Смекни!
smekni.com

Причины вегетерианства (стр. 3 из 6)

Джайнисты не только особо строгие вегетарианцы, они также считают невозможным убивать любое живое существо, даже насекомое. Центральной в этом учении является доктрина, основанная на разделении всего сущего на живое и неживое. Живые существа классифицируются в иерархическом порядке в соответствии с количеством ощущений (чувств), которыми они обладают. Черви обладают чувствами осязания и вкуса; жуки, муравьи имеют чувства осязания, вкуса и обоняния. Моль, пчелы и мухи, кроме того, имеют чувство зрения. Змеи помимо этих чувств имеют чувство слуха, а звери, рыбы и человек имеют шесть чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и мышления. Таким образом, человек попадает в одну категорию с рыбами и зверями. Чтобы предотвратить свою дурную карму судьбы, джайнист должен очищать себя от скверны; он принимает зароки, важнейшим из которых является клятва непричинения зла другому, т.е. соблюдения принципа ахинсы. Все джайнисты также не потребляют алкоголь, мед и фиги. Ахинса предписывает также обуздывать ум, язык, быть осторожным на дорогах, а также есть при свете (чтобы в пищу не попали насекомые).

Последователи джайнистской религии организуют в Индии больницы для животных. Хотя адепты буддизма сделали очень много для защиты животных, джайнисты оказались наиболее последовательными в своих верованиях и поступках.

Иудаизм

Отношение евреев к животным, как можно судить по Ветхому Завету, было относительно гуманным. Например, в книге Исайи, который проповедовал примерно в 730 г. до н.э., мы находим возражения против жертвоприношения животных, когда Бог говорит: «Для меня нет радости в крови волов, или ягнят, или козлов...» Это не единственные примеры милосердного отношения к животным в Ветхом Завете.

В Библии многочисленны упоминания о животных, по отношению к которым Бог выступает как хранитель; в псалмах Давида и пророчествах Бог упоминается как пекущийся о всякой твари, милосердный ко всем. Поскольку высшим нравственным принципом иудейской религии является подражание Богу, то нравственным долгом верующих должно было стать сострадание к животным. В Библии прямо указывается, что человек должен приходить на помощь животному: если кто-либо увидит осла, упавшего под грузом, то он не должен проходить мимо, но должен освободить его. Священное писание также указывает, что человек наравне с животными должен делить плоды земные, и предписывает давать отдых домашним животным - быку, ослу, другому скоту - в день субботний, когда отдыхает человек. Например, говорится, что на седьмой день человек должен отдохнуть, и его бык, и его осел могут отдохнуть. В Экклезиасте утверждается, что человек не возвышается над зверем, это все тщеславная гордыня. Однако в толковании Библии Талмудом эти обязанности нравственного порядка перед животными понимались уже иначе - как забота о благосостоянии человека, для которого скот являлся источником материального благополучия.

Человек был обязан совершать акты милосердия по отношению к животным и потому, что жестокость по отношению к ним развивает безжалостность в человеке и, наоборот, добрые дела способствуют развитию сострадания, гуманности.

Вместе с тем иудаизм неоднозначно высказывался против жестокости к животным, ссылаясь на промысел Бога. Библия разрешала человеку использование животных в пищу. Однако иудаизм проявлял заботу о том, чтобы люди, лишая животное жизни, причиняли ему меньше страданий. Согласно религиозным источникам, смерть животного должна быть возможно легкой, и нож для этого должен быть острым. Поэтому религиозный закон разрешает иудеям есть мясо, только если животное убито ритуальным способом, отвечающим описанным требованиям.

В соответствии с иудаистским религиозным учением Бог выделил человека из остального мира, сделал его по своему образу и дал ему власть и право использовать в своих интересах любое живое существо в райском саду, однако эта власть человека над животными исключала убийство животных, так как человек не использовал их в пищу. После грехопадения, когда человек был изгнан из рая, как повествует Библия, он стал питаться мясом животных, одеваться в шкуры зверей, заниматься скотоводством. После всемирного потопа Бог снова подтвердил право человека владеть всеми животными на земле и рыбами в воде и обещал ему, что все живое будет испытывать перед ним ужас. Правда, Библия приводит пророчества пророка Исайи, который осуждал жертвоприношения. Исайя предсказывал блаженные времена, когда волк будет лежать рядом с теленком, а лев будет питаться соломой, как вол, когда животные не будут убивать друг друга на Святой горе.

Иудаизм предусматривает возможность того, что человек может идти дальше по пути нравственного совершенствования и отказываться от жестоких поступков по отношению к животным, даже если эти действия служат его благу.

Ислам

Широко распространенной религией Востока является ислам. Эта религия уделяет достаточно большое внимание вопросу отношения к животными рассматривает его как нравственную проблему.

Мусульмане верят, что Бог создал и людей, и животных, хотя человек был создан особенным путем, когда Бог вдохнул душу в Адама. Мусульман учат, что Бог дал человеку власть над животными, однако плохо обращаться с животными означает не подчиняться воле Бога.

Возвышение человека над остальными созданиями проистекает, согласно исламскому мировоззрению, не из физического превосходства человека (он может даже уступать в чем-то животным), а из более высокой степени сознания, которым обладает человек благодаря своей духовной силе.

Отношение мусульман к животным как религиозно-нравственная категория основывается на двух главных религиозных источниках: Коране - Священном писании, открытом Пророку Мухаммеду - посланнику Аллаха, и Хадисе - предании о поступках и изречениях Мухаммеда.

И Коран, и Хадис учат, что животные имеют ценность сами по себе, а не в плане отношения к ним человека. Все животные имеют такую же жизнь, как и человек. Аллах сотворил все создания, говорится в Коране, в том числе и человека; показательно, что человек не считается особым творением, а называется в одном ряду с разными животными. В Хадисе описывается случай, когда муравей укусил Пророка Мухаммеда, и тот, рассердившись, приказал сжечь весь муравейник. За это Бог упрекнул Пророка, сказав ему, что за вред, причиненный одним муравьем, он сжег все их множество, которое прославляло Бога.

Значительно контрастирует с христианской религией положение Корана, что животные имеют душу, хотя оговаривается, что их душа более низкого порядка, чем человеческая. Коран предполагает, что сознание животного стоит ступенью выше, чем простой инстинкт или интуиция. Коран утверждает, что животные могут познать своего Создателя и поклоняются ему; Бог общается с живыми существами.

Ислам побуждает людей брать на себя ответственность за благополучие животных; законы ислама запрещают причинять животным боль, убивать их, кроме как для получения пищи.

В исламе отводится большое место вопросу защиты живого. Во всех священных писаниях, в первую очередь в Коране, подчеркивается необходимость изучения природы для лучшего понимания жизни как единого органического целого.

Многозначительна с точки зрения защиты животных рассказанная в Коране история одного племени, которое погибало от наводнения, и ему было не до животных. Люди племени просили Пророка помочь им, и им было сказано, что они должны выбрать верблюдицу как символ и дать ей справедливую долю пищи и воды. Люди племени обещали это сделать, но позднее убили верблюдицу. В отмщение племя было уничтожено.

Христианство

Христианская мораль формировалась на фоне нравов Римской империи. Крайняя жестокость зрелищ - массовое умерщвление животных на арене - не означала, что у римлян отсутствовало чувство справедливости, даже гуманности по отношению друг к другу.Если некоторые восточные религии утверждали, что любая жизнь драгоценна, то христианство выделило человека, как обладающего бессмертной душой, и противопоставило его всему остальному миру живого, сделало его центром мироздания, заимствовав эту идею у иудаизма. Христианство сурово осуждало бои гладиаторов, рассматривая их как убийство, и под его влиянием бои гладиаторов прекратились в IV в. В то же время христианская религия никак не высказывалась относительно безнравственности жестокого обращения с животными, умерщвления их или пыток. Даже в Римской империи такие писатели и мыслители, как Овидий, Сенека и особенно Плутарх, высказывались за необходимость сострадания к любому живому существу, которое способно чувствовать. Животные не стали объектом христианского милосердия, и прошло 16 веков, прежде чем в христианской Европе раздались голоса в защиту всего живого, призывы к универсальной этике.

Вместе с тем гуманизм Закона Моисея, основанного, возможно, на наиболее человечных элементах в древних египетской и вавилонской культурах, совершенно очевиден. Закон Моисея предусматривал интересы животных, легализовал права животных и в определенной степени рассматривал животных как объекты, на которые распространяются нравственные законы. По Закону Моисея в субботний день должны были отдыхать не только люди, но и домашние животные.

Современные христианские богословы стремятся развить милосердную идею христианства и сделать на основе гуманистической доктрины этой религии логические выводы относительно этики отношения к животным.

Все сущее происходит от Бога, не может существовать без его воли и одобрения, поэтому все существует со смыслом, имеет цель, на все исходит благоволение божие. Некоторые теологи (П. Тиллих) считают, что искупление всех грехов, которое дал своей мученической смертью Христос, распространяется на весь мир живого. Животные вовлечены в грех человечеством, поэтому их грехи искуплены смертью Христа тоже. Ортодоксальный теолог Кейт Уард полагает, что все чувствующие существа имеют бесконечную жизнь, бессмертие наравне с человеком.