Смекни!
smekni.com

Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе (стр. 4 из 4)

Просветительская функция журналистики изначально демократична. Те, кого мы обозначаем элитой, – носители знания, но большинство элиты не может сидеть в слоновой башне из книг. Наоборот, набрав знаний, элита стремится отдать их добровольно или продавать, когда складывается соответствующий информационный рынок. Ценность русской интеллигенции – в ее бескорыстности. Она несла знание в народ, потому что она – интеллигенция, страдая и от власти, и от темной силы толпы.

Важно подчеркнуть, что просветительская функция отражает позитивную реализацию информационного процесса в обществе. Это было при пражурналистике – духовной публицистике, при монархах, которые сами, как Петр I, Екатерина II, Александры I и II и др., выступали просветителями и их устремления во многом совпадали с ходом развития общества. То же мы наблюдаем в советский период, когда журналистика, несмотря на политические манипуляции правящей партии, просвещала, развивала массы, разные народы и племена.

При строительстве новой журналистики В.И. Ленин сделал ставку на экономическую, производственную пропаганду. Уже в “Очередных задачах Советской власти” он выдвинул задачу “превратить прессу из органа преимущественно сообщения политических новостей дня в серьезный орган экономического воспитания масс населения”. В связи с этим им была выработана программа деятельности печати: знакомство с “образцовой постановкой дела”, пропаганда “примера трудовой коммуны”, организация соревнования тружеников, критика “недочетов хозяйственной жизни” и др. По мнению В.И. Ленина, в таком подходе – основное отличие двух типов печати – буржуазной и социалистической. Основополагающей в этом отношении является ленинская антитеза, зафиксированная в одном из планов к названной статье: “Печать буржуазная (политика) и социалистическая (экономика)”.

Производственная пропаганда в СССР была государственной политикой. Говоря о практике советской журналистики, мы коснулись лишь ее большого значения в экономическом просвещении масс – и только на его начальном этапе, не затрагивая многие другие аспекты ее просветительской деятельности: огромной культурной работы, проведенной ею среди многих народов страны, по повышению грамотности ее населения, приобщению его к печатному слову и радио и т.д. То есть фактически одной из основных функций советской журналистики была просветительская, что определило ее силу и ценность для современной практики. Как советские теоретики ни открещивались от наследия дореволюционной печати, на самом деле в этом отношении советская журналистика развивала ее лучшие традиции. Вот что значит в теории не учитывать исторический опыт: теоретики говорят об одном, историческая практика свидетельствует о другом.

Таким образом, в системе функций журналистики, которая постоянно развивается и видоизменяется, свое место (и существенное) на протяжении ее 300-летнего развития занимала просветительская функция [21]. Одним из объективных оснований этой функции являются процессы накопления, передачи и дифференциации знаний в человеческом обществе. Как показывает анализ исторической практики журналистики, эта функция, будучи универсальной и всеобщей, проявляет себя на всех уровнях (или этажах) информационного процесса, в деятельности всех его звеньев, всех его участников: управленческих структур, Церкви, предпринимателей-издателей, элиты, интеллигенции, журналистского корпуса, в становлении аудитории и ее связей, в форме и содержании журналистики (типологии, диапазоне информации, проблематике, жанрах, дизайне и др.).

Самодеятельный, народный информационный поток создавал первичное информационное пространство, где циркулировала мифологическая, искаженная информация, слухи, но эта информация, одетая в своеобразную форму, несла и некую долю настоящей информации и крупицы знания, готовила аудиторию к информации другого уровня.

Официальный информационный поток, несмотря на фильтровавшую его цензуру, давал обществу основные необходимые для его функционирования информацию и знания. Его существенным компонентом в досоветский период была духовная информация – результат деятельности Церкви и ее печати. Взаимодействие светского и духовного информационных потоков было существенным фактором информационного пространства российского государства. Оно обогащало информационный процесс и создавало в обществе определенную идеологическую подоплеку.

Элитарный информационный поток, без сомнения, был нацелен на просвещение общества, развитие его культуры, но долгое время он как бы обслуживал сам себя, был во многом замкнут на довольно узкий слой населения, что можно объяснить целым рядом факторов (состоянием общества, материальных возможностей элиты, ее отрывом от массовой аудитории и т.д.). Но говоря так, мы несколько обостряем вопрос в связи с существующей переоценкой роли этого информационного потока. В разные эпохи роль и значение разных потоков, уровней (этажей) информационного про цесса разная. Заслуга элитарного информационного потока в том, что он не смешивался с официальным, отстаивал себя, раздвигал информацион ное пространство, втягивал в него новые слои аудитории. Его беды определяются его противопоставлением самодеятельному информационному потоку, претензии на исключительность, игнори рование процесса капитализации журналистики (“торгового направления” печати, массовой прессы и др.).

Информационный процесс всегда имел материальную базу. К сожалению, все, что связано с ней, мало изучено, хотя имело и имеет кардинальное значение для развития журналистики, коммуникационного процесса общества, понимания их характеристик. Только тогда, когда частный капитал получил возможность достаточно широко использовать информацию как товар, стала очевидна его значительная роль в функционировании и демократизации информационного процесса общества, журналистики, системы средства массовой информации и массового общения. Капитал был заинтересован в общественном накоплении знаний, и его представители-издатели много сделали для просвещения народа. Научно-технический прогресс, капитализация информационного процесса вели к демократизации общества: большему доступу к информации и знаниям большего числа людей, в конечном счете сближению информационных потоков.

Современная революция в области информационных технологий привела во многом к синтезу разных информационных потоков в телевидении и более основательно и стихийно в глобальной сети – Интернете; предоставила обществу новые возможности в получении информации, освоении знания, т.е. по-прежнему просветительская функция востребована наступающей новой эпохой, и необходимо исследование того, как она проявляет себя в данных условиях.

Необходимо оговориться, новейшие информационные технологии, однако, не привели к полному слиянию информационных потоков разных уровней: они продолжают сосуществовать. Вероятно, это закономерное явление информационного пространства, его красочности, нюансировки как следствие фактора информационного самообслуживания определенной аудитории, который способствует самосохранению определенного информационного потока, многокачественности информационного пространства и проявлений просветительской функции.

Список литературы

1. Статья обобщает наблюдения автора, нашедшие отражение в его работах, и опирается на них: Журналистика и капитал: эволюция взаимодействия // Журналистика – Предпринимательство – Просвещение. СПб., 2000. С. 6–32; Духовная журналистика: история, традиции, опыт // Журналистика – Церковь – Просвещение. СПб., 2002. С. 74–104; История цензуры в России XIX – XX вв. М., 2001; Журналистика 1880 – 1890-х годов // История русской журналистики XVIII – XIX веков: Учебник. СПб., 2003. С. 560–597; Эпоха Петра Великого: основание русской журналистики. СПб., 2003.

2. Шафиров П. Рассуждение о Свейской войне. СПб., 1717; Записки Желябужского с 1682 по 2 июля 1709 г. СПб., 1840; Голиков И. Деяния Петра Великого. М., 1788. Гюйссен Г. Журнал государя Петра I с 1709 по 1710 г. // Записки Федора Туманского. Ч. 8. СПб., 1788.

3. См.: Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989; Туманов Д.В. Становление и типология духовной публицистики Руси XI – XVI веков // Журналистика – Церковь – Просвещение. СПб., 2002. С. 6–24; Жолудь Р.В. Начало православной публицистики: Библия, апологеты, византийцы. Воронеж. 2002.

4. Жирков Г.В. История цензуры…

5. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1888 и 1889 гг. СПб., 1891. С. 32.

6. Православное обозрение. 1875. Т. 1. С. 335–339.

7. См.: Жирков Г.В. Духовная журналистика… С. 94–95.

8. Сборник законоположений и распоряжений по духовной цензуре Православного исповедания с 1720 по 1870 год. СПб., 1870. С. 206–209.

9. Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения. М., 1890. С. 164, 181.

10. Книга в России. 1881 – 1895 гг. СПб., 1997. С. 312.

11. Павленков Л.Н. Периодические издания и книжное дело в России в 1887 году // Исторический вестн. Т. 32. 1888. С. 247–248; Пругавин А.С. Указ. соч. С. 169, 195, 16.

12. Федоров В.А. Православная Церковь и государство // Очерки русской культуры XIX века. Т. 2. М., 2000. С. 312.

13. См. подробнее: Жирков Г.В. Между двух войн: журналистика русского зарубежья (1920 – 1940 годы). СПб., 1998.

14. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во 2-й половине XIX в. М., 1971. С. 51, 55–56; Книга в России… С. 305.

15. Воронкевич А.С. Иллюстрированные еженедельники в России (1888 – 1904 гг.). М., 1985. С. 13.

16. Сытин И.Д. Жизнь для книги. М., 1985. С. 202.

17. Сляднева О.В. Первые политические издания России // СМИ в современном мире: Материалы науч.-практ. конф. СПб., 2003. С. 35–36.

18. Середа Н.Д. Газета “Русские ведомости” в 1860 – 1870-е годы: Автореф.: дис. … канд. филол. наук. М., 2001. С. 14, 23.

19. См. подробнее: Макушин Л.М. “Московские ведомости” М.П. Каткова: pro и contra // Акцепты (Воронеж). 2002. № 5–6. С. 58–66.

20. Пешехонов А. Русская политическая газета (Статистический очерк) // Русское богатство. 1901. № 3. С. 8–9.

21. См. постановку проблемы: Жирков Г.В. Просветительская функция журналистики: историко-типологический аспект // СМИ в современном мире. Материалы науч.-практ. конф. СПб., 2003. С. 16–18.