Смекни!
smekni.com

Деревня Старая Гыя в годы гражданской и Великой Отечественной войны (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

Глава I

1.1 Их помнят липы…

1.2 Гражданская война на территории деревни Старая Гыя

1.3 Через Изошур прошла гражданская война

1.4. Коллективизация. Раскулачивание

Глава II

2.1 Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны

2.2 Великая Отечественная война

Введение

Тот, кто не пережил ни одной войны,

никогда не узнает, в какое прекрасное

довоенное время он жил.

Габриэль Лауб

Мы говорим война, нам представляется кровь… Мы говорим потеря, мы думаем о близких... Мы говорим победа, мы плачем…Мы говорим Мир… Нам отвечают МИР…

Война…Сколько людей прошли через неё. Прошли мои родные, близкие, знакомые, односельчане. И у всех, кого коснулась война, остались лишь горькие воспоминания. Воспоминания, боль, потеря, смерть, болезни…

Ни один из простых смертных не вспомнит о войне хорошим словом. Как говорил Вудро Вильсон в «Послании Конгрессу США об объявлении войны Германии»: « Война была навязана народу, подобно тому, как навязывались войны в старые печальные времена, когда ни один правитель не советовался со своим народом, и войны провоцировались и велись в интересах династий или небольших групп честолюбивых людей, привыкших использовать своих собратьев в качестве пешек».

«Очень многие из вас, имея поверхностное представление - что такое война, самоуверенно считают, что они в достаточной степени осведомлены. Про войну они читали в книжках и смотрели в кино.

Многие о войне судят по кино. Один мой знакомый, например, утверждает, что когда бой идет в лесу, то горят деревья.

- Это почему? спросил я его.

- А разве ты в кино не видел?

По кино о войне судят только дети. Им непонятна боль солдатской души, им подают стрельбу, рукопашную с кувырканиями и пылающие огнем деревья, перед съемкой облитые бензином.

Художественное произведение, поставленное в кино или так называемая "хроника событий" дают собирательный образ - боев, сражений и эпизодов - отдаленно напоминающий войну.

Должен вас разочаровать, от кино до реальной действительности на войне, очень далеко. То, что творилось впереди, во время наступления стрелковых рот, до кино не дошло. Пехота унесла с собой в могилу те страшные дни.

Войну нельзя представить по сводкам Информбюро. Война, это не душещипательное кино про любовь на "фронте". Это не панорамные романы с их романтизацией и лакировкой войны. Это не сочинения тех прозаиков-"фронтовиков", у которых война только второй план, фон, а на переднем, заслоняя все пространство в кружевах литературных оборотов и бахроме, стоит художественный вымысел. Это не изогнутая стрела, нарисованная красным карандашом и обозначающая на карте острие главного удара дивизии. Это не обведенная кружочком на карте деревня ...

Война - это живая, человеческая поступь - навстречу врагу, навстречу смерти, навстречу вечности. Это человеческая кровь на снегу, пока она яркая и пока еще льется. Это брошенные до весны солдатские трупы. Это шаги во весь рост, с открытыми глазами - навстречу смерти. Это клочья шершавой солдатской шинели со сгустками крови и кишок, висящие на сучках и ветках деревьев. Это розовая пена в дыре около ключицы - у солдата оторвана вся нижняя челюсть и гортань. Это кирзовый сапог, наполненный розовым месивом. Это кровавые брызги в лицо, разорванного снарядом солдата. Это сотни и тысячи других кровавых картин на пути, по которому прошли за нами прифронтовые "фронтовики" и "окопники" батальонных, полковых и дивизионных служб.

Но война, это не только кровавое месиво. Это постоянный голод, когда до солдата в роту доходила вместо пищи подсоленная водица, замешанная на горсти муки, в виде бледной баланды. Это холод на морозе и снегу, в каменных подвалах, когда ото льда и изморози застывает живое вещество в позвонках. Это нечеловеческие условия пребывания в живом состоянии на передовой, под градом осколков и пуль. Это беспардонная матерщина, оскорбления и угрозы со стороны штабных "фронтовиков" и "окопников" .

Война это как раз то, о чем не говорят, потому что не знают.»[1]

Наверняка, у каждого человека на своей малой родине есть место, при посещении которого замирает сердце. Такое место есть и у меня – это памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. И это неслучайно, ведь памятник воздвигнут в честь тех людей, которые защищали нашу Родину, наши жизни. Здесь на четвёртой плите высечена фамилия моего прадедушки Максимова Григория Ивановича, погибшего в ноябре 1942 года на хуторе Генералов.[2] Именно здесь, на Курской дуге, начался коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Эхом отзывается война, когда в своём огороде в мирное время нахожу гильзы и патроны времён гражданской войны.

Гражданская война.… Из многочисленных кинофильмов перед нами всплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулемётами, юные «неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги.

«Однако гражданская война - это не столько фанфары побед, сколько трагедия народа, заключающаяся в самой постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, а о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был НАРОД». [3]

В своём реферате я хочу рассказать о самом близком мне, об истории моей деревни, моих родных в годы гражданской войны (Глава I) и в годы Отечественной войны (Глава II).

Глава Iсостоит из 4 пунктов:

1.1 Их помнят липы вековые

Липы - это братское захоронение красногвардейцев в деревне Старая Гыя. Это отклики той далёкой войны и нынешняя память о тех днях.

1.2 Гражданская война на территории деревни Старая Гыя

Старая Гыя является центральной усадьбой Гыинского округа, ранее Гыинской волости. Отсюда родом моя прабабушка Максимова (Спешилова) Александра Филимоновна.

1.3 Через Изошур прошла гражданская война

В трёх километрах от деревни Старая Гыя расположилась деревня Изошур. Сюда из Гыи сосватали мою прабабушку. Именно она стала очевидцем всех войн, которые прошли на данной территории. Благодаря ей, история моей семьи передавалась моей маме, а затем и мне.

1.4 Коллективизация. Раскулачивание.

О коллективизации и раскулачивании мне рассказали совсем недавно. А раньше, как говорит моя мама, они скрывали, что их родных раскулачивали. Это было позором.

Глава IIсостоит из двух пунктов:

2.1 Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны

Краткая история памятника. Памятник посвящен всем погибшим воинам Гыинского округа, в реферате я рассматриваю только деревню Старую Гыю в годы войны.

2.2 Великая Отечественная война

Рассмотрены архивные документы, жители, ушедшие на фронт, жизнь в деревне в годы войны.


Глава I

В этой главе рассмотрены страницы гражданской войны. Даётся небольшая характеристика захоронению красногвардейцев. Липы – под ними похоронены красногвардейцы. По Кезскому району встречаются братские захоронения, в Гыинском округе только красногвардейцев. С 1905 года в деревню Старая Гыя заселяли политических ссыльных и население было политизировано в сторону красногвардейцев. Коллективизацию и образование колхозов можно считать продолжением гражданской войны, потому что время было очень неспокойное.

1.1 Их помнят липы…

Липам, что растут аллейкой в центре деревни Гыя, 90 лет.

Столько лет прошло со времён гражданской войны на территории Гыи. Через Гыю бои проходили при наступлении войск Колчака в апреле 1919 года. Здесь проходил волынский стрелковый полк 29 дивизии. Командовал полком бывший унтер-офицер 32-летний Иван Васильевич Фомин.

В течение 2-3 дней была сильнейшая перестрелка. И сейчас жители в своих огородах находят гильзы, части винтовок. Во время пребывания белогвардейцев в Гые им были переданы списки коммунистов. А так, как мужчин в деревне не было, ограбление и издевательства прошли по семьям сельчан.

При отступлении войско Колчака Гыю проходили второй раз. После кровопролитных боев Павел Селифанович Белослудцев вывел красногвардейцев по алмейской дороге, через делянку в апачевском волоку наперерез отступающим частям белогвардейцев.

Красные заняли Гыю. В здании волостного управления поместили раненых. Раненых, кто мог перенести дорогу, увозили в госпиталь в село Люк, что в 19 километрах. Тяжело ранненых оставляли в Гые.

Большинство раненных, оставленных в здании волостного управления, вскоре от ран умирали. Их хоронили местные жители: Белослудцев Иван Егорович, Белослудцев Павел Семёнович, Белослудцев Ефим Сергеевтч, Рудин Игнатий. Могилы расположены строго в ряд с юга на север. А над каждой могилой посажено по деревцу – липе.

1920-е годы. «За могилами погибших ухаживали ребята под руководством учительница Татауровой Августы Алексеевны. А.А.Татаурова, бывшая политическая ссыльная, родом из Сарапула. В ноябрьские праздники А.А.Татаурова выстраивала перед могилами ребят, завязывала на стволах липы красные ленты и все вместе пели «Вы жертвою пали…». (по воспоминаниям Галины Михайловны Белослудцевой, 1913-1997гг) 1960-е годы. «Старожилы и всё население с уважением относились к этому месту. Это место для всех было священным. Здесь проводили митинги, выпускные вечера, проводились торжественные линейки… Территория лип была под их присмотром: подрубали высохшие ветки, убирали старые лисья». ( по воспоминаниям Полины Петровны Никулиной, проживает в г.Сарапул).

Бывшая территория школы вначале была передана совхозу «Гыинский», долгое время здесь работала столярная мастерская. Затем территория была передана сельским советом под строительство индивидуального дома.