Смекни!
smekni.com

Народные традиции, этнография и охрана природы Крыма (стр. 2 из 3)

Переселенцы 20-30-х годов в Крыму первоначально поддерживали национальные традиции в одежде, строительстве жилья, исполнении обычаев и обрядов. Но постепенно в обиход стала входить одежда "на городской манер". Моральные устои разрушались советскими нововведениями. Уничтожались и закрывались церкви и храмы - уходили традиционные религиозные и календарные праздники, заменялись новыми советскими. Оставались только фотографии, напоминающие об этнической принадлежности; вся мебель и утварь по мере выхода из строя заменялась фабричными экземплярами; убранство и одежда складывались в сундуки и почти не использовались. Многие из украинцев стали позднее называть себя русскими (так они проходили и по переписям), забывая свои корни и традиции. Если на территории тех украинских территорий, откуда шло переселение в 20-30-е годы, ещё сохранились патриархальные устои, то в полиэтническом Крыму, где самой традиционной можно было считать только местную бытовую культуру, независимо от этнической принадлежности её носителей, традиция в советский период была полностью выхолощена.

Начиная с осени 1944 года, украинцы, как и русские, прибывали в Крым на восстановление разрушенного войной хозяйства, по вызову правительства. За каждым переселенцем закреплялся дом и надворные постройки, выдавались "подъёмные". Переселенческим колхозам государство продавало крупный рогатый скот и овец, выделяло сельскохозяйственную технику, автомашины, садовый инвентарь, под аванс выделялось зерно, С собой же новосёлы имели возможность привезти только самое необходимое, так как отводилось очень мало времени на сборы, да и что можно было увезти в одном чемодане? Поэтому переселенцы 1944-гои последующих годов до сих пор хранят обиду за то, что их насильно оторвали от родины, не дав сохранить и восстановить в Крыму традиции предков.

Вступая в контакт с местным населением, "крымским", по выражению переселенцев того периода (в термин "крымские" вкладывался этнический смысл, хотя, в основном это были русские, украинцы, реже белорусы, проживавшие ранее), вновь прибывшие преодолевали определённый барьер межэтнической замкнутости на разных уровнях общения - языковом, культурно- бытовом, традиционно - обрядовом.

К "советскому" этапу переселения относится ещё одна волна прибытия украинцев в Крым, связанная с правительственными "Планами по вселению и перемещению населения в колхозы Крымской области" (1950 г.). После изменения статуса Республики Крым и перехода её в подчинение Украине (1954г.), в Крым стали прибывать новосёлы из западных украинских областей: Львовской, Ивано-Франковской, Ровенской, Волынской, Хмельницкой и т.д. Переселенцам, в отличие от 1944 г., для переезда выделяли целые вагоны, где могло поместиться всё имущество (мебель, утварь, убранство, одежда, многометровые холсты домотканины), скот, птицу, пасеки, и пр. И всё же попав на новое место жительства, украинцы испытывали трудности, связанные как с природными, так и социально-экономическими факторами:

· в силу изменения почвенно-климатических и ландшафтных условий, хотя и не резко отличающихся от мест прибытия, но сказывающихся на психофизиологическом состоянии;

· вынужденным изменением рода занятий, применительно к местной специализации;

· изменением жилищных традиций под влиянием местных архитектурно- планировочных решений;

· неприятием окружающим населением элементов традиционной украинской культуры (что повлекло за собой вырабатывание новых черт в хозяйственном укладе, ношении одежды, языке и пр.).

В сёлах с компактным проживанием украинских переселенцев 50-х годов в настоящее время можно ощутить неповторимый национальный колорит, т.к. однородность языковой среды, свобода проявления этнического своеобразия дали возможность сохранить и продолжить многовековые традиции украинского народа во всём многообразовании форм. По результатам экспедиций Крымского этнографического музея, во многих семьях хранится традиционная одежда, которая используется как обрядовая и как наглядный материал для воспитания подрастающего поколения. Традиционно исполняются семейные обряды (крещение, свадьба, похороны), отмечаются религиозные и календарные праздники с учётом опыта предыдущих поколений. Немаловажна в этом роль фольклорно-этнографических коллективов, при участии которых возрождаются традиционные обряды, обычаи, праздники.

Украинские переселенцы прибывали в Крым также в 60-70-е гг., но это уже было добровольное переселение, и явление не носило массового характера. По переписи 1989 г. в Крыму проживало около 68,0 тыс. украинцев, или 25,8% от общей численности населения Крыма. За последние годы эта цифра несколько снизилась, в связи с тем, что наметилась тенденция в сторону снижения естественного прироста всего восточнославянского населения Крыма (на протяжении 3-х лет показатель имеет отрицательную величину, т.е. смертность превышает рождаемость), а также в связи с высокой миграционной подвижностью.

В настоящее время во многих регионах СНГ, в том числе и в Крыму, государственная охрана природы чисто номинальная и, соответственно, мало эффективная. Природа на самом деле на полуострове никем не охраняется. Государственные природоохранные структуры часто занимаются заработком денег, общественные организации - показательной уборкой мусора, Партия Зеленых - и тем, и другим, ученые выискивают новые виды растений и животных, пускаются в пространные теоретические рассуждения о проблемах биоразнообразия и рациональном природопользовании. На самом же деле все вышеперечисленные субъекты даже при всем их желании не смогут действенно охранять природу. Они могут только помочь направить в нужное русло экологическое сознание народа, который является основным потребителем и сторожем Природы. Масштабным уничтожением природы занимается не политики, чиновники и ученые, а население региона. Следовательно, и продуктивной охраной природной среды тоже сможет заниматься только само население. Пока народные массы не поймут все ценности природы - она будет гибнуть.

Поэтому основным упором в работе всех приверженцев природоохраны должно быть развитие, восстановление и закрепление экологического мышления простых людей. На протяжении многих веков на территории Крыма, у разных этносов существовал целый пласт культуры, связанный с народной охраной природы. Каждый народ имел свои природоохранные традиции, свои собственные охраняемые природные территории. В большинстве своем, такие традиции и территории были основаны на культово-религиозном почитании природы [4].

Поклонение "святым" объектам природы и связанные с ними культурные традиции сыграли главную роль в формировании экологического мышления населявших Крым народов. Исключительно благодаря религиозно-мистическому почитанию некоторых природных территорий, до нашего времени дожили не только сами эти места, но и в значительной степени сохранился их биоресурсный потенциал [5].

За время советской власти основная часть традиций и самих почитаемых природных объектов была утеряна. Но пока еще не поздно, пока еще живы некоторые носители народной культуры природопользования, необходимо активно начинать пропаганду этих традиций среди населения. Такая пропаганда охраны природы за счет культовых традиций не будет действенна со стороны государства. Но, безусловно, такая пропаганда будет поддержана, если будет проводиться духовными лидерами крымских этносов. И такие примеры уже имеются.

По справедливому мнению директора Киевского эколого-культурного центра В.Е. Борейко "религиозная мотивация может значительно укрепить экологические усилия общественности. Без лежащего в основе этих усилий чувства священного, все природоохранные попытки, основанные только на экологических факторах и теориях, не устоят перед напором мощных сил, настроенных использовать природу для своих меркантильных целей" [1]. Понимают важность этого вопроса и некоторые официальные лица. Так, в докладе Министра лесного хозяйства Республики Беларусь от 14.05.98 по случаю 200-летия лесного хозяйства Беларуси, прозвучали такие слова: "Видимо настало время, когда в рамках христианства не грех возродить народные традиции природопоклонничества, любви не только к ближнему, а и к окружающей родной природе, чтобы люди стали друзьями леса".

Конечно, охрана объектов природы должна иметь и государственную поддержку. Но много ли лично Вы знаете в Крыму объектов природы, которые заповеданы из-за своих историко-культурных особенностей, благодаря тому, что они почитались или почитаются местным населением? Такие ценности охранные структуры пока не признают. Очень сложно объяснить чиновнику природоохраной госструктуры зачем нужно заповедать родник, который ничем особым не выделяется, кроме того, что он почитаем у местного населения. Трудно доказать, зачем нужно охранять пещеру, где, по поверьям местных жителей, живет какое-либо божество, которому они поклоняются уже не одну сотню лет. Практически невозможно решить вопрос о придании заповедного статуса вековому дереву, растущему возле культового сооружения. На такие предложения в большинстве случаев можно увидеть чиновничью ухмылку, прочитать в его глазах вопрос о соответствии вашей душевной вменяемости или услышать вопрос: "А зачем охранять? Это дерево, что кто-то срубит? Этот родник что, кто-то закопает? Да их и так вон сколько по региону, ваших вековых деревьев, исторических пещер и родников!".

Объекты природы заповедываются только благодаря их природоохранной ценности. Остальные критерии не учитываются. А в законе "О природно-заповедном фонде Украины" ясно говориться, что ПЗФ Украины составляют объекты: "которые имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность: "Сложилось так, что природно-заповедные объекты учреждаются в первую очередь исходя лишь из критерия природоохранной ценности [3]. Почему же мы забываем, что законно охранять объект можно и по другим принципам. Если это вспомнить - то все культовые природные объекты ("священные источники, пещеры, скалы, деревья, рощи"), которых немало на территории Крыма, можно с уверенностью разрабатывать для включения в ПЗФ АРК.