Смекни!
smekni.com

Усадьбы Ломоносовского района (стр. 2 из 4)

По сравнению с усадьбой Гревовой, мыза Куммолова была небольшой, почти в шесть раз меньше по площади. Тем неожиданнее было увидеть здесь каменный усадебный дом больших размеров и величественной архитектуры. Решение его главного фасада, с мощным шестиколонным портиком большого дорического ордера, с тройными окнами-дверьми по его сторонам в первом этаже и полуциркульными над ними, целиком принадлежит послевоенному времени, 1820-м годам. Укрупненные массы, простые формы придали зданию торжественную приподнятость, которая стала в архитектуре художественным выражением патриотического подъема, связанной с победой в Отечественной войне 1812 года. Автор проекта неизвестен, но это несомненно большой мастер.

Датировка - 1820-е годы подтверждается и межевыми документами. По плану 1829 года видно, что господский дом стал центром всей усадьбы. К востоку от него был разбит фруктовый сад, к западу пейзажный, среди зелени которого расположились многочисленные строения: конюшни с каретным сараем, скотный двор, три жилых флигеля, сараи, риги, ледник, бани. Все они были каменными, сложенными из плитняка. На берегу пруда, наполняемого водой из родника, существовал винокуренный завод, включенный в общую усадебную композицию.

Несмотря на то что владельцами имения с 1756 по 1891 годы были представители лифляндской фамилии Герздорфов [14], это была типично русская усадьба, тесно связанная с особенностями природы и хозяйственными нуждами.

В начале XX века имение купил К. К. Веймарн [15]. Тогда и был сделан план построек и описание усадьбы. В нем отмечалось, что все постройки большие и прочные. Отмечена живописность местности вокруг усадьбы, наличие множества рек и речек, сохранность парка и прудов, в которых разводили форель, т. е. усадьба была в прекрасном состоянии.

Она и сегодня сохранилась в своих границах, но пейзажный парк в запущенном состоянии, а на месте садов - пастбище. Изредка здесь еще встречаются яблони-дички, сливы, вишни. Из насаждений можно отметить липовую аллею 120-летнего возраста, ряд кленов 80-90 лет. Пруд превратился в болото, а протока, когда-то вытекавшая из него, заросла. Неизгладимое впечатление оставляют остов усадебного дома, развалины жилого флигеля, конюшен, амбара.

Из других отдаленных усадеб можно упомянуть усадьбу Алютину [16], где сохранилась церковь конца XIX века, перестроенный усадебный дом, развалины хозяйственных построек, въездная липовая аллея и прекрасные экземпляры двойных и тройных дубов, на партере полукруг лип и кедры 100-летнего возраста.

В центре Ломоносовского района расположены Гостилицы - усадьба, равная по своим архитектурным сооружениям и садово-парковой композиции таким, как Тайцы, Сиворицы, Елизаветино, Марьино. Она создавалась в несколько этапов и является образцом соединения разновременных частей в единое художественное целое.

По завоевании Ингерманландии Петр I отдал мызу Гостилицы с деревнями фельдмаршалу Б.-Х. А. Миниху [17]. Живописная местность с пересеченным рельефом, ручьями, родниками позволила ему создать усадьбу с регулярными садами и запрудами на реке Гостилке. После его опалы имение перешло в казну, а в 1743 году, также как и Копорье, пожаловано А. Г. Разумовскому. Усадьба полностью преобразилась. Были выстроены каменные здания дворца, церкви, павильоны Эрмитаж и Чайный домик, кавалерские дома, службы, хозяйственный двор. По литературным источникам автором дворца и церкви был знаменитый архитектор Ф.-Б. Растрелли. Рисунки Дж. Кваренги донесли до нас их облик.

Архитектурное решение усадебного дома ставит под сомнение авторство Растрелли. Это произведение - предвестник новых классицистических идей, о чем свидетельствует геометрическая четкость объемов, сочетание компактного прямоугольного двухэтажного здания с полуротондой в центре. Полуротонда - излюбленный мотив классицизма, играет ведущую роль в композиции усадебного дома в Гостилицах. Ее объемность подчеркнута полусферическим куполом и торжественной полукруглой лестницей, охватывающей всю ширину здания на высоту подиума. Впечатление изящества и легкости достигнуто контрастом первого цокольного этажа, обработанного рустом, со вторым, решенным в виде галереи, оформленной парными колоннами. По своему строю здание близко палладианским виллам.

Церковь, датируемая 1755 годом, решена в формах упрощенного барокко. Для нее характерна некоторая усложненность плана, живописность объемов с выступающими входами-портиками, абсидой и притвором, закруглением углов, наличниками и люкарнами. Вопрос об авторстве построек XVIII века в Гостилицах требует дальнейшего изучения.

При наследнике А.Г.Разумовского, его брате Кирилле Григорьевиче был сделан план усадьбы. По нему видно, что ландшафтной доминантой была долина реки Гостилки с запрудами, отделенная от деревни на западе скромной оградой в столбах, а на востоке ее крутой берег переходил в плато и соединялся с регулярным садом. Именно здесь и расположились все строения. К северу от них был родник, питавший прямоугольный пруд, около которого была устроена видовая площадка. Отсюда открывались далекие виды на усадьбу и окружавшие ее возвышенности, на одной из которых была выстроена колокольня. Отсюда был виден Финский залив. В ближнем лесу устроили Зверинец, территория которого была пересечена дорогами и многочисленными ручьями.

При разделе своих имений К. Г. Разумовский писал сыну Петру: «.. .Сие имение отменно стоит уважения по красоте места, по выгодности его и по привязанности и уважению, которое имел брат мой и дядя ваш, и я имею...».

Петр Кириллович за двадцать лет владения произвел в усадьбе некоторые перемены [18]. Парк был расширен к востоку, его территория ограничена дорогой, огибающей новую часть. Полностью перестроен хозяйственный двор и озеленена прилегающая к нему территория. Разумовские, владевшие имением 80 лет, являются основными создателями усадьбы с садами, парками и строениями.

В таком благоустроенном виде имение почти за миллион рублей в 1824 году купил А. М. Потемкин, родной племянник кн. Потемкина-Таврического, от которого он унаследовал значительное состояние [19]. Оно увеличилось благодаря женитьбе на кн. Т. Б. Голицыной. Супруги постоянно жили в Гостилицах, где А. М. Потемкин и скончался в 1872 г.

Жизнь на широкую ногу, приемы многочисленных родственников и знакомых, а также членов императорской фамилии требовали постройки нового более просторного дома и служб, дальнейшего преобразования обширного парка, что и было завершено в середине XIX века.

Одиннадцать акварелей В. С. Садовникова 1853-1858 гг. дают достаточно полное представление о новом облике усадьбы, подчеркнуто романтическом. Немалую роль в этом сыграли новые архитектурные сооружения и прежде всего внушительных размеров дворец, напоминающий средневековый замок благодаря элементам романской архитектуры в планировке, отделке фасадов и особенно башне-донжону. Те же элементы романского стиля прослеживаются в архитектуре потешной крепости, выстроенной на месте старой скромной ограды на левом берегу реки Гостилки. Она была уменьшенной копией настоящей и имела чисто декоративное значение. Романтический характер был присущ и новому павильону, поставленному около крепости - турецкому, завершенному шпицем с полумесяцем. Тогда же было выстроено новое здание мельницы на плотине, оранжереи около дворца и к двум последним проведен водопровод.

Известно, что дворец был выстроен в 1845 году по проекту А. И. Штакеншнейдера. Близость отдельных элементов декора дворца, крепости, турецкого павильона мельницы дает основание предполагать, что это произведения не только одного времени, но и одного автора. Это, конечно, требует дальнейшего изучения.

Некоторые исследователи ошибочно считают турецкий павильон Эрмитажем или, как его стали называть с середины XIX века, архиерейским домом. На самом деле Эрмитаж находился неподалеку от Чайного домика, к северу от него. Это легко устанавливается по акварелям Садовникова и насыпи.

Одновременно с постройкой новых зданий Потемкины отреставрировали церковь, Чайный павильон и Эрмитаж, органично вписавшиеся в новый облик парка. Однако к тому времени, когда Гостилицы описывал М. И. Пыляев, т. е. к 1889 году, Эрмитажа уже не было.

Романтизм был присущ не только новым архитектурным сооружениям, но и парковой зоне, особенно в долине реки. Это также прекрасно передано в произведениях Садовникова. Долина реки с крутыми склонами всегда имела романтический характер, но он был усилен созданием новых композиций из цветников, фонтанов, гротов, горбатых мостиков, валунов, спланированных площадок, уютных уголков с круговыми скамейками вокруг старинных деревьев и пр. Перспективы художника, в которых динамично развернуты открывающиеся по мере движения картины-пейзажи, являются подлинным документом для создания проекта реставрации одного из прекраснейших парков нашей области в его историческом виде. Тем более что последние владельцы имения - барон Ф.Е.Врангель, владелец заводов, инженер К. Ф. Сименс и его дочь баронесса М. К.Гревениц - ничего в усадьбе не меняли, лишь поддерживали порядок [20].

Сегодня, как и раньше, долина реки с прудами сохраняет свое значение как главная композиционная ось парка. Ее водная гладь, крутые склоны берегов с выходами известняка, остатками грота, мостиками, площадками, дорожками, тенистыми насаждениями представляют собой замкнутую зону, сохраняющую романтический характер.

Здесь, у плотины сохранились отдельные старые ивы, группы елей, акцентирующие перспективу вдоль пруда, другие разновозрастные - деревья: вяз, клен, ясень, покрывающие склоны. Высокий правый берег переходит в плато, где на фоне ровного газона, ограниченного с востока аллеей, сгруппированы липы, дубы, лиственницы, клены в виде кругов, овалов и букетов, переходящие к югу в массив. Эта часть подготавливает переход от замкнутой приречной части к открытым пространствам на востоке и строениям. От них сохранились дворец в развалинах, церковь, мельница, перестроенный Чайный павильон, дом садовника, оранжереи, службы, конюшни.