Смекни!
smekni.com

Бронзовый век на Южном Урале (стр. 3 из 4)

1.5 Керамическое производство

Глиняная посуда относится к числу самых информативных изделий древних обществ. Она встречается практически на каждом древнем памятнике. Глиняные изделия после обжига могут тысячелетиями находиться в земле и хранить информацию о навыках и приемах ее изготовления. Как правило, керамика представляет собой самый массовый археологический материал. Если исходить лишь из формы сосудов, то можно определить и эпоху их существования, и принадлежность к определенному кругу археологических культур. Своеобразие формам древних сосудов придает ручной способ их изготовления. Другим культуроопределяющим признаком является орнамент глиняной посуды. Отдельные элементы могут повторяться на разных сосудах, но одна и та же композиция, как правило, не встречается дважды.

Посуда петровской группы оригинальна и отличается удивительным единообразием на всей огромной территории степной и лесостепной полосы Урала. Специфика петровской посуды в острореберных горшках с довольно приземистыми пропорциями, широких горловинах и узких днищах. Шейки сосудов невысокие, обычно это просто оттянутый верхний край горловины, имеющий плоский срез, обращенный наружу. К ним тяготеет группа горшков таких же пропорций, но с несколько сглаженными ребрами. Орнаментальные композиции включают небольшое число элементов. Это крупные заштрихованные треугольники, волнистые линии желобков, зигзаг, ногтевые защипы, ямочные вдавления. Орнамент занимает верхнюю часть тулова, иногда - зону у дна. В ранних комплексах часто встречаются сосуды, полностью покрытые рисунком, включая днище. Последние украшали прямыми или волнистыми линиями, ромбической сеткой, спиралью, свастическими узорами или линиями ямок. Оригинальность посуде придают композиции из вписанных друг в друга треугольников, зигзагов, разделенных вертикальными линиями, которые образуют своеобразные "древа", а также ряд элементов, связанных с техническими приемами керамического производства - отпечатками тканей, примесью в глиняном тесте раковины и слюды. Рисунки, в основном, выполнены прочерченной техникой плоского штампа, реже встречаются ямочные вдавления, крупная гребенка и оттиски веревочки. На поздних этапах развития культуры в орнаментации формировалась зональность, начали исчезать узоры на днищах сосудов, увеличилась роль геометрических рисунков: треугольников, ромбов, ступенчатых узоров. Алакульская группа керамики характеризуется сосудами горшечной формы с уступчиком, четко отделяющим шейку от тулова. Некоторые горшки имеют небольшой выступ, проходящий по середине шейки, в результате чего ее профиль состоит как бы из двух дуг. В алакульские комплексы входит многочисленная посуда баночной формы, редко встречаются острореберные сосуды. Технология отличается высоким уровнем, стенки сосудов тонкие (5-8 мм), тщательно обожжены; для примеси использовался мелкий песок и шамот. Орнамент наносили в трех зонах – по шейке, плечикам и у дна. В нижней части шейки сохраняли неорнаментированную полосу. Самыми распространенными элементами узора являются горизонтальные линии и зигзаг. Из геометрических рисунков наиболее часто встречаются равнобедренные треугольники, заштрихованные наклонными линиями, ступенчатые узоры, ромбы. Сосуды баночной формы памятников Южного Урала в массе украшены оттисками шагающего штампа. На алакульские сосуды орнамент наносили в основном с помощью гребенчатого и плоского штампов с некоторым преобладанием последнего. Развитие алакульской посуды во всех районах распространения культуры шло в одном направлении. Исчезли острореберные сосуды, резкие уступчики на плечиках постепенно сгладились, шейки стали высокими и прямыми, конические тулова уступили место более плавной усложненной профилировке придонной части. Диаметр днища стал меньше при неизменно широкой горловине. В целом, поздние алакульские сосуды приобрели более стройную вытянутую форму, на плечиках и верхней части тулова появились простые меандры, увеличилось количество рисунков, нанесенных оттисками мелкого гребенчатого штампа. Федоровская подгруппа представлена классическими андроновскими сосудами горшечных форм с плавной профилировкой тулова, относительно узкими днищами и четко выраженными шейками. Сосуды, как правило, тонкостенные, поверхность тщательно обработана, встречается лощение. Орнамент сплошным полем покрывает шейку и верхнюю часть тулова. Зональность подчеркивается только с помощью композиционного построения рисунка. Главная черта орнаментации - ярко выраженный геометризм. Наиболее характерные элементы - косые и равнобедренные треугольники, сложные меандровые рисунки, ступенчатые флажковые композиции. Наряду с геометрическими рисунками сосуды покрывали лентами наклонных линий, горизонтальными елочками и росчерками желобков. По-видимому, в федоровское время начинается выработка новых канонов в форме и орнаментации керамики. Но эти каноны еще не оформились, и население находится еще под обаянием алакульских традиций. Алексеевская группа керамики отличается устойчивыми традициями по всему Уральскому региону. Она темного цвета; глиняное тесто, из которого ее изготавливали, содержало песок и шамот. Сосуды в большинстве случаев имеют довольно высокие пропорции, широкую горловину, невысокую шейку, умеренно раздутое тулово и небольшое днище. Впервые в комплексах эпохи бронзы появились узкогорлые сосуды. Зафиксировано два десятка элементов узора, наиболее распространенными являются насечки, елочки и узоры из крестообразно поставленных линий. Довольно часто в оформлении декора встречаются ямочные вдавления, линии. Геометрические узоры - треугольники, ромбы составляют 1-3% орнаментики. В композиционном отношении орнаментация простая и довольно бедная. Валик - ведущий признак керамики алексеевской группы - оформляет от 10 до 30% сосудов. Обычно он сформован в процессе изготовления сосуда, реже бывает налепным. Традиционно валик размещен на месте перехода от шейки к тулову, чаще всего он сплошной, а когда разорван, его концы оформлены шишечками или опущены вниз в виде "усов". Валик покрыт полоской орнамента, причем, для бедно орнаментированных сосудов узор по валику является единственным украшением. Общая тенденция в развитии алексеевской керамики связана с обеднением орнаментации и широким распространением простейших узоров. На южноуральских поселениях обнаружены фрагменты керамики с текстильными отпечатками, как только с наружной стороны, так и с обеих сторон. Сосуды, имеющие отпечатки с наружной и внутренней сторон изготавливались уже на болванке, обтянутой мокрой тканью. Болванкой мог служить перевернутый кверху дном сосуд. На эту основу накладывались лоскуты глины и равнялись лощилом. Таким образом формировался сосуд только до уровня плечиков. Тканевая основа служила для более легкого снятия нового полого тела с сосуда-болванки. Наружные отпечатки текстиля на таких сосудах носили уже не технологический, а чисто декоративный характер. Подводя итог обзора керамического производства эпохи бронзы на территории Южного Урала, можно увидеть, что оно не стояло на месте. Изменялись формы сосудов, технология их изготовления, рецепты формовочных масс, способы, содержание и стиль орнаментации, способы обработки поверхностей.

1.6 Строительство

История жилища является составной частью истории становления производящего хозяйства и неразрывно связана с историей цивилизации.
Собирательство и охота требуют дальних передвижений охотников, кочующих за стадами промысловых животных. Переход же к земледелию и разведению доместицированных животных приводит и к доместикации самого человека: в период освоения производящей экономики люди покидают пещеры, навесы, временные хижины и начинают строить монументальные долговременные жилища. В конце 80-х гг. на Южном Урале была открыта целая страна укрепленных поселений XVIII-XVI вв. до н.э., названная «Страной городов». Из раскопанных городищ больше всего информации для реконструкции дают остатки Аркаима. Аркаим имел круговую планировку и состоял из двух колец, вписанных друг в друга оборонительных стен. Внешняя оборонительная стена диаметром около 150 м. Была сделана из бревенчатых клетей, забитых или залитых грунтом с добавлением извести. По верху стены шел частокол из бревен. Так что общая высота стены была 5-5,5 м. С наружной стороны клети были облицованы сырцовыми блоками, которые укладывались, начиная со дна рва, окружавшего поселок, на всю высоту грунтовой части стены, это примерно 3-3,5 м. Изнутри к стене вплотную примыкали торцы жилищ, обращенных выходом к единственной, покрытой некогда деревянным настилом кольцевой улице, которая шла через все поселение. Между улицей и домами располагались небольшие дворики. В древности под мостовой проходил ровик, на дне которого примерно через каждые 30 м были вырыты глубокие ямы - составная часть хорошо продуманной системы ливневой канализации. Не вся дождевая вода сбрасывалась с кровли домов в этот ровик, часть ее собиралась в специальные ямы, очень напоминающие систему отстойников. Внутренняя стена, менее массивная, чем внешняя, была, возможно, выше последней. Изнутри к ней вплотную примыкали торцы жилищ, которые также располагались радиально, но с выходом на центральную, прямоугольной формы площадь со стенами примерно 27 х 25 м. Она была тщательно выровнена, утрамбована и в древности, вероятно, покрыта специальным цементирующим раствором. На ней по кругу располагались зольники. Не исключено, что это следы от огня, горевшего здесь когда-то. Городище имело четыре входа. Один из них был ложным. Оборонительная стена и ров "прогибались" внутрь поселка на 7-8 м, однако на участке наибольшего излома ров не только не прерывался, а наоборот оказался и широким и глубоким. Вход был обнаружен в торце западного отрезка внешней стены, где стена и ров делали резкий поворот на юго-восток. Фактически, это был тоннель в виде лабиринта, проложенный внутри стены. Сравнительно неширокий в начале, он расширялся дальше до 3 м, а потом снова сужался выступом внешней стены. Только преодолев этот участок, можно было попасть на открытую и более или менее свободную площадку у основания предвратной башни. С трех сторон площадка была ограничена стенами, а с одной - обращена к широкому проходу, ведущему вдоль радиальной стены на круговую улицу. Однако пройти по нему можно было только в том случае, если он перекрывался деревянным настилом, иначе легко оказаться в одной из ям, напоминающих скрытые «ловчие» ямы средневековых крепостей. Ворота главного входа были замаскированы и выходили не к центру поселка, а на круговую улицу и только через особый проем в конце внутренней стены можно было попасть на центральную площадь и к окружающим ее жилищам. Такой маршрут мог иметь не только оборонительное, но и ритуальное назначение. Жилища в городище были крупными трапециевидными в плане зданиями длиной от 16 до 22 м и площадью от 100 до 180 м2 со стенами из двух параллельных рядов столбов, обшитых плахами и отстоящими друг от друга почти на метр. Промежуток между столбами заполнен грунтом или сырцовым кирпичом. Здание разделено перегородками на отдельные комнаты. Хозяйственные отсеки с погребами и колодцами расположены в глубине помещений. Здесь обнаружены производственные, прежде всего, металлургические следы. Конструкции очагов, каминов и печей очень разнообразны.В алакульское время происходит отказ от укрепленных городищ. Южноуральские степняки алакульской поры жили большими семьями из нескольких поколений близких родственников. Для сооружения дома сначала отрывали котлован, он был прямоугольным, неглубоким. Вдоль его краев вкапывали столбы с развилкой на верхних концах, затем эти столбы соединяли поверху горизонтально положенными бревнами. На этом каркасе крепили выполненные из горизонтальных бревен стены. Для того чтобы крыша дома была прочной, в средней части котлована ставили один или несколько рядов вертикальных столбов. В крыше непременно устраивали отверстие – окно. Через него в постройку проникал свет, поступал воздух, отводился наружу дым из очага. На крышу часто укладывали, как утеплитель, слой золы. Дверь в современном виде вряд ли была. Скорее можно говорить о плотном пологе или деревянном щите, которым закрывали вход. Зато можно предположить, что в алакульских домах были деревянные полы. Внутренне пространство домов было разделено на отсеки, в каждом из которых жила маленькая семья. Дома алексеевцев отличались от алакульских. Улица тянулась, как у алакульцев, вдоль берега реки. Дома ставились торцами к береговому обрыву. Дома почти на всю высоту стены прятали в глубокие котлованы. В отличие от алакульцев, у алексеевцев был другой метод утепления крыши: они укладывали на деревянную поверхность бересту, а на нее дерновые «кирпичи». Выход был обращен к реке.В целом, развитие домостроения на Южном Урале шло следующим образом. В раннебронзовых культурах появляются каркасно-столбовые прямоугольные жилища с рядом столбов в центре, поддерживающие кровлю. В петровско-синташтинской культуре основным типом поселения являются укрепленные городища с жилищами, сооруженными из бревен, образующих срубы примитивной вязки. В позднепетровское время социально-экономические процессы, происходящие в обществе, требовали создания все более и более крупных жилищ. Возможно, этого требовали и местные экологические условия. Размеры срубов, ограниченные длиной бревен, не могли предоставить необходимой жилой и хозяйственной площади, перекрытой кровлей . На поселениях стали появляться длинные постройки, состоящие из двух срубов, приставленных торцами друг к другу. По сравнению с ранними конструкциями, жилища увеличились по площади в четыре раза. Однако нерациональность техники срубов при создании значительных по площади жилых и хозяйственных построек стала очевидной. В конечном итоге, на смену срубам пришел аборигенный тип жилища-каркасно-столбовой землянки, как наиболее рациональный в данных климатических условиях, когда в зимнее время вся жизнь - бытовая, социальная, хозяйственная, производственная - сосредотачивалась в пределах жилища. Этот переход произошел в алакульское время. Дальнейшая эволюция жилищ шла по пути увеличения площади постройки. Итак, если обратиться к строительной отрасли в андроновское время, можно увидеть, как разрабатывались основные идеи техники построек и как эта отрасль хозяйства развивалась.