Смекни!
smekni.com

Аполлинарий Васнецов (стр. 4 из 6)

Оборона Москвы
от хана Тохтамыша.
XIV век, 1918

Следующий этап строительства Москвы представлен в работе, которую сам художник назвал «Вероятный вид белокаменного Кремля при Дмитрии Донском» (1922). Слишком мало сохранилось свидетельств того, как выглядел этот Кремль, поэтому автор и оговаривает это в названии произведения. Проступают узнаваемые нами черты древнего Кремля в работе «Московский Кремль при Иване III. Начало XVI века» (1921). Уже построены главные храмы на Соборной площади, Кремль становится каменным, его стены и башни (пока еще без шатров) свидетельствуют о неприступной мощи города. Но особенно убедительно и поэтично воссоздал Васнецов жизнь города и горожан XVII века. От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. Свои знания о жизни Москвыон выразил в статье «Облик старой Москвы», которая была опубликована в 1910 году во втором томе «Истории русского искусства», вышедшей под редакцией Игоря Грабаря. Вот отрывки из этого произведения, которые художник подтвердил многочисленными графическими листами: «По словам иностранных послов и путешественников, Москва XVII века не уступала по величине Парижу и превышала многие выдающиеся города Европы; население ее достигало двухсот тысяч жителей. Но, несмотря на обширную территорию, занимаемую Москвой, ее многолюдство и некоторую городскую организацию, ...это была все-таки огромная деревня, притом же деревня трудовая. Все ее концы - с названиями Кожевники, Сыромятники, Гончары, Оружейники - разве не говорят о чисто народном характере города, разделенного на участки по роду занятий?».
«Попробуем перенестись воображением на триста-четыреста лет назад... Центр средневекового уклада жизни города сосредотачивался в Кремле. Здесь были главные храмы, жили царь, митрополит и самые богатые и властные мужики - бояре; здесь находились приказы на Ивановской площади, здесь шли суды и расправы. Окруженный со всех сторон водой и рвами, он имел вид неприступного замка, как его и называли иностранцы». «Кремль был продуктом векового народного творчества; здесь вылилось в осязательную форму все то, что могло создать оно. Складывались про него былины, сказки; он принимал облик сказочного жилища Жар-птицы... В Китай-городе - кружала и харчевни, погреба в Гостином дворе с фряжскими винами... Здесь же зазывали прохожих в кружала и притоны словоохотливые женщины с бирюзовыми колечками во рту. Слышен был плач детей-подкидышей, вынесенных сюда в корзинах все теми же божедомами, собирающими добровольные приношения на их пропитание... Пройдет толпа скоморохов с сопелями, гудками и домрами... Раздастся оглушительный перезвон колоколов на низкой деревянной колокольне на столбах... Склоняются головы и спины перед проносимой чтимой чудотворной иконой... Разольется захватывающая разгульная песня пропившихся до последней нитки бражников... Гремят цепи выведенных сюда для сбора подаяния колодников... Крик юродивого, песня калик перехожих... Смерть, любовь, рождение, стоны и смех, драма и комедия - все завязалось неразрывным непонятным узлом и живет вместе как проявление своеобразного уклада жизни средневекового народного города».
Изобразительные эквиваленты этих живописных сцен мы находим в акварелях «Москва при Иване Грозном. Красная площадь» (1902), «Старая Москва. На крестце в Китай-городе» (1902), «Царская площадка и Красное крыльцо Грановитой палаты в Кремле» (1904), «Площадь Ивана Великого в Кремле» (1903), «Старая Москва. Скоморохи» (1904), «Медведчики (развлечение)» (1911). Столь же жанровый и динамический характер носят работы «Крытый Воскресенский мост в конце XVI века» (1921) и «Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке» (1926). Видимо, не случайно трижды - в 1902, 1916 и 1922 годах - Васнецов обращался к теме Книжные лавочки на Спасском мосту как к доказательству интенсивной интеллектуальной жизни москвичей далекого прошлого. Слегка переиначив мотив большого полотна 1901 года, Васнецов в 1922 году создал одну из лучших своих крупных акварелей «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». Живописная красота кремлевской панорамы предстает здесь во всем своем великолепии. Всего более 120 произведений, посвященных Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Аполлинарий Васнецов.

Другие образы и темы в картинах Аполлинария Васнецова

Вид из Ласточкиного Красные скалы
гнезда. Крым, 1924 в Кисловодске, 1895

Кроме монументально-эпических картин, воспевших природу Урала и Сибири и принесших Васнецову известность и признание, он создал еще немало пейзажных работ, связанных с иными мотивами. Материал для них он получал в многочисленных поездках по России и Европе. Начиная с 1885-1886 годов Васнецов неоднократно посещал Украину и Крым, в 1895 году был на Кавказе, длительные поездки в Европу (Франция, Италия, Германия, Швейцария) совершал в 1898-1899 и 1912 годах. Большое количество этюдов составляло своеобразный фонд, из которого живописец черпал мотивы для своих больших полотен. Внимательное изучение натуры было связано у Васнецова с пытливым интересом ученого-естествоиспытателя. С другой стороны, природа давала художнику впечатления, которые он мог воплотить в сложные романтико-символические образы. Такова картина «Элегия», написанная в 1893 году и навеянная воспоминаниями о Крыме. Состояние вечерней сумрачной природы навевает особое ощущение грусти и одиночества. Это было живописным выражением модных тогда настроений «конца века», в которых звучали разочарование, тоска и обреченность. Поэтические параллели подобным переживаниям можно найти у Валерия Брюсова:

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных
Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.
Есть много светлых дум, погибших, погребенных, -

Как странно вновь стоять у темных их гробниц
И мертвых заклинать безумными словами!
О тени прошлого, как властны вы над нами!

Отголоски подобных настроений есть и в других философски-романтических работах Васнецова, таких, как «Северная элегия» (1897) или «Отзвуки минувшего» (1901). Следует, однако, отметить, что философские размышления о смысле жизни и ее конечности носят в картине «Элегия» более реальный, а не мистически обреченный характер. Живописный образ здесь связан с античными мифологическими представлениями и несет стоически-просветленные переживания. Огромное впечатление на художника произвела природа Кавказа. «Поездка на Кавказ, - писал он, - дала мне возможность видеть проявления стихийных сил природы в их кульминационном пункте. Нагроможденные друг на друга скалы, пропасти, вечные снега и тучи, ползущие по скалам, дали мне темы для картин».
Большой вклад внес Аполлинарий Васнецов в развитие русского театрально-декорационного искусства конца XIX - начала XX века. Интерес к театру зародился у него в 1880-е годы в Абрамцевском кружке, в котором у художников возникла идея устройства домашних спектаклей. Из семейного театра выросла Московская частная опера Саввы Мамонтова. Художники, а в их числе были Виктор Васнецов, Василий Поленов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Коровин и другие, совершили переворот в области театральной декорации. Родились новые принципы оформления.

Художник превратился в активного участника сценического представления, определяющего изобразительный строй спектакля, его художественную значимость. Живописная театральная декорация и костюмы стали явлением большого искусства. Поначалу Аполлинарий Васнецов выступал здесь в качестве исполнителя; самостоятельной этапной работой для него стали декорации к опере Модеста Мусоргского «Хованщина», созданные в 1897 году для Московской частной оперы Мамонтова. Оформление первого действия оперы «Красная площадь» вводило зрителя в жизнь Москвы конца XVII века. Значительное место занимает здесь архитектурный пейзаж с громадами Кремля и Покровского собора. Художник искал и нашел в оформлении спектакля точное живописное соответствие музыкальному вступлению к опере - замечательному «Рассвету на Москве-реке». Ярко выражен русский национальный характер и в эскизе «Стрелецкая слобода», где изображена центральная площадка стрелецкого посада в Замоскворечье. Его деревянные постройки затейливо украшены деревянной декоративной резьбой. Как отмечалось, работа над «Хованщиной» укрепила Васнецова в намерении глубоко изучить прошлое Москвы. Интересно отметить, что если для других русских художников работа в театре являлась продолжением и развитием их станкового творчества, то для Васнецова все было наоборот. Отталкиваясь от сценических образов, он и создал в своих живописных и графических произведениях жанр историко-архитектурного московского пейзажа. Затем последовали декорации к операм Римского-Корсакова «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907), «Царская невеста» (1912). В 1904 году вместе с Коровиным Аполлинарий Васнецов оформил финал оперы Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». С ним же в 1907 году в Большом театре были созданы декорации к «Снегурочке» Римского-Корсакова. В 1912 году появились эскизы к «Опричнику» Чайковского. И в них важную роль играла древнерусская архитектура. Кроме того, Аполлинарий Васнецов сотрудничал в эти годы с Народным городским театром, организованным Поленовым. За свою большую творческую жизнь Васнецов создал огромное количество живописных этюдов. На раннем этапе они служили сначала средством овладения техническими возможностями живописи, а затем стали играть вспомогательную роль, образуя основу его «сочиненных» монументальных полотен. Таковы этюды с мотивами природы Абрамцева, Финляндии, Крыма, Урала и Кавказа. Но очень скоро живописные наброски видов Франции, Италии, Германии, Швейцарии, серии этюдов облаков, виды Новгорода, Пскова, Москвы и Подмосковья стали обретать самостоятельную художественную ценность. Их широкая и смелая манера письма по своей поэтике и стилистике относится к московской живописной школе позднего импрессионизма начала XX века.