Смекни!
smekni.com

Научно-технический потенциал военной навигации, гидрографии и океанографии России (стр. 1 из 2)

А.А.Комарицын; адмирал, начальник Главного управления навигации и океанографии МО РФ, к.т.н., академик АВН.

Характеризуются основные направления исследований в области военной навигации, гидрографии и океанографии, проводимых Государственным научно-исследовательским навигационно-гидрографическим институтом МО РФ (Гос.НИНГИ) – организацией России по этим видам деятельности.

Показано, что научно-технический потенциал Гос.НИНГИ обеспечивает эффективное решение функциональных задач в интересах обороны и хозяйственной деятельности.

История Гидрографической службы России насчитывает почти 300 лет. Серьезные научно-технические основы военной навигации, гидрографии и океанографии начали формироваться уже на рубеже XVIII-XIX веков. По мере развития сил и средств флота России требования к обеспечению его эффективного использования неуклонно возрастали.

После принятия в 1926 г. программы развития военного и транспортного флотов встала задача обеспечения строящихся кораблей и судов отечественными навигационными приборами. Уже в 1932 г. удалось начать производство гироскопических компасов, электромеханических лагов, радиопеленгаторов, маячной аппаратуры и другой техники.

В 1938 г. Правительство приняло программу строительства большого военно-морского флота. Это требовало значительно больших усилий по совершенствованию средств навигации, гидрографии и океанографии. Особенно остро встала проблема обеспечения этих работ соответствующим объемом научных исследований и экспериментов.

По приказу Наркома ВМФ Кузнецова Н.Г. 10 марта 1939 г. был создан Научно-испытательный гидрографическо-штурманский институт ВМФ (НИГШИ), преемник которого, - Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт (Гос.НИНГИ) МО РФ, - отмечает в этом году свой 60-летний юбилей. В широком спектре задач, решавшихся Институтом на протяжении этого периода, всегда доминировали два стратегических направления: навигационно-гидрографическое (НГО) и гидрометеорологическое (ГМО) обеспечение боевой и повседневной деятельности ВМФ.

Уже в первые предвоенные годы своего существования Институт обеспечил оснащение навигационной техникой 312 боевых кораблей и 200 торпедных катеров, а также снабжение большого числа судов транспортного и промыслового флотов штурманскими приборами. Были разработаны методы ведения гидрографической разведки у побережья занятого противником, приемы обеспечения скрытности средств навигационного оборудования, методы размагничивания кораблей, специальные морские навигационно-артиллерийские карты для обеспечения стрельб по берегу и др. За годы войны было принято на вооружение 20 образцов навигационной техники, успешно эксплуатировавшейся на флотах не один десяток лет.

Начиная со второй половины 50-х годов, основные усилия Института были направлены на обеспечение строительства ракетно-ядерного флота, основу боевой мощи которого составляли атомные подводные лодки. В этот период были найдены пути решения сложных научно-технических проблем навигационного обеспечения длительной автономности атомных подводных лодок, их пребывания подо льдами Арктики и использования ракетного оружия из приполюсных районов.

В 1965 году на вооружение ВМФ был принят всеширотный навигационный комплекс и закончена отработка методических документов по обеспечению плавания в высоких широтах. В этот же период впервые в стране были созданы средства для съемки гравитационного, электрического и магнитного полей Мирового океана и методы выполнения гидрографических работ в Арктике и Антарктиде.

В ходе этих работ были созданы теоретические основы цифровой картографии и автоматизации процессов картосоставления. В результате этих исследований на снабжение гидрографических служб и экспедиций ВМФ были приняты автоматизированные картографические и океанографические комплексы, системы площадной съемки рельефа морского дна, грунтографы, магнитометры, профилографы, гравиметры.

Дальнейшее развитие кораблей и оружия ВМФ потребовало интенсивного совершенствования их навигационных комплексов. Специалисты Института внесли определяющий вклад в разработку военно-технической концепции и создание навигационных комплексов для подводных лодок и надводных кораблей.

Самостоятельное значение в деятельности Института занимает развитие средств и методов радионавигации. Испытание первой в мире фазовой радионавигационной системы МПЩ было прервано войной. В дальнейшем были разработаны ряд образцов радионавигационных систем, а также методы оптимизации радионавигационных измерений, алгоритмы комплексирования с автономными навигационными средствами и спутниковыми системами.

В 1956 г. исследования, выполненные Институтом, показали возможность использования ИСЗ для навигации подвижных объектов. По этой проблеме в 1958 г. вышло Постановление Правительства, в котором указывалось, что “создание спутниковой навигационной системы является важнейшей оборонной задачей”. 23 ноября 1967 г. был запущен первый отечественный навигационно-связной спутник “Космос-192”, а в 1977 г. – специализированный спутник “Космос-1000” для обеспечения навигации кораблей и судов.

В настоящее время на вооружение принята космическая навигационная система ГЛОНАСС, предназначенная для обеспечения как ВМФ, так и гражданских ведомств, а также ряд образцов корабельных приемоиндикаторов. Продолжаются работы по совершенствованию бортовой аппаратуры ИСЗ, а также программно-математического обеспечения корабельных приемоиндикаторов. В частности, приемоиндикатор “Бриз” обеспечивает определение координат места как в стандартном, так и в дифференциальном режимам по данным систем ГЛОНАСС/НАВСТАР.

Научно-технический потенциал военной океанографии включает:

средства и методы изучения морских и океанских театров действий сил ВМФ;

средства и методы оперативного гидрометеорологического обеспечения.

Для обеспечения эффективного использования новых систем оружия, в первую очередь систем поиска и обнаружения подводных лодок противника, потребовалось проведение крупномасштабных исследований по изучению пространственно-временной изменчивости гидрофизических полей Мирового океана.

Для решения задач изучения Мирового океана активно совершенствовалась исследовательская аппаратура и был создан мощный исследовательский флот (океанографические исследовательские суда различных классов, подводные аппараты, океанографические платформы, надводные и подводные буи-лаборатории и т.д.). К решению задач исследования Мирового океана привлекались авиационные и космические средства.

Полученные результаты составили основу специализированных баз данных, используемых при планировании действий сил ВМФ, создании руководств и пособий для органов боевого управления ВМФ различных уровней, а также при разработке новых образцов вооружения и военной техники. Параллельно, с развитием средств и методов изучения Мирового океана совершенствовалась система оперативного ГМО ВМФ. Усилия Института в 70-80-е годы были сконцентрированы на разработке:

средств освещения гидрометеорологической обстановки на морских и океанских театрах;

корабельных систем гидрометеорологического обеспечения;

авиационных средств гидрометеорологической разведки, и в первую очередь средств инструментальной ледовой разведки;

космических средств, гидрометеорологического обеспечения (аналоги систем DMSP и NROSS США).

Постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 г. № 711 Гос.НИНГИ МО РФ определен головной научно-исследовательской организацией, ответственной за обоснование и разработку технической политики в области навигации, гидрографии, морской картографии, океанографического обеспечения не только обороны, но и экономики страны. Тем самым были созданы предпосылки для конверсионного использования научно-технического потенциала Института. Возможности Гос.НИНГИ в этом отношении определяются тем, что он является научно-исследовательским подразделением Главного управления навигации и океанографии МО РФ (ГУНиО МО).

Научно-технический потенциал военной навигации, гидрографии и океанографии базируется на хорошо отлаженной и работоспособной кооперации институтов РАН, отраслевых НИИ и заводов. В настоящее время он включает:

средства и методы высокоточной навигации морских и воздушных судов;

средства навигационного оборудования побережья и морских сооружений;

системы управления движением судов и электронные навигационные информационные системы;

средства и методы съемки рельефа и грунта дна;

средства и методы океанографических исследований.

Важными составными частями научно-технического потенциала также являются:

фондовые океанографические материалы Научно-исследовательского центра (НИЦ Гос.НИНГИ);

фондовые материалы батиметрических съемок, картографические материалы и информационные технологии Центрального картографического производства ГУНиО МО;

специализированные исследовательские суда различных классов с развитой системой базирования на Северном, Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах, а также на Каспийской флотилии.

С 1986 г. НИЦ Гос.НИНГИ входит в государственную систему сбора, хранения и обмена океанографической информацией. В него поступает информация примерно по 100 элементам и параметрам природной среды от подразделений ВМФ, мореведческих организаций других отечественных ведомств и из-за рубежа. В центре накоплены сведения приблизительно о 30 тыс. наших и зарубежных экспедиций, данные более 1,8 млн. гидрологических станций, включающих свыше 60 тыс. наблюдений за течениями, около 20 млн. судовых метеорологических наблюдений, почти 120 тыс. аэрологических зондирований. Примерно 30% накопленной информации получено Гидрографической службой ВМФ и является уникальной.

Фондовые материалы Центрального картографического производства ГУНиО МО включают результаты всех батиметрических съемок в виде планшетов промеров с нанесенными на них глубинами, изобатами и характеристиками грунтов.