Смекни!
smekni.com

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра - мужской монастырь в 71 км к Северо-Востоку от Москвы (в современном городе Сергиев Посад). Основан Сергием Радонежским в сер. XIV в. (с 1744 лавра).

Архитектурный ансамбль включает: крепостные стены и башни XVI?XVII вв., Троицкий собор (1422-23), Духовскую церковь-звонницу (1476), Успенский собор (1559-85), больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-1638), трапезную (1686-92), царские чертоги (конец XVII в.) и др.

На территории Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия и духовная семинария.

Троицкий Собор.

Внутри лавры червонным золотом горят глава и кровля древнейшего Троицкого собора. Он первый в России памятник, поставленный в честь основателя монастыря-крепости Сергия Радонежского в год его канонизации (1422) и официального провозглашения "покровителем земли Русской". В одноглавом белокаменном Троицком соборе покоится прах Сергия, а в музее хранится надгробная пелена с изображением игумена. В иконостасе собора - работы Андрея Рублева и его товарищей. Лучший художник русского средневековья написал здесь всемирно известную "Троицу". Она сейчас в Третьяковской галерее, а в иконостасе - превосходная копия.

Храм "Сошествия святого духа".

Второй древний храм - Сошествия святого духа - сложили уже из кирпича псковские каменщики в 1476 году. Верх его необычен: с колокольней под главкой. "Иже под колоколы" называли такие церкви наши предки. Опись 1641 года сохранила названия и своеобразные "характеристики" висевших над храмом колоколов: "нефимонный" (повседневный), "с очапом" (поврежденный, скрепленный хомутом), "сполошный", "колокол расшибен бывал нефимонный".

Успенский собор.

Мастера Ивана Грозного в 1559 году начали строить большой пятиглавый Успенский собор - формально главный в лавре. Заканчивал постройку царь Федор Иоаннович в 1584 году. Величием простоты и строгостью отмечен внешний вид храма. В интерьере собора - огромный резной иконостас. С задней его стороны, высоко вверху устроены площадки для певчих. Современники отмечали, что пел хор монахов "аки с небес". В иконостасе - работы Симона Ушакова. Из-под куполов спускаются литые медные паникадила высокохудожественной работы. Все стены и своды покрыты фресками. Их выполнили в одно лето 1684 года тридцать пять изографов во главе с Димитрием Григорьевым (имена художников перечислены на западной стене собора, под росписью "полотенец").

Надкладезная часовня.

У юго-западного угла Успенского собора стоит веселая, нарядная, похожая на резную раскрашенную игрушку Надкладезная часовня конца XVII века, типично нарышкинской архитектуры - знаменитые "три восьмерика на четверике". Вторая Надкладезная (Пятницкая) часовня, также конца XVII столетия, стоит за оградой лавры, на берегу, к востоку от Введенской и Пятницкой церквей (обе - 1547 года). От последней она и получила свое название. Часовня утратила многие из украшений, "вросла в землю", но волнистая кровля с двумя световыми восьмеричками, тонкая скульптурная обработка входного портала, остатки наличников говорят о том, каким красивым было это небольшое здание, ждущее реставрации.

Трапезная.

В конце XVII столетия в лавре перестроили старую, насчитывавшую около трех столетий Трапезную. Возведенная вновь в 1686-1692 годах, она высится на подклете с открытым гульбищем, широкой лестницей, украшенная резными полуколонками, полуциркульными раковинами, наличниками со стилизованными виноградными гроздьями; "в шашку" красной, желтой, синей и зеленой краской расписана гладь стен. Внутри - большой зал с широким сомкнутым сводом, конструкция которого для XVII века была серьезным инженерным достижением, долго остававшимся непревзойденным. Живопись на стенах и сводах поздняя, ХIX века, но для своего времени интересная. В церкви, отделенной от зала кованой позолоченной решеткой, привлекают внимание красивый резной иконостас и пол из брусков яшмы красно-коричневого тона.

Храм Зосимы и Савватия.

Замечательное сооружение начала XVII столетия - комплекс Больничных палат с храмом Зосимы и Савватия, единственной шатровой церковью в ансамбле монастыря. Еще не так давно она была закрыта убогой жилой застройкой и разрушалась. Долго работавший в лавре талантливый архитектор-реставратор И. В. Трофимов вернул былую красоту чудесному красно-белому храму с высоким граненым шатром, украшенным зелеными поливными изразцами. Сейчас это один из живописнейших уголков лавры.

Надвратная церковь.

Семнадцатому веку принадлежит и Надвратная церковь Иоанна Предтечи, построенная "именитыми людьми" Строгановыми, крупнейшими купцами и промышленниками в 1693-1699 годах. Она потеряла четыре главы пятиглавия, но и в таком виде остается превосходным памятником. Ее декор во многом повторяет декор Трапезной.

Царские чертоги.

Ко второй половине XVII столетия относятся еще и огромные Чертоги - путевой дворец царя Алексея Михайловича. Он часто приезжал в Троице-Сергиев монастырь, главную святыню Московского государства, в сопровождении свиты, насчитывавшей свыше пятисот человек. Всем требовалось дать приют. Это и обусловило облик Чертогов, простого по формам, но вместительного здания, когда-то богато украшенного снаружи изразцами, частично сохранившимися и поныне. В интерьерах интересна лепная отделка и две изразцовые печи, возможно, лучшие из уцелевших до наших дней.

Митрополичьи покои.

Своеобразный "памятник трех столетий" - нарядные Митрополичьи покои. С главного, северного фасада здание выглядит двухэтажным. С северной стороны виден еще один, древнейший, XVI века, нижний этаж, врезанный в косогор. Второй этаж над ним возведен в XVII веке, третий этаж и весь декор относятся к годам завершения ансамбля Троице-Сергиевой лавры - к середине XVIII столетия.

В тот же период построили и маленькую Михеевекую церковь. Как бы для контраста поставлена она рядом с большой, пышно-торжественной Трапезной палатой. Михеевская церковь привлекает внимание своим оригинальным обликом: есть здания, которые хороши и "во втором ряду", если строитель талантлив.

Смоленская церковь.

Смоленская церковь (Одигитрии) - одна из первых работ молодого еще Ухтомского. Здание изящно и оригинально по формам и декору "елизаветинского барокко". В плане она - восьмигранник с выпуклыми и вогнутыми криволинейными гранями. Здание стоит на высоком белокаменном цоколе и имеет четыре открытых крыльца-паперти с широкими парадными лестницами (восстановлены три крыльца), с резными каменными балюстрадами. На крыльцо выходили три двери и алтарная ниша, все одинаково декорированные порталами с парными пилястрами по бокам. Восьмигранный купол несет изящный фонарь с узкими арочными окнами. На сложной главе-кивере - крест, "попирающий полумесяц" (в XVIII веке шли одна за другой войны с мусульманской Турцией).

Смоленская церковь была искажена пристройками и переделками. Долго был неизвестен и ее строитель. Предание связывало ее постройку с тайной свадьбой императрицы Елизаветы Петровны с придворным певчим Алексеем Разумовским. Приписывали постройку В. Растрелли. Исследования и реставрации, проведенные вдумчивым, талантливым архитектором Б. Д. Комаровым, вернули лавре одно из изящнейших ее строений и установили имя зодчего - Дмитрия Ухтомского, последнего и наиболее одаренного из многочисленных создателей ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Дмитрий Ухтомский нашел для ансамбля лавры достойное завершение - великолепную вертикаль красивейшей в России пятиярусной колокольни. Без нее невозможно представить Сергиев Посад. Покидая его, мы еще долго будем видеть золотой венец колокольни Троице-Сергиевой лавры - бесценного памятника древней русской архитектуры.