Смекни!
smekni.com

Софийский собор (стр. 2 из 2)

произведенные в последние годы, открыли на нижних частях стен фрагмен­ты фресковой росписи, относящиеся к XII веку.

Наиболее интересна композиция "Деисус"-сцена моления. Семь поясных фигур. В центре Христос. К нему в молитвенных позах склонились с одной стороны богоматерь, архангел Михаил, апостол Петр, с другой-Иоанн Предтеча. Изображение архангела Гавриила и апостола Павла не сохрани­лись, фигура Иоанна Предтечи сохранилась наполовину.

Фреска "Деисус" была заложена кирпичной стенкой склепа в XVII ве­ке. В раскопе Мартирьевской паперти , в строительном мусоре было соб-

рано множество сбитых фрагментов фресок. Среди них и кусочки фресок на розовой штукатурке XI века.

Рассматривая Софийский собор внутри, Вы, наверное обратили внима­ние на всевозможные надписи и рисунки, нацарапанные во многих местах на стенах собора. Это граффити-древние начертания, способные многое рассказать о посетителях Софии. Особенно много граффити в Новгороде, Киеве. Иной раз такие надписи делались на предметах домашнего обихода, сосудах. Они передают черты быта и языка их авторов. Граффити располо­жены в основном на нижних частях стен и в лестничной башне собора, ра­зумеется на уровне человеческого роста. Время их появления XI-XIV ве­ка. Содержание самое разнообразное. Встречаются граффити о событиях политической и церковной жизни собора и Новгорода, молитвенные изобра­жения, изображение людей, зверей, птиц.

Особый интерес представляют записи, донесшие до нас вольнодумные мысли их неизвестных авторов. Некий новгородец, соскучившись во время не очень увлекательной проповеди, наблюдая "скуки ради" за собратом, написал на стене "Якиме стоял успе, а лба о камень на растепе.".

Замечательными украшениями собора являлись ее мозаики, сложенные из кусочков смальты-разноцветного непрозрачного стекла. Кусочки мозаи­ки вдавливались в сырую известковую плиту. А предварительно по штука­турке делался эскиз красками. Первые мозаики в Софийском соборе появи­лись в XI веке. Ими было украшено в алтаре "чернее место". Позднее при поднятии пола соответственно подняли и мозаичные украшения. Мозаичными плитами были выложены полы алтаря, центрального нерфа и алтаря Рож­дественского придела. Первые иконы во вновь отстроенный Софийский со­бор, по преданию, были привезены из Византии:"Спас на престоле", "Петр и Павел". Позднее эти иконы заняли место в первом(местном), наиболее чтимом ряду иконостаса.

Иконостас отделял алтарь-"святая святых"- от всех молящихся. Пер­вое летописное упоминание о Софийском иконостасе относится к

XIV веку-оно связано с пожаром в Софии. К XVI веку главный иконостас Софии насчитывал уже около семидесяти икон. Он имел 10 метров в высоту и около 17 метров в ширину. Среди икон Софийского иконостаса есть ше­девры древнерусской живописи. Не все иконы Софийского собора анонимны. Большинство икон Софии было украшено серебряными окладами филигранной работы. На всемирно известной иконе XI века"Петр и Павел" сохранился оклад замечательной чеканной работы новгородских мастеров XII века.

На некоторых новгородских иконах предметом украшения был сам Со­фийский собор. И они обретают для нас особую историческую ценность. София изображена на иконе XV века "Битва новгородцев с суздальцами". Пышность и величие собору предавали и дорогие светильники-паникадила, лампады. Замечательно по величине, древности и художественной отделке большое бронзовое паникадило, помещавшееся против царских врат главно­го алтаря. Оно состояло из четырех сужающихся к верху ярусов и было украшено наверху двухглавым медным орлом. Это паникадило подарил в 1600 году Борис Годунов. Оно весило около четырех тонн.

В Софийском соборе находилось святительское и царское моленные места. Святительское место было изготовлено для собора в 1560 году, а царское место Иван Грозный приказал сделать во время похода в Новгород в 1572 году. Моленные места представляют собой великолепные по работе декоративные сооружения, сплошь покрытые резьбой. Резьба в виде вь­ющихся стеблей, переходящих в листья, цветы, покрыты позолотой. Царс­кое место увенчалось крестом и голубем, святительское-крестом.

Службы в Софийском соборе отличались пышностью, богатством. Для утверждения христианства священники пользовались всеми средствами.

"Холдейская пещь" хранилась в Софийском соборе. Она состояла из двенадцати столбов на круглом основании. Между столбами помещались разные человеческие фигуры с поднятыми кверху руками. Они как бы под­держивали верхний круг "пещи".

Уже с XI века Софийский собор использовался как место захоронений. За восемь столетий существования Софии здесь было погребено около 50 человек. В соборе похоронены князья Владимир Ярославич и Мстислав Храбрый, новгородские "владыки"-епископы. В их числе первый епископ Новгорода Иоаким Корсунянин, второй епископ-Лука. Здесь же могила Фео­фана Прокоповича, известного церковного деятеля и писателя. С 1724 по 1736 год он был архиепископом Новгородским. Представляет интерес гроб-

ница ладьевидной формы, высеченная из целого куска белого камня. В

гробнице оказался скелет мужчины. Это погребение сохранило останки ар­хиепископа Василия, "в миру" звавшегося Григорием Каликой. По его при­казу для Софии были изготовлены золоченые врата.

В Софийском соборе в настоящее время завершаются работы по его реставрации. Вновь заняли свое прежнее место царское и патриаршее мо­ленные места.

Стройно высится у крепостной стены Софийская звонница. Ныне су­ществующая пятипролетная звонница появилась в конце XV-начале XVI ве­ка. Двухэтажный домик с южной стороны звонницы пристроен в XVII веке.

Ныне колокола находятся внизу на постаменте. Один из них, весом 80 пудов, отлит в 2589 году для Новгорода по заказу Бориса Годунова. Вто­рой весом 200 пудов , отлит в 1599 году для Хутынского монастыря псковскими мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоа­кимом Ивановым. Самый большой колокол-в него звонили по праздникам-ве­сом 1614 пудов, отлит мастером Ермолаем Васильевым в кремле в 1659 го­ду.

В годы войны (1941 года) два колокола были закопаны в землю. Дру­гие погружены на баржу для эвакуации, но баржа затонула. После осво­бождения Новгорода затонувшие колокола были подняты и заняли свое мес­то у звонницы.

Стоит на берегу Волхова древний и вечно молодой город-Новгород. А в центре его кремля по прежнему высится величавый Софийский со­бор-прекрасный памятник русской архитектуры и истории.
ЛИТЕРАТУРА:

Ю.И.НИКИТИНА - СОФИЙСКИЙ СОБОР