Смекни!
smekni.com

Порядок переработки животных в условиях чрезвычайных ситуаций (стр. 6 из 15)

5. ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТУШ И ОРГАНОВ ЖИВОТНЫХ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

Ветеринарно-санитарную экспертизу туш и органов животных, пораженных ударной волной, световым излучением и при их комбинированном действии, проводят по общепринятым методикам. Туши и органы животных имевших механические травмы (переломы, ушибы контузии, и пр.), выпускают в соответствии с действующими Правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов. При загрязнении животных радиоактивными веществами учитывают результаты дозиметрии и радиометрии. При переломах и других травмах с размозжением тканей наблюдают множественные кровоизлияния в мышечную ткань, подкожную клетчатку, пропитывание мышечной и межмышечной ткани студенистыми желтовато-кровянистым инфильтратом и отечность вокруг места повреждения. На месте кровоизлияний возникает нагноение, в инфильтрированных участках на 3-5 день разрастается соединительная ткань, и они становятся плотными, приобретают беломраморный цвет с желтыми или красными полосами. Регионарные лимфатические узлы, собирающие лимфу с мест кровоизлияний, увеличены, сочные, набухшие. В тех случаях, когда переломы и травмы с обширным кровоизлиянием сопровождаются воспалительными явлениями, признаками септического процесса, повышением температуры тела, угнетенным состоянием животного, мышцы становятся дряблыми, имеют серовато-красноватый цвет, а иногда бывают липкими.

При переломах, травмах со свежими кровоизлияниями и разрывами мышечных волокон при нормальной температуре тела без явлений воспалительного характера в лимфатических узлах, после удаления отечных тканей, пропитанных кровью и имеющих множественные мелкие геморрагии, туши выпускают без ограничений. Неизмененные паренхиматозные органы выпускают на общих основаниях. При убое животных с повышенной температурой тела, общими кровоизлияниями, воспалительными явлениями, особенно в лимфатических узлах, с отеками органов и отдельных частей туш, их подвергают бактериологическому исследованию, и, если затем туши выпускают в пищу, то только для быстрой реализации после хорошей проварки. Внутренние органы утилизируют или уничтожают.

Во время ветеринарно-санитарной экспертизы туш и органов животных, пораженных световым излучением ядерного взрыва или термическим воздействием при пожарах, обращают внимание на патологоанатомические изменения, характер которых зависит от площади ожога и срока убоя животных после поражения. Если площадь ожога не превышает 5% поверхности тела, наблюдают только местные изменения кожи и подкожной клетчатки. Если поражено до 10% поверхности тела, и животные убиты в первые 2-3 дня после поражения, отмечают некроз кожи на месте травмы, отечность подкожной клетчатки пораженной области, увеличение и слабую отечность регионарных лимфатических узлов обожженной стороны туши, незначительную дряблость сердечной мышцы, небольшое скопление жидкости в сердечной сумке, явление застойной гиперемии в легких, печени, почках, иногда под почечной капсулой точечные кровоизлияния, отечность слизистой желудочно-кишечного тракта с отдельными гемморагиями. У животных с обширными ожогами (более 10% поверхности тела), убитых через 6 дней и более, все эти изменения выражены более резко. При убое животных с большими площадями ожога через 10-15 дней после термической травмы отмечают явления плеврита, перитонита, пневмонии и другие осложнения.

Сроки и глубина созревания мяса обожженных животных по сравнению с таковыми мяса здорового скота при одинаковых условиях хранения зависят от времени убоя скота с момента нанесения термической травмы. Мясо, полученное от животных, убитых в первые двое суток после получения ожога, созревает почти так же, как полученное от здорового скота, а в процессе созревания в мясе пораженных животных, убитых через 7 суток, накапливается значительно меньше кислых продуктов, чем в мясе здорового скота.

Санитарно-гигиенические показатели мяса животных с термическими травмами зависят от площади ожога, глубины вызванных им патологических сдвигов и главным образом от сроков убоя животных после получения ожога. Мясо животных, получивших обширный ожог и убитых через 6 суток и более после травмы, менее стойко при хранении, и признаки недоброкачественности его появляются на 2-З дня раньше, чем в мясе здоровых животных.

Туши и органы пораженных световым излучением животных, убитых в течение первых 4 суток при нормальной температуре, выпускаются без ограничений. При убое животных с повышенной температурой спустя 3 суток необходимо взять пробы и произвести бактериологический и физико-химический анализы.

Животные, подвергшиеся внешнему гамма-излучению, направляются на убой, мясо используется без ограничений, если убой произведен в скрытый период лучевой болезни и при ветсанэкспертизе не обнаружено патологических изменений. При выявлении отклонений оценка туш проводится в соответствии с Правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов. В тушах и внутренних органах животных, подвергшихся радиационным поражениям крайне тяжелой степени, характерными изменениями в скрытый период будут небольшие кровоизлияния в эпикарде, по ходу коронарных сосудов, в слизистой оболочке ЖКТ, в почках, лимфатических узлах, возможен отек легких.

При лучевой болезни тяжелой и средней степени патологоанатомические изменения выражены менее отчетливо, а в случае легкого поражения проявляются редко.

При внутреннем загрязнении радионуклидами могут отмечаться ожоги слизистой оболочки всего ЖКТ. При ветеринарно-санитарной экспертизе туш и органов, полученных от таких животных, обязательно определяется стельная радиоактивность путем лабораторного радиометрического исследования. Если туши и органы получены от животных, убитых до появления клинических признаков лучевой болезни, если они не имеют патологоанатомических изменений, требующих направления проб на бактериологическое исследование, и если их удельная радиоактивность равна безопасной величине радиоактивного загрязнения пищевых, продуктов или ниже ее, то они используются без ограничений. В случае обнаружения пат изменений вопрос o6 использование туш решается с учетом результатов бактериологического анализа. При установлении радиоактивной загрязненности выше установленной величины туши и органы не выпускаются. В зависимости от условий они либо хранятся до спада радиоактивности, либо подвергаются технологической обработке, способствующей снижению радиоактивной загрязненности (обвалка, посол и др.), либо перерабатываются на кормовые добавки или уничтожаются.

Установлено, что если животных убить в первые 4 дня после обширного ожога, то миграции микрофлоры из желудочно-кишечного тракта, с кожного покрова в лимфатические узлы, внутренние органы и мускулатуру не происходит, а при убое на шестой день и в более поздние сроки этот факт отмечается. Таким образом, в случае неректабельности животных с ожогами их по возможности быстрее направляют на убой. Туши и органы таких животных, убитых в первые 4 дня при нормальной температуре тела, после соответствующей зачистки пораженных мест выпускают без ограничений, но целесообразнее направлять их на промышленную переработку. При убое через 4 дня и более после ожога туш и органов необходимо взять пробы, и санитарную оценку мяса производить с учетом результатов бактериологических исследований. Если в органах, лимфатических узлах или в мышцах убитого животного обнаружены бактерии сальмонеллезной группы, органы направляют в техническую утилизацию или уничтожают, а тушу после зачистки пораженных ожогом мест проваривают по установленному режиму. Если при бактериологическом исследовании проб мяса обожженных животных в глубоких слоях мускулатуры или лимфатических узлах обнаружены бактерии группы кишечной палочки, при хорошей органолептике мяса и отсутствии других патогенных микробов такое мясо можно переработать на вареные или варено-копченые колбасные изделия при строгом соблюдении термического режима, а при невозможности создать такие режимы мясо обезвреживают проваркой. В случае обнаружения в глубоких слоях мускулатуры или в лимфатических узлах туши кокковой микрофлоры, а также бактерий из группы протея, мясо обезвреживают проваркой по установленному термическому режиму. Если при бактериологическом исследовании проб мяса патогенные или условно-патогенные микробы не будут выделены, то туши обожженных животных после соответствующей зачистки могут быть реализованы. Следует иметь в виду, что мясо обожженных животных портится быстрее мяса здоровых животных, поэтому его необходимо перерабатывать в первую очередь.

В случае одновременного воздействия термического фактора и радиоактивных веществ для ветеринарно-санитарной оценки туш и органов пораженных животных используют не только данные бактериологического анализа (если он производился) и санитарно-гигиенические показатели качества мяса, но обязательно учитывают также результаты радиометрии. При комбинированных поражениях в зависимости от степени поражения ветеринарно-санитарную экспертизу туш и органов производят с учетом патологических изменений, вызванных травмой или ожогом, сроков убоя и радиоактивных веществ по данным радиометрии. Изменения, влияющие на санитарно-гигиенические показатели мяса, требуют проведения бактериологического анализа туш и органов.