Смекни!
smekni.com

Общая реконструкция истории оружия и вооружения народов и государств (стр. 1 из 5)

Куликов В.А.

Учитывая наблюдающиеся в настоящее время в отечественной научной литературе небрежность, а иногда, возможно, и непонимание смысла при использовании понятия «оружие», представляется целесообразным для решения поставленной задачи хотя бы более или менее однозначно определиться: а) со временем появления в человеческой деятельности такого явления, как оружие, чтобы можно было установить временные границы реконструкции истории эволюции оружия и вооружения народов и государств; б) с основными отличительными признаками (сущностью) и возможными основаниями классификации этого явления, позволяющими объединять (группировать по классам) несколько его видов или все известные виды с общими отличительными признаками; в) с наиболее целесообразной периодизацией истории эволюции оружия, на временных отрезках которой доминировали как в пространстве, так и во времени решающие разновидности этого явления с общими отличительными признаками.

Исходя из предлагаемой к рассмотрению в книге новой логики истории оружия и вооружения народов и государств, представляется целесообразным напомнить читателю те вехи исторического процесса развития человечества, которые легли в основу системы вводимых ограничений для описания общей реконструкции истории оружия и вооружения как вида человеческой деятельности, выбора родов оружия, которые позволяют создать обобщенную классификацию оружия и военной техники и показать существенные отличия между этими явлениями, предложить обусловленную энергетическим критерием периодизацию исторических эпох, в которых доминируют решающие виды оружия.

Для установления и предварительного теоретического обоснования исторических и логических предпосылок, позволяющих получить ответы на поставленные выше вопросы, представляется целесообразным воспользоваться, прежде всего, теми гипотезами реконструкции истории развития человеческого общества, которые были выдвинуты академиком РАЕН Ю.В.Яковцом при разработке концепции цикличной динамики мировых и локальных цивилизаций, развивающей идеи П.Сорокина, Н.Кондратьева, Н.Бердяева, А.Тойнби, Ф.Броделя, К.Ясперса, отдававших приоритет сознанию как первоисточнику прогресса (234).

Выделим в этой концепции отдельные моменты, которые могут потребоваться читателю для понимания логики обоснования общей реконструкции истории эволюции оружия и вооружения им народов и государств.

Первый момент. Заслуживает внимания новое определение предмета исторической науки «как упорядоченное изучение прошлого стран, народов, всего человечества, отдельных сторон деятельности общества, помогающее выявить закономерности и тенденции исторического процесса, чтобы лучше понять настоящее и более обоснованно предвидеть будущее» (234. С. 25). Исходя из того, что общество многомерно, а историческая наука поэтому многозвенна, то она представляется в виде пирамиды исторических наук (Рис.1). Одна ее грань – история стран и народов, в более общем смысле – история континентов (Европы, Азии, Африки, Америки) и всемирная история, которая изучает основные этапы развития всего человечества. Другая грань этой пирамиды – история отдельных видов человеческой деятельности – науки, техники, экономики, политических отношений, государства и права, войн, культуры и образования, этики и религии и т.п. Третью грань образуют науки об этапах и методах исторического познания – историография, этнография, археография, источниковедение, археология, историческая статистика, моделирование исторических процессов и т.п. Вершина пирамиды – теория исторического процесса, его общие закономерности и тенденции, методология исторических исследований и т.п. (Там же. С. 26).

К сожалению, в таком глубоко философском обобщении исторических знаний по совершенно необъяснимым причинам не нашлось не только места, но даже нескольких слов об истории такого древнейшего вида человеческой деятельности как вооружение народов и государств. Сегодня уже нельзя отрицать, что вооружением занимались и занимаются народы и государства во времена всех цивилизаций, причем, не только во время войн, но и между войнами – в мирное время. Поэтому на грани пирамиды «История видов человеческой деятельности» мы должны указать такой вид человеческой деятельности как вооружение народов и государств, являющийся одним из основных, по мнению автора, её видов. Кроме того, вместо «войн и революций» (Там же. С. 26) более обоснованным, как мы увидим ниже, было бы выделение «военного дела государства» как вида человеческой деятельности, включающего в себя в том числе и ведение войн.

Представляется целесообразным, основываясь на современных научных воззрениях о видах человеческой деятельности, остановиться несколько подробнее на разъяснении сущности и содержания вооружения как вида человеческой деятельности. Сделать это необходимо не только потому, что в принципе именно реконструкции истории её эволюции посвящена книга, но и потому, что до сих пор очень многие историки, теоретики и политики не знают, а значит и не учитывают, всей совокупности действий, их взаимосвязей и последовательности выполнения, которые объединяет такой, сложившийся веками вид человеческой деятельности как вооружение. Для аргументации такого вывода достаточно обратиться к официально одобренному для употребления в российской военной теории и практике определению, данному в последнем издании отечественной Военной Энциклопедии: «Вооружение – процесс качеств. развития и количеств. роста воен. техники в гос-ве, а также оснащения ею ВС. Включает планирование развития воен. техники, ее разработку, произ-во и оснащение ею ВС. Организуется с учетом рекомендаций теории вооружения. От уровня организации этого процесса зависят техн. оснащенность и боеспособность войск (сил)» (42. Т. 2. С. 266).

Даже простое сравнение данного в Военной Энциклопедии определения понятия «вооружение» с общепринятым определением любого вида человеческой деятельности (153. С. 150) позволяет заметить ряд допущенных в энциклопедическом определении смысловых и логических ошибок. Во-первых, «процесс» – это не вид деятельности, а, в лучшем случае, «порядок определенных действий». Во-вторых, в этот «процесс» включены всего четыре, а это далеко не все действия, входящие в содержание вооружения как вида человеческой деятельности, и т.д. Достаточно точное толкование рассматриваемого понятия, отражающее реальную сущность и всю совокупность действий, их взаимосвязи и организацию последовательность выполнения, которые характеризуют вооружение как вид человеческой деятельности с учетом изменений, происходивших в ней с древнейших времен до настоящего времени, могут дать следующие логико-методологические соображения.

Вооружение как вид человеческой деятельности во времена всех мировых и локальных цивилизаций, как показывают исследования (115 - 117), представлял собой организованную и управляемую совокупность следующих действий (по мере развития человеческого общества – разными по численности и квалификации составами исполнителей), тесно связанных с логикой так называемого «жизненного цикла оружия» (135. С. 106):

▪ планирование (разработка замысла) создания (развития, модернизации) оружия – первая совокупность действий, с которой во все времена начиналось вооружение Человека (племени, общины, народа, государства) независимо от того, имел он или не имел оружие соответствующего вида (рода, типа и т.п.) в достаточном количестве;

▪ конструирование ( разработка конструкторской и технологической документации для изготовления) оружия – вторая совокупность действий вооружения;

▪ изготовление и испытание опытного образца (образцов) оружия – третья совокупность действий вооружения. Этой совокупностью действий завершается первый этап организации вооружения, получивший в ХХ веке название – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

▪ производство (серийное, мелкосерийное, крупносерийное) оружия – второй и решающий этап совокупности действий организации вооружения как вида человеческой деятельности;

▪ накапливание запаса (мобилизационного резерва) оружия в государстве, хранение изготовленного и утилизация устаревшего оружия – это предпоследний этап совокупности действий организации вооружения;

▪ продажа произведенного (изготовленного) оружия – совокупность действий по торговле оружием: а) на внутреннем рынке (поставка оружия в вооруженные силы своего племени, общины, государства, исходя из военного бюджета); б) на мировом рынке (поставка оружия в вооруженные силы “зарубежных” племен, общин, государств). Торговля оружием на внутренних и мировых рынках оружия является последней, завершающей стадией совокупности действий вооружения как вида человеческой деятельности.

Такой в самых общих чертах представляется совокупность основных действий, которые осуществляло (организовывало) человечество во все времена, управляло ими через соответствующие органы, чтобы вооружать одного человека (воина), либо отряд наемников племени (общины, народа) или армию государства, либо продать (передать) созданное оружие в третьи страны.

Действия с оружием, входящие в его жизненный цикл, но осуществляемые после действий, связанных с вооружением, относятся уже к другим видам человеческой деятельности, среди которых – эксплуатация оружия (в мирное время), боевое применение оружия (в военное время, в вооруженной борьбе) и т.д. При этом следует особо отметить, что когда человечество стало создавать технические «средства» (устройства) доставки оружия к цели (носители оружия), управления оружием и т.д., тогда в содержание человеческой деятельности, именуемой «вооружением», стали входить действия как по созданию оружия, так и этих технических средств (устройств), которые, в отличие от оружия, логичнее было бы именовать «военной техникой».