Смекни!
smekni.com

Организация системы рефинансирования кредитных организаций (стр. 2 из 6)

Основным инструментом поддержания ликвидности в денежной системе Европейского центрального банка являются так называемые «основные операции рефинансирования» срочностью 1 неделя. Средства по этому инструменту предоставляются национальными банками, входящими в Евросистему, на регулярных еженедельных аукционах.

В дополнение к основному инструменту рефинансирование банковской системы осуществляется и на более долгосрочной основе. Аукционы проводятся ежемесячно, срок займов составляет 3 месяца. В отличие от предыдущего инструмента операции данного типа не имеют своей целью воздействовать на процентную ставку, т.е. их роль в достижении целей денежной политики Европейского Центрального банка (далее – ЕЦБ) является достаточно ограниченной.

Согласно принятым ЕЦБ правилам, все операции рефинансирования, включая внутридневные кредиты, должны быть обеспечены со стороны банков. Список возможного обеспечения достаточно широк и формально делится на два уровня: долговые инструменты общеевропейского значения и активы (рыночные и нерыночные), представляющие особую значимость для национальных финансовых систем. Список активов второго уровня формируется национальными центральными банками и утверждается ЕЦБ.

Одной из основных черт системы рефинансирования ЕЦБ является обеспечение равного доступа к основным инструментам денежной политики со стороны всех кредитных организаций, на которые распространяется требование поддержания минимального уровня обязательных резервов. Этот принцип «недискриминационности» обеспечивает единство рынка и банковской системы и является лучшим средством преодоления фрагментированности.[6]

Весьма интересен положительный опыт ЕЦБ в организации рефинансирования под обеспечение «нерыночными» активами, т.е. кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам и (или) поручительства кредитных организаций. В течение 2003–2007 гг. был осуществлен переход от обеспечения первого и второго уровня к единому списку обеспечения («Single List»). Для оценки кредитных требований используются рейтинги или методики оценки платежеспособности организаций-заемщиков.[7]

Рассматривая теоретические аспекты организации системы рефинансирования в США и в странах Евросоюза, можно сделать вывод о том, что Банк России также располагает практически полным «арсеналом» инструментов рефинансирования развитых экономических держав. На сегодняшний день главное отличие состоит в степени фактической доступности этих инструментов для кредитных организаций любых уровней, а так же в востребованности ими кредитов Банка России.

1.3 Становление и развитие системы рефинансирования

История становления рыночных инструментов рефинансирования в отечественной банковской системе ведет свой отсчет с момента отказа Банка России от целевого кредитования государственных предприятий, доставшегося ему в наследство от Государственного банка СССР. Существовавшая в начале 1990-х гг. практика предусматривала предоставление централизованных кредитных ресурсов промышленной клиентуре по заранее оговоренным процентным ставкам. Коммерческим банкам в данной схеме отводилась роль посредника между Центральным банком и предприятиями, а максимально допустимый размер банковской маржи не должен был превышать 3 процентных пункта. Однако, разраставшийся системный кризис в экономике, породивший цепочку массовых невозвратов ранее выданных ссуд, и частые случаи злоупотреблений и мошенничества привели к «сворачиванию» данной схемы.

Именно на этом этапе за образец для подражания в формировании новой рыночной системы рефинансирования отечественных банков была взята практика центральных банков развитых стран. Немаловажная роль в формировании инструментария денежно-кредитной политики принадлежала и Международному валютному фонду, предлагавшему активно использовать инструменты регулирования ликвидности для стерилизации денежной массы – важнейшего элемента программы финансовой стабилизации в России[8].

Вместе с тем, становлению системы рефинансирования в России, похожей на таковую в развитых странах, препятствовало практическое отсутствие внутреннего финансового рынка – основы современного инструментария денежно-кредитной политики.

В августе 1995 г. в течение нескольких дней в результате острейшего дефицита текущей ликвидности, замораживания расчетов и последующего массового оттока пассивов «рухнули» крупные по тогдашним меркам банки «Лефортовский» и «Мытищинский»[9].

Однако даже августовский кризис 1995 г. не привел к изменению парадигмы формирования системы рефинансирования, которая по-прежнему строилась по западному образцу. По мере становления рынка ГКО/ОФЗ основной акцент был перемещен на введение популярных в мировой практике инструментов РЕПО и обратное РЕПО, по экономической сущности представляющих собой кредитование банковской системы под залог ценных бумаг. Кроме того, увеличение в структуре активов коммерческих банков высококачественных государственных облигаций позволило использовать их как залог для ломбардных кредитов, выдаваемых на срок до 1 мес. Важнейшим каналом влияния на размер денежной базы оставались операции Банка России на внутреннем валютном рынке и операции по прямой покупке и продаже государственных ценных бумаг.

Но регулирование ликвидности посредством столь ограниченного набора инструментов не было пригодно для преодоления полномасштабного кризиса, происшедшего летом 1998 г. Помимо ограниченного объема ресурсов, которые могли быть предоставлены банкам через схемы денежно-кредитного регулирования, система пополнения ликвидности за счет централизованных ресурсов Банка России была полностью блокирована дефолтом по обязательствам ГКО/ОФЗ – основному виду залога, используемому при выдаче кредитов рефинансирования. [10]

Однако кризис 1998 г. стал важнейшим отправным пунктом для практики применения «нестандартных» инструментов рефинансирования.

Важным источником стабилизации ситуации с ликвидностью во второй половине 1998 г. явилось проведение так называемых «расшивок» неплатежей – предоставление краткосрочного кредита банковской системе со стороны Банка России в объеме части средств фонда обязательных резервов, предназначенного для проведения взаимного зачета встречных прав-требований кредитных организаций. Кроме того, было принято решение об использовании столь «грубого» с точки зрения практики центральных банков развитых стран инструмента, как снижение норматива обязательного резервирования в целях экстренного долгосрочного пополнения ликвидности банковского сектора. Именно применение данного комплекса мер позволило «вытащить» банковский сектор из разрастающейся воронки кризиса и вдохнуть в него жизнь.[11]

Начиная с 1998 года, в условиях достаточного объема эмитируемых денежных средств, основной акцент в разработке инструментария денежно-кредитной политики смещается на расширение спектра инструментов абсорбирования временно свободной денежной ликвидности банковского сектора. В частности, за счет увеличения спектра сроков депозитных операций Банка России, внедрения механизма обратного РЕПО в значительной степени удалось решить проблему хронического избытка временно невостребованных экономикой денежных ресурсов, накапливавшихся в банковском секторе.

Банком России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита, а так же по назначению.

В первую группу входят три вида кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России: внутридневной, овернайт и ломбардный. Эта группа кредитов предоставляется для поддержания и регулирования ликвидности банковской системы.

Вторая группа инструментов рефинансирования – это кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций. Этот инструмент рефинансирования предназначен для стимулирования развития реального сектора экономики России.

В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (Банком России определен конкретный перечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России), учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями (НП «Национальный депозитарный центр» и Дилерами на рынке ГКО – ОФЗ), оценка стоимости обеспечения производится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг (уполномоченными Биржами являются ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ЗАО «Фондовая биржа ММВБ»). Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.

Во втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы для проверки Банком России подлинности передаваемого в залог векселя, наличия прав собственности на вексель либо наличия прав требования по кредитному договору, а также в некоторых случаях вызваны необходимостью оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России.

Разная целевая направленность обеих групп инструментов Банка России, предназначенных для рефинансирования кредитных организаций, обусловливает определенные различия в механизме их организации.