледный, с длинными прядями волос, обрамляющие лицо. Вверху рисунка сохранилась собственноручная надпись художника: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком, Альбрехт Дюрер». Это большая редкость в искусстве, чтобы мальчик, едва научившись рисовать, делал свой автопортрет.

30 ноября 1486 года, уступая настоятельным просьбам сына, Альбрехт Дюрер – старший заключил контракт с Вольгемутом и отдал ему в обучение мальчика сроком на 3 года. Михаель Вольгемут (1434 – 1519) занимал в 80-х годах XV века видное место среди художников Нюрнберга. Мастерская его была крупнейшей в городе и выполняла многочисленные заказы как для самого Нюрнберга, так и для окрестных городов. Особенно большую роль сыграл он в развитии книжной графики. В его мастерской были исполнены иллюстрации нескольких лучших нюрнбергских изданий 90-х годов.

Дюрер провел в мастерской Вольгемута 3 года. Здесь он познакомился с изготовлением рисунков для гравюры на дереве. Сохранилось лишь три рисунка ученических лет, все они относятся к 1489 году, последнему году обучения в мастерской. Это рисунки пером – «Три ландскнехта» (Берлин, Гравюрный кабинет), «Кавалькада» (Бремен, Художественна галерея) и «Сражающиеся всадники» (Лондон, Британский музей). 1 декабря 1489 года Дюрер закончил обучение в мастерской Вольгемута. Согласно цеховым правилам, которым подчинялись в то время и художники, он должен был для получения звания мастера совершить путешествие по городам своей страны.

Обычно в те времена путешествовать отправлялись весной. Так поступил и Дюрер. Зиму 1490 года он провел в доме родителей. А 11 апреля 1490 года Дюрер покинул Нюрнберг и отправился путешествовать по немецким землям. Странствия продолжались 4 года. Лишь в мае 1494 года он возвращается в дом своего отца.

Годы странствий – одно из наименее выясненных мест в биографии Дюрера. Сам он ничего не сообщает об этом времени, документальных же свидетельств сохранилось лишь три. Это, во-первых, свидетельство соседа и друга Дюрера Кристофа Шейрля, известного нюрнбергского юриста и историка, сообщившего, что в 1492 году художник посетил в Кольмаре трех братьев незадолго перед тем умершего Мартина Шонгауэра и что он побывал так же в Базеле, где встретился еще с одним его братом. Второй важный документ представляет собой находящаяся в Базельской Публичной библиотеке деревянная доска с вырезанной на ней гравюрой – изображением святого Иеронима. На обороте доски сохранилась собственноручная надпись Дюрера: «Альбрехт Дюрер из Нюрнберга». Третье упоминание о Дюрере в эти годы мы находим в старинном инвентаре собрания Вилибальда Имгофа – старшего, составленном в 1573 – 1574 годах. В инвентаре его коллекции упомянуты, среди прочего, два портрета работы Дюрера, причем сказано, что они выполнены в Страсбурге в 1494 году и что на них изображен мастер, у которого работал в Страсбурге Дюрер, и жена мастера.

Годы странствий сыграли большую роль в формировании не только профессиональных навыков художника, но и его мировоззрения. С самого начала своей творческой деятельности Дюрер был связан с прогрессивной немецкой интеллигенцией, познакомился с бюргерской и реформистской литературой.

Весной 1494 года отец вызвал Дюрера в Нюрнберг. Сразу же по приезде молодой художник женился на дочери влиятельного нюрнбергского бюргера, механика и музыканта Ганса Фрея, с которым Альбрехт Дюрер – старший заранее обо всем договорился. Женитьба была в то время обязательным условием для получения прав мастера. Поскольку мастер брал к себе подмастерьев и учеников, он должен был иметь хозяйку, которая бы заботилась о них.

Пребывание Дюрера в Нюрнберге было кратковременным. Уже осенью 1494 года он уехал в Италию. Самый факт этой поездки был установлен учеными лишь в начале XX века на основании косвенных данных. В произведениях этого времени появляются заимствования из картин и рисунков итальянских художников, итальянские костюмы, южные морские животные, виды альпийских гор, местностей и городов, через которые лежал путь в Италию.

Возвращаясь из Венеции в Нюрнберг летом 1495 года, Дюрер снова запечатлел в многочисленных акварелях альпийские горы и лежавшие на его пути города. Эти акварели принадлежат к числу лучших произведений художника. Также в эти годы в Базеле были изданы: «Туринский рыцарь» – сборник народных рассказов французского писателя XIV века шевалье де ла Тур Ландри (1493), сатирическое произведение Себастиана Бранта «Корабль глупцов» (1494). Иллюстрации к этим изданиям заметно отличаются от современной базельской гравюры, поэтому сложилось мнение, что они были выполнены приезжим мастером, появившимся в городе в 1492 году и вскоре покинувшем его. Вполне возможно, что этим мастером мог быть Альбрехт Дюрер.