Смекни!
smekni.com

Архитектура и градостроительство Кыргызстана (стр. 6 из 7)

Значительные количественные и качественные изменения претерпело строительство детских са дов, школ, средних и высших учебных заведе ний. Среди них новизной подхода выделяются здания детских садов-яслей в жилом районе Ак- Оргё (арх-ры Л. Лазарев, А. Коханов), школы №70 по улице Боконбаева (1990, арх-ры С. Абы- шев, Н. Мамбетказиев, О. Жанеков), спецшко лы в микрорайоне «Джал» (1984, арх-ры А. Не журин, А. Согонов, Ш. Насипкулов), нового учебно-лабораторного корпуса Медицинской ака демии (1988, арх-ры Я. Алексенцев, С. Зусик), Кыргызско-российского университета (1986, арх- ры У. Алымкулов, С. Султанов, О. Лазарев, инж. Л. Сидоренко, ранее Дом офицеров), Гу манитарного университета по пр. Мира (1994, арх-ры У. Алымкулов, С. Султанов, Ж. Асана- лиев. О. Лазарев, Ж. Аманалиев, инж. Л. Си доренко) и др. Крупные адм. здания построе ны в центральной части Каракола, Таласа, Оша, Нарына, Балыкчи и в др.

С середины 1980-х начинается активный поиск нац. стиля в кыргызской архитектуре, переход от декоративной внешней идентификации к отражению глубинных этнокультурных основ. Свидетельством этому являются: «Аксакалдар чайханасы» (1988, арх-ры У. Алымкулов, С. Сул танов, Ж. Асаналиев, Ч. Харлоев), кымызхана в парке им. И. Панфилова (1991, арх-ры Б. Кариев, К. Нарбаев), торгово-культурный центр фирмы «Мадумар-Ата» в с. Лавдан-Кара Сузакского р-на (1994, арх. Ж. Шерматов, худ. У. Баймуратов, уста М. Кудайбердиев), мемо риальный кюмбёз Кадыр-Аке в селе Кереге-Таш Ысык-Кёлской области (1993, арх. Т. Бай беков), музей Ж. Боконбаева в Токтогулском р-не (1991, арх-ры С. Амыркулов, И. Калобарбаев, К. Исраилов), музей Токтогула в Кетмен-Тёбё (1992, арх-ры Н. Баетов, М. Толенбаев) и др. С использованием нац. мотивов сооружены мо нумент «Победы» (1985, арх-ры У. Алымкулов. В. Лызенко, В. Бухаев, скульпторы Т. Сады ков, М. Аникушин и др), скульптурная группа «Манас» перед Кыргызской гос. филармонией (1986, скульптор Т. Садыков). С северо-зап. стороны перекрестка ул. Советской и пр. Чуй в 1988 был установлен памятник «Борцам рево люции», а автору памятника скульптору Т. Са дыкову в 1988 присуждена Ленинская премия.

Начиная с 80-х кыргызские архитекторы успешно участвуют в международных, всесоюзных и республиканских архитектурных конкурсах. Авторы проекта застройки центра г. Фрунзе ар хитекторы Н. Уллас, К. Токочев, В. Лызенко, Г. Кутателадзе, Д. Егимбаева на Всесоюзном смотре лучших проектов 1982 получили золотую медаль Союза архитекторов СССР. Интересные архитектурные предложения кыргызских зодчих были отмечены на Всесоюзных открытых конкур сах на тему «Сельский усадебный дом» (1982, арх- ры А. Цевменко, Л. Спектор, Ю. Петренко), «Сельский клуб» (1983, арх-ры Д. Омуралиев, О. Байгожоев, О. Абышев) вторыми премия ми. В 1984 во Фрунзе был проведён открытый конкурс среди архитекторов среднеазиатских рес публик на тему «Общественный центр села». Жюри присудило первую премию архитекторам Д. Омуралиеву, О. Байгожоеву, О. Абышеву. На международном конкурсе на тему «Жилище будущего», организованным ЮНЕСКО и Меж дународным союзом архитекторов (1985), 3 группы кыргызских архитекторов в первом туре выш ли победителями. Во втором туре проект «Жи лище будущего для вчерашних кочевников» (А. Зусик, С. Рыспеков, А. Загрудный) полу чил первую премию и экспонировался в Японии. В 1989 на Всесоюзном смотре-конкурсе молодых архитекторов творческие работы архи тектора С. Абышева удостоены высшей награ ды. На первом международном конкурсе дип ломных работ по архитектурной специальности, проведённом в Москве в 1990 работе диплом ника А. Алсеитова (рук. Д. Омуралиева) при суждены Гран-при и золотая медаль Междуна родной Академии архитектуры.

К тысячелетию эпоса «Манас» в 1993 органи зован Международный архитектурный конкурс на тему «Манас айылы». Победителями конкурса стала группа архитекторов: Д. Омуралиева, А. Алсеитов, О. Байгожоев. А Кожалиев, К. Са таев, К. Мокеев, Ж. Исаков, проект к-рых был принят к строительству.

В начале 90-х годов в архитектуре и градо строительстве Кыргызстана обозначились прин ципиальные изменения, обусловленные важны ми политическими событиями — обретением гос. суверенитета, переходом к рыночной экономи ке, реформами в культурно-духовной сфере общества. В системе архитектурного проектирова ния и в строительно-технологическом комплек се наметились новые ориентиры. Централизо ванный гос. заказ на объекты гражданского строительства стал уменьшаться, произошёл некоторый спад в объёме капитального строительства. Творческие коллективы в крупных специа лизированных проектных организациях распались на мелкие группы и частные проектно-строитель ные фирмы.

В 1992 состоялся очередной съезд архитекторов республики, к-рый наметил стратегическую цель и конкретные задачи по возрождению нац. архитектуры, определил комплекс мероприятий по преобразованию городских и сельских населённых пунктов в условиях рыночной экономи ки. Парламентом республики в 1996 был при нят закон об архитектуре и градостроительстве, регулирующий правовые отношения между субъектами архитектурно-градостроительной де ятельности, базовые установки в проектирова нии и строительстве городов и сельских насе лённых пунктов, объектов гражданского и жи лищного строительства.

На базе архитектурно-строительного и инже нерно-строительного факультетов политехнического института в 1992 был создан Архитектурно- строительный институт, к-рый в 2000 получил статус Кыргызского гос. университета по строительству, транспорту и архитектуре, где ведётся подготовка молодых архитекторов, градострои телей, реставраторов, дизайнеров и строителей.

В течение последних десяти лет наметились новые тенденции в развитии архитектуры и гра достроительства суверенного Кыргызстана. Од ним из направлений архитектуры становится поиск пластической формы и художественного языка этнокультурных объектов, выражающие эстетические идеалы и восточные представления народа о гармоничной организации жизненно- пространственной среды городов и сёл Кыргыз стана. Об этом свидетельствует, в частности, архитектура этнокультурного центра «Манас ай ылы» (построенного к тысячелетию эпоса «Ма нас» в г. Бишкеке) и «Манас ордосу» (г. Талас) — в 1995.

По результатам проведённого в 1993 Между народного конкурса жюри отобрало из представленных проектов работу группы архитекторов в составе Д. Омуралиева, О. Байтикова, М. Отун чиева, Ж. Исакова. Архитектурный комплекс «Манас айылы» расположен в юж. части города возле гостиницы «Ысык-Кёл», площадью 6 га, представляет собой сложное многофункциональ ное образование, предназначенное для проведе ния общенациональных праздников, культурно- массовых мероприятий горожан. Посетителей «Манас айылы» у главного входа встречают «кырк- чоро», сподвижники Манаса в виде 40 скульп тур. За торжественными воротами организована узорчатая площадь с декоративной композицией «Кырккыз». Центральную часть комплекса за нимает площадь «Шырдак», состоящая из ис кусственных холмов с мифическими крылатыми скакунами Ак-Кула и Тайтору, а также монумент «Санжыра», символизирующий древо жизни кыр гызов.

Основную церемониальную дорогу, к-рая яв ляется композиционной осью, завершает «Хан ская ставка». Она представляет собой холмистую площадку, где возвышаются каменные юрты (одна большая, три маленькие) и символизирует ми ровую гору; под холмом находится Центр по изу чению эпоса.

Композиционной вертикальной доминантой комплекса является 45-метровая башня «Тавро Манаса» обозреваемая со всех сорон на большом расстоянии. Башня изобилует архитектурными символами и метафорами, где просматривается образ воина Манаса, крепко стоящего на ногах, отмеченного небесным камнем, в окружении своих потомков.

Для достижения архитектурно-художественной выразительности комплекса широко использова ны приёмы геопластики. С помощью искусст венно созданного рельефа — террас, холмов, зем ляных валов, пандусов, лестниц, амфитеатра спланирован своеобразный ландшафт гористой местности. Среди отделочных материалов при менены галечники, гранитные плитки «сары-таш». В будущем предусмотрено расширение комплекса с включением центра нац. игр, сада, камней, комплекса скульптур великих людей Кыргызстана.