Смекни!
smekni.com

Троице-Сергиева Лавра и ее место в русской культуре (стр. 5 из 5)

Колокольня Троице-Сергиевой лавры — один из высокопоэтичных памятников национального зодчества, в котором вековое представление русского человека о красоте нашло такое же яркое и полное отражение, как и в народных песнях и сказаниях, только не словом, а средствами архитектуры,

В настоящее время трудно представить панораму Троице-Сергиева монастыря без его великолепной колокольни — в ней, словно в фокусе, сошлись все основные архитектурные линии, намечаемые многими поколениями зодчих в разные времена и эпохи. Строя колокольню по канонам классического ордера, отличного от свободной живописной узорчатости русской архитектуры XVII века, талантливые архитекторы в новых архитектурных формах успешно продолжили национальные традиции высотных сооружений Древней Руси.

КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ И БАШНИ

Уникальным памятником крепостной архитектуры Древней Руси являются оборонительные сооружения Троицкого мона­стыря. Построенные в середине XVI века и через сто лет над­строенные вдвое по высоте, крепостные стены с одиннадцатью башнями (от двенадцатой сохранился только фундамент) неправильным прямоугольником опоясывают всю территорию монастыря; две ленты навесных бойниц отмечают последовательные этапы их возведения.

В Сергиевом Посаде особенно наглядно прослеживается замечатель­ная традиция преемственности в русском зодчестве, когда на протяжении ряда столетий композиционная структура Троиц­кого монастыря, основы которой были заложены еще в самом начале его истории, не только не была забыта или нарушена, а постоянно совершенствовалась и развивалась и со временем получала удивительную художественную законченность и цельность.

Здесь, в Троицком монастыре, может быть, особенно ярко выступает именно этот градостроительный аспект таланта рус­ских зодчих: и в том, как умело и тщательно определяли они место, масштаб и характер архитектуры для каждого своего сооружения в условиях уже сложившейся застройки, и в том, как бережно включали они эти старые здания в свои новые ансамбли, внимательно организуя для них соответствующее окружение.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Государственный историко-художественный музей-заповедник монастыря широко известен. Помимо находящихся в его ведении зданий Троице-Сергиевой лавры, которые сами по себе являются памятниками, рассказывающими о путях развития русского зодчества с XV по XIX век, музей хранит уникальные коллекции древнерусского искусства. Основу его фондов составляют художественные произведения, накоп­ленные монастырем на протяжении многих столетий: они поступали сюда как памятные вклады или изготовлялись в собственных мастерских. Коллекции музея полны и значительны, по ним одним можно составить представление о последовательном развитии московской художественной школы как в живописи, так и в прикладном искусстве, начиная со времени основания монастыря. Обширное собрание икон в музее отражает все основные этапы развития московской школы живописи.

МЕСТО ЛАВРЫ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ

Троице-Сергиева Лавра по истине воплотила в себе священнейшие воздыхания наших собственных глубин, но с таким совершенством и полнотой, с какими мы сами никогда не сумели бы их воплотить. Лавра — это мы, более чем мы сами, это мы в наиболее родных и наиболее сокровенных недрах нашего собственного бытия. Вот почему мы несли и несем сюда не только задушевнейший трепет нашего сердца, но и все наше творчество, во всем его объеме, все наши культурные достижения и ценности: мы чувствуем в них какую-то неполноту, покуда не соотнесли их с сердцем русской культуры. Около Лавры, не в смысле стен, конечно, а в смысле средоточия культурной жизни, выкристаллизовывается культурное строительство русского народа.

Праздник Троицы делается точкою приложения творчества бытового и своеобразных поверий, народных песен и обрядов. Красота народного быта обрастает вокруг этого Троицына дня и частью, как, например, наши Троицкие березки, вливается в самое храмовое действо, так что нет определенной границы между строгим уставом церковным и зыблющимся народным обычаем. Русская иконопись нить своего предания ведет к иконописной лаврской школе. Русская архитектура на протяжении всех веков делает сюда, в Лавру, лучшие свои вклады, так что Лавра -- подлинный исторический музей русской архитектуры. Русская книга, русская литература, вообще русское просвещение, основное свое питание получали всегда от просветительной деятельности, сгущавшейся в Лавре и около Лавры. Самые странствования Преподобного Сергия, а дальше бесчисленные поколения русских святых, бывших его именно духовными детьми, внуками, правнуками и так далее, до наших дней включительно, разносили с собою русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, русскую государственность, а точнее сказать — русскую идею, в ее целом, все стороны жизни нашей собой определяющую.

Из всех этих сторон культурного излучения Лавры следует остановиться особенности на сравнительно мало учитываемом ее просветительном воздействии на Русь. Уже Преподобный Сергий требовал от братии, наряду с телесными трудами, в которых сам первенствовал, неустанного чтения, а для чтения необходимо было завести и мастерские переписчиков; так Сергиева Лавра, от самого основания своего, делается очагом обширной литературной деятельности, частичным памятником которой доныне живет в монастыре его драгоценное собрание рукописей, в значительной доле здесь же написанных и изукрашенных изящными миниатюрами, а живым продолжением той же деятельности было не прерывавшееся доныне огромное издательское дело Лавры, учесть культурную силу которого было бы даже затруднительно, по его значительности. А с другой стороны, Лавра всегда была и местом высших просветительных взаимосоприкосновений русского общества. Все пять веков тут именно, у раки Преподобного, искали они духовной опоры и верховного одобрения своей деятельности. Не тех или иных насельников монастыря, входящих и входивших в состав Лавры, как его служители и охранители, а у всего народа русского, через Лавру говорящего, искали одобрения от Лавры, как единого культурного целого, центр которого — в Троицком Соборе, а периферия далеко с избытком покрывает границы России.

Московская Духовная Академия, питомица Лавры, из лаврского просветительного и ученого кружка Максима Грека вышедшая, и в своем пятисотлетнем бытии, при всех своих скитаниях, неизменно блюдшая крепость уз с Домом Живоначальной Троицы, не без глубокого смысла, после четырехсотлетней своей истории, нашла себе наконец место успокоения в монастыре и вот уже более ста лет пребывает здесь, с рукописными и книжными своими сокровищами. Эта старейшая Высшая Школа России духовно была и должна быть, конечно, отнюдь не самостоятельным учреждением, а лишь одною из сторон в жизни Лавры. Кстати сказать, не без вдохновлений от Лавры и не без ее организующей мощи, возникло и жило само Абрамцево, взрастившее новое русское искусство и столь много значившее в экономическом строе современной России: вспомним хотя бы Северную и Донецкую железные дороги. Однако невозможно исчерпать все то, чем высказывала и высказывает себя культурная зиждительность, исходящая от Лавры.

ЛАВРА НА СТРАЖЕ РОДИНЫ

Не редко в святой Лавре можно увидеть и тех, кто, исполняя заповедь любви к Богу и ближним, с оружием в руках защищают Отечество. Во все времена обитель преподобного Сергия окормляла русское воинство. Оно же верно служило Отечеству, защищая свой народ, свои святыни от поругания неверных. Русские воины перед каждым ответственным сражением спрашивали благословения и напутствия у святых отцов, как то было перед Куликовской битвой, назидались стойкостью и мужеством насельников Лавры, могущих в трудное для России время лично встать на защиту Отечества и святой обители, (16-месячная осада поляками монастыря в Смутное время). В святой обители находили упокоение и напутствие в последнюю дорогу герои-воины души свои положившие за ближних своих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лавра собою объединяет в жизненном единстве все стороны русской жизни. Мы видим тут великолепный подбор икон всех веков. Невозможно представить себе Лавру без школы иконописи и без иконописных мастерских.

Лавра — показательный музей архитектуры.

В Лавре сосредоточены превосходнейшие образцы шитья, а также ювелирного искусства.

Однако не исчислить всех культурных возможностей, столь естественных около Лавры. Лавра представляется живым музеем России, в котором кипит изучение и творчество и где, в мирном сотрудничестве и благожелательном соперничестве учреждений и лиц, совместно осуществляются те высокие предназначения — дать целостную культуру, воссоздать целостный дух античности, явить новую Элладу, которые ждут творческого подвига от Русского народа.

Итак, в Троице-Сергиевой Лавре, как в фокусе, собраны лучшие достижения русской культуры, и сама эта культура в своей первооснове, в своей близости к духовным источникам, ее породившим, наверно, лучше всего может изучаться именно здесь – "у Сергия на Маковце".


Список литературы.

1. Балдин В. И. Загорск. «Искуство» 1989 г.

2. Балдин В. И. Архитектура Троицкого собора. Москва 1956 г.

3. Энциклопедия. История России. Москва, «Аванта плюс» 1997 г.

4. Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх Православие в судьбахОтечества. Троице-Сергиева Лавра и русская культура. 1989 г.

5. Лихачев Д. С. Культура России времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. Москва. 1962 г.

6. Павел Флоренский Троице-Сергива Лавра и Россия


[1]Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Перевод с арабского.

[2]П. Флоренский, «Троице-Сергиева Лавра и Россия»

[3]Преподобный Никон

[4]Епифаний жил в Троицком монастыре с 1375 по 1406 г.; Пахомий — с 1440 по 1459 г., а затем в 1472—1473 гг.

[5]монастыря