Смекни!
smekni.com

Криминалистическая фотография (стр. 1 из 6)

В.В.Кузнецов,

преподаватель кафедры криминалистики ЮИ МВД РФ

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ, ВИДЕОЗАПИСЬ

В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1. Краткий очерк истории фотографии. Криминалистическая

фотография: понятие, значение, система.

Фотография в работе органов внутренних дел занимает вид-

ное место и широко применяется как средство фиксации доказа-

тельственной информации при производстве следственных дейс-

твий.Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатлен-

ные объекты в предметно-пространственной форме и в большем

объеме ,чем это позволяет их словесное описание в протоколе

следственного действия.

Изучение криминалистической фотографии предполагает изу-

чение не только ее специальных видов, но и общей фотографии,

так как без знания основ общей фотографии трудно освоить прие-

мы криминалистической.

В 1989 году исполнилось 150 лет, как была открыта фотог-

рафия. С первых лет своего существования она получила примене-

ние не только в быту, но и использовалась в решении сугубо на-

учных задач. Фотография ( фото-свет, графо- пишу).

Появлению фотографии предшествовали открытия многих уче-

ных. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой

светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы

которой описал в своих трудах еще выдающийся итальянский уче-

ный и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Большой

вклад в развитие фотографии внесли французы Жозеф Нисефор Нь-

епс, Луи-жак Манде Дагерр и англичанин Вильям Фокс Генри Тал-

болт. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ньепсом, полу-

чил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами


- 2 -

ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой

способ он назвал дагерротипией. В своих работах Дагерр исполь-

зовал материалы исследования Ньепса, однако он никогда об этом

не упоминал. Технология Дагерра не позволяла размножать сним-

ки, и только изобретение англичанина Талболта положило начало

разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков

и способствовало открытию нового способа приготовления свето-

чувствительной бумаги. В 1835 г. Талболт пропитав хлористым се-

ребром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде

негатива. Затем, приложив к нему бумагу, обработанную тем же

раствором, он получил позитивный отпечаток. Снимки были далеки

от совершенства, но своим изобретением Талболт доказал возмож-

ность тиражирования отпечатков.

Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро про-

никла в другие страны. В России первые фотографические изобра-

жения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоро-

вичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в це-

лях улучшения изображения заменить тиосульфит натрия (гипо-

сульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в

развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобрета-

тели. Изобретатель-самоучка И.В..Болдырев предложил способ из-

готовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпус-

ка подобных пленок американской фирмой "Кодак", С.А.Юрковский

изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций,

И.И.Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л.Ле-

вицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую

камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ на-

водки на резкость находит находит применение и в современных

крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено ис-

пользование при съемке в неблагоприятных условиях электричес-

кой дуги. Основоположником научной и судебной фотографии явля-

ется русский специалист Е.Ф.Буринский. В 1894 г. по поручению

Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографи-

ческого восстановления древних письмен. Им был разработан ме-

тод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот Х1У в. на

сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями

безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восс-

тановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом по-


- 3 -

вышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исто-

рического значения этой работы, Российская Академия наук удос-

тоила Е.Ф.Буринского премии имени М.В.Ломоносова "за метод

исследования, равный значению микроскопа".

В 70-х г.г. прошлого века предпринимаются попытки ис-

пользовать фотографию для целей регистрации и расследования.

Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.).

Затем соообщения о фотографировании преступников появились в

Бельгии, Швейцарии и в других странах. В это время разрабаты-

ваются специальные способы и аппаратура для фотографирования

преступников. Существенных результатов в этой области добился

французский криминалист А.Бертильон, сконструировавший нес-

колько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте

происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны пра-

вила сигналетической и измерительной фотосъемки. Примером при-

менения фотографии при розыске может послужить сообщение "Юри-

дической газеты" за 1896 г. в котором описывался розыск двух

арестантов, сбежавших из Ярославского острога. "Смотритель

острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волоко-

ламский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное

требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По

описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а за-

тем возвращены в острог".

Наряду с использованием фотографии в розыскной и регист-

рационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом

направлении много и плодотворно работал Е.Ф.Буринский. В 1892

году при Санкт-Петербургским окружном суде он на свои средства

создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо

нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создает-

ся правительственная судебно-фотографическая лаборатория, за-

ведование которой было поручно Е.Ф.Буринскому. В 1912 г. лабо-

ратория была преобразована в Петербургский кабинет научно-су-

дебной экспертизы, что положило начало созданию криминалисти-

ческих учреждений в России.

Развивая применение фотографии в следственной работе,

Е.Ф.Буринский занимается разработкой приемов и средств судеб-

ной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего

применять фотографию на всякий случай, Е.Ф.Буринский считал,


- 4 -

что необходимо разработать правила судебной фотографии, кото-

рые должны найти отражение в законе и быть обязательными для

исполнния всеми.

Первой работой по вопросам использования фотографии в

борьбе с преступностью была книга С.М.Потапова "Судебная фо-

тография" (1926 г.), в которой он дал определение судебной фо-

тографии как системы "научно выработанных методов фотографи-

ческой съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и

представления суду наглядного доказательственного материала".

Работа выдержала три издания. В последнем издании этой работы

(1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на:

судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экс-

пертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлеваю-

щей фотосъемки - сигналетической, метрической, масштабной,

репродукционной и дедективной. Вторая охватывает три вида экс-

пертизы: для установления тождества,для выявления недоступных

обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое

деление фотографии носит относительный характер, так как одни

и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принци-

пе применяться как следователем, так и экспертом-криминалис-

том.

Определение судебной фотографии, предложенное С.М.Потапо-

вым, в сущности сохранилось до настоящего времени.. Его лишь

конкретизировали и несколько модернизировали. В рекомендован-

ном учебнике (т.1,1987 г.) это определение выглядит следующим

образом: "Криминалистическая фотография - это один из разделов

криминалистической техники. Она представляет собой систему на-

учных положений и разработанных на их основе фотографических

методов, средств и приемов, используемых при фиксации и иссле-

довании доказательств для раскрытия и предотвращения преступ-

лений".

Под фотографическими средствами имеют в виду аппаратуру

для съемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые

для их обработки химические реактивы. Фотографические методы и


- 5 -

приемы - это система правил и рекомендаций по применению фо-

тографических средств для получения фотоизображений.

Практическое значение криминалистической фотографии иск-

лючительно велико. Она служит основным средством запечатления

внешнего вида самых различных объектов, имеющих доказательст-

венное значение по уголовным делам, их признаков, а в ряде

случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюст-

ративным материалом, но и источником доказательств, средством

для розыска и идентификации различных объектов. Применение фо-

тографических методов исследования существенно расширяют воз-

можности криминалистической и других видов судебных экспертиз.

Являясь разделом криминалистической техники, криминалис-

тическая фотография с учетом задач, стоящих перед ней, и сфер

применения условно подразделяется: на оперативно-розыскную,

судебно-следственную и судебно-экспертную (судебно-исследова-

тельскую) фотографию. Судебно-следственную и оперативно-ро-

зыскную фотографию можно объединить в одну группу - запечатле-

вающая фотография, так как в работе следователя и оперативного