Смекни!
smekni.com

Православие и природа Крыма (стр. 2 из 12)

Еще один, хорошо известный пример. Согласно многим древнегреческим авторам, на одном из прибрежных крымских мысов существовало грандиозное таврское святилище, посвященное главному божеству этого народа – богине Деве. Тавры приносили в жертву своей богине пленных греков, за что и получили на многие века клеймо кровожадного и жестокого народа. Существует несколько мнений по поводу локализации храма богини Девы, но чаще всего его местом расположения считают мыс Фиолент, что к югу от Севастополя. И, скорее всего, это именно так: такое крупное, известное далеко за пределами Таврики, языческое святилище таврской богини Девы не могло исчезнуть бесследно. Ведь известно, что «свято место пусто не бывает» и это подтверждается здесь: на мысе Фиолент, на месте бывшего языческого капища расположен один из крупнейших крымских религиозных центров – Балаклавский Георгиевский мужской монастырь, появившийся с начала возникновения в Крыму христианства. Преемственность языческого святилища православным монастырем интуитивно чувствовал и А. С. Пушкин во время своего посещения мыса Фиолент:

К чему холодные сомненья?

Я верю: здесь был грозный храм.

Где крови жаждущим богам

Дымились жертвоприношенья

Другой важной особенностью крымской природоохранной культуры является использование общих традиций поклонения объектам природы, совместное почитание одних и тех же объектов как христианами, так и мусульманами.

Святые объекты природы (родники, деревья, горы) для мусульманского населения Таврики практически всегда были связаны с деятельностью, а чаще всего – с захоронением правоверного святого человека. Такие праведники, ровно как и место их захоронения назывались у татар словом «азис». Азисом мог стать правоверный мусульманин, который при жизни совершал добрые дела, осуществил хадж в Мекку, был почитаем за свою мудрость. Азис считался посредником между Аллахом и человеком. Некоторым азисам поклонялись так давно, что нельзя было и вспомнить был ли здесь действительно кто-то похоронен. В связи с этим еще в XIX веке автор очерка «Азисы у татар» Х. А. Монастырлы предполагал, что слово «азис» - это испорченное греческое слово «айос» - святой и добавлял: «Быть может, на местах, где теперь есть азисы, ещё задолго до появления в Крыму татар, были святилища прежних народов, посвященные разным божествам; татары же могли только приурочить к тому или другому месту почитание святых, сообразно своим религиозным понятиям» [30]. По данным И. Гаспринского, татары почитали Инкерманского азиса на территории Инкерманского монастыря, Козмодамиановского азиса на территории монастыря Козьмы и Дамиана [8].

Надо сказать, что предположение Х.А. Монастырлы можно подтвердить и некоторыми современными фактами. Так, вблизи села Высокое Бахчисарайского района есть местная мусульманская святыня – Азис. Местные старики-татары говорят, что это очень святое для них место, где исцеляются все болезни, якобы это место почиталось их предками много сотен лет назад. А если приглядеться к Высоковскому Азису, то четко видно, что расположен он на фундаменте православного храма. И действительно, там, где сейчас татарская святыня некогда находилась церковь Успения Богородицы. Выходит, что местные татары все еще почитают места бывших христианских святынь! Сами, конечно, они этого не помнят, но интуитивная, историческая память народа не пропадает. Связано это с тем, что многие из тех, кто считает себя крымскими татарами на самом деле потомки православного (чаще всего греческого) населения края. Во времена выселения греков из Крыма в 1778 году многие из них, чтобы остаться на своей земле были вынуждены принимать ислам. И многие татары даже не подозревают, что в их жилах течет значительная доля христианской крови.

Еще один интересный факт, заставляющий задуматься о христианских корнях многих крымских татар. Чтобы азис давал силы побеждать врагов и делать добрые дела, крымские мусульмане при нем часто совершали обряд под названием «ставрос» (с греческого «крест»). Для этого нужно было прислониться спиной к святому объекту (дереву, скале, строению) и принять форму креста, сомкнув вместе ноги и расставив руки.

Особенно ярко почитание мусульманами христианских святынь наблюдалось по отношению к горным источникам. Мусульмане не только верили в целебную силу «святых» источников, официально признанных Таврической епархией – Козмодамиановского, Кизилташского, источника св. Параскевы, св. Анастасии, св. Андрея и многих других, но и приходили на молебны к этим источникам во время христианских церковных праздников. Нередко бывали случаи, когда татары совершали омовение или молились у «святого» источника христиан в тайне от своего муллы.

Известны случаи совместного христианско-мусульманского поклонения горам, деревьям и пещерам. На вершину Карадага, к горе Святой поднимались на молитву как православные греки, болгары, русские так и татары; у Козмодамиановского монастыря росли «священные» деревья, которым одинаково поклонялись и русские, и татарские паломники; пещера Кырк-Азис у Зуи почиталась как место мученической гибели 40 мучеников-праведников как у татар, так и у русских. К горе Ай-Йори, где в средневековье находился православный греческий монастырь св. Георгия, ежегодно, 23 апреля, когда христианская церковь празднует день этого святого, из Алушты и окрестных деревень на площадку перед скалой стекались массы татар. В старом путеводителе по Крыму сообщается: «Еще не так давно, после совершения молитвы, под контролем стариков, молодежь вступала в единоборство за незатейливые призы, а ещё раньше устраивались красивые, удалые джигитовки» [25]. И таких примеров мирного сосуществования двух религий и поклонения их последователей одним и тем же «святым» местам в Крыму можно найти великое множество. Надо сказать, что первопричиной такого совместного почитания всегда была православная святыня.

В настоящее время можно четко выделить три больших группы культовых объектов природы Крыма, почитаемых в прошлом и в настоящем русским населением полуострова. В зависимости от происхождения выделяются гидрологические, ландшафтно-геоморфологические и ботанические культовые объекты природы. Гидрологические объекты можно подразделить на следующие подгруппы: священные источники (ист. св. Параскевы в Топловском монастыре, ист. Савлухсу в Козмодамиановском монастыре и др.); священные колодцы (колодец св. Анастасии в Качи-Кальоне, колодец св. Константина в Чернополье и др.); священные реки (река Аян («св. Иоанн») у с. Перевальное, река Ай-Серез («св. Сергий») в Судакском районе и др.).

Ландшафтно-геоморфологические объекты можно поделить на священные мысы, отдельные горы, вершины (гора св. Георгия близ Керчи, мыс св. Николая у Ялты, многочисленные Крестовые скалы, вершина Ай-Тодор («св. Федор») над с. Малый Маяк и др.); священные камни и скалы (скала Явления св. Георгия, камень Ай-Тодор-Таш («камень св. Федора») в с. Высокое и др.); священные пещеры и священные урочища (пещеры-храмы Данильча, Иограф, Басман, урочище Ай-Лия («св. Илья») и др).

Ботанические объекты можно поделить на священные рощи (участки леса близ монастырских комплексов) и отдельные деревья (два дерева у Козмодамиановского монастыря, коленопреклоненная черешня в Качи-Кальоне и др., деревья у храмов).

Ниже мы приводим краткий обзор православных святынь Крыма в зависимости от их природного происхождения.

Гидрологические христианские природные объекты Крыма

Крым недостаточно обеспечен водными ресурсами и поэтому здесь остро стоит проблема рационального использования и охраны подземных вод – главного поставщика пресной воды на полуострове. Проблема эта для Крыма не новая – впервые с ней столкнулись люди многие столетия назад. Народы, чья судьба в разное время пересекалась с Крымским полуостровом, при выходе на поверхность наиболее крупных и значимых источников, с целью более рационального использования водных ресурсов, сооружали искусные архитектурные сооружения – каптажи, собирающие, транспортирующие и регулирующие подземный сток. Большинство таких каптажей являлось поистине величественными памятниками крымского гидротехнического зодчества. В непосредственной близости от некоторых источников возводились культовые сооружения, одной из обязанностей служителей которых были присмотр и уход за родником и окружающей его территорией. Как подтверждение этому – слова известного гидролога Н. В. Рухлова: «На местах выхода на поверхность родниковых вод нередко можно встретить развалины греческих церквей или даже монастырей, и здесь уже выходы родников так или иначе обделаны и укреплены» [36].

Поклонение источникам воды существовало на территории Крыма с древнейших времен. Но все же наибольшее число «святых» крымских родников связано не с античным периодом, а со временем проникновения в Таврику христианства, которое прибыло сюда вместе с выходцами из Византии. Исповедовавшие христианство греки, жившие, преимущественно, в южнобережной полосе Крымского полуострова, возводили здесь десятки монастырей, при каждом из которых существовал свой источник воды. Часть из этих родников наделялась целебными свойствами после постройки монастыря или церкви, а некоторые, наоборот, за счет почитания местными жителями сами служили первопричиной возведения культового сооружения. И источник, и монастырь часто имели общее название и были посвящены какому-либо христианскому святому. На карте горного Крыма до сих пор встречаются греческие названия родников, говорящие об их прошлой принадлежности к монастырю и напоминающие о своей былой славе «святых» источников. Таковы гидронимы Ай-Алексий (св. Алексей), Ай-Андрит (св. Андрей), Ай-Настаси (св. Анастасия) и Ай-Ян-Петри (св. Иоанн и св. Петр) в окрестностях с. Генеральское (б. Мега-Потам, Улу-Узень), Ай-Йори (св. Георгий) над с. Изобильное (б. Корбеклы), Ай-Лия (св. Илья) выше пос. Малый Маяк (б. Биюк-Ламбат), Ай-Констанди (св. Константин) при с. Лучистое (б. Фуна, Демирджи), Ай-Ян (св. Иоанн) около Ливадии и у с. Перевальное (б. Аян), Ай-Кузьма (св. Козьма) вблизи с. Высокое (б.Керменчик), Ай-Василь (св. Василий) в окрестностях Ялты и многие другие [18].