Смекни!
smekni.com

Древнее искусство народов юга Приамурья (петроглифы и скульптура) (стр. 5 из 6)

Изображения птиц представлены как в Шереметьевском, так и в Сакачи-Аляне. На парном изображении птиц в Сакачи-Аляне ясно видно, что это утки, в Шереметьевском же - это лебеди или гуси.

Отдельно нужно выделить две фигуры сидящих птиц, выбитые рядом с фигурами животных. Они трактованы в обобщенной манере - у них выпуклая грудь, короткая, приостренная головка, напоминающая куриную или, точнее, голову тетерева или глухаря.

Неожиданно важное место среди сакачи-алянских петроглифов принадлежит пресмыкающимся, змеям. Фигуры змей с их гибким, извивающимся волнообразно или спиралью телом образуют самостоятельные композиции или входят в другие групповые рисунки как их составная часть. В ряде случаев змеи высечены на камнях изолированно, сами по себе.

Как это ни удивительно, но в наскальных изображениях Амура, в жизни населения такое огромное, жизненно важное место занимал рыболовный промысел как основной источник существования полностью отсутствует рыба.

Есть композиционные построения, когда на глыбах Сакачи-Аляна выбиты лодки; они в ряде случаях изображаются не одиночно, а группируются комплексно, как бы целыми флотилиями. В общем комплексе с лодками соединяются также личины.

Оригинальные черты сакачи-алянских петроглифов, их своеобразие как художественного явления особенно наглядно выступают в их стиле. Особенности стиля амурских наскальных изображений яснее всего видны при сравнении их с петроглифами соседней лесной Сибири с классическими для нее наскальными изображениями той группы, которую по совпадению со скульптурными изделиями из неолитических могил на Енисее и на Ангаре следует датировать эпохой каменного века.

Контрастен уже сам по себе набор основных сюжетов, весь мир художественных образов. В тайге Восточной Сибири безраздельно господствует образ зверя - лося. На Амуре же первое место в петроглифах принадлежит не зверю, а человеку, вернее, антропоморфным образам, личинам. И еще острее коренное различие между искусством сибирского каменного века, с одной стороны, и амурского неолита - с другой, обнаруживается в особенностях трактовки господствующего сюжета амурских петроглифов - личин. Как показывает анализ личин Сакачи-Аляна, Шереметьевскою и Кии, в большинстве эта трактовка пронизана орнаментализмом, игрой плавных кривых линий, бесконечно развертывающейся спирали. Именно она, спираль, а также, неразрывно связанные со спиралью концентрические круги и просто круги являются не только необходимой составной частью,но и важнейшим формообразующим элементом многих наскальных изображений Амура и Уссури.

И самое главное, наиболее глубокое принципиальное различие между древнейшим искусством Амура и Восточной Сибири заключается в том, что в отличии от сибирских петроглифов амуро-уссурийским наскальным изображениям чужды динамика и экспрессия. Они статичны, застыли в своем вечном безмолвии. Недвижимы, скованы не только маски-личины, но даже и оленьи фигуры.

Отсюда следует, что различие между искусством амурских племен и их современников в сибирской тайге уходит в самую подпочву художественного творчества, в мироощущение древнего художника. Различия это оказывается в том, как он, человек далекого от нас каменного века, воспринимал и перерабатывал действительность в своем художественном сознании.

Следующая проблема, на которой необходимо остановиться, - вопрос датировки и хронологии петроглифов сакачи-алянского типа. Даже при первом, поверхностном, ознакомлении с ними они производят впечатление глубокой древности. Как отмечает Б. Лауфер, поверхность изображений в Сакачи-Аляне нередко сглажена и стерта до такой степени, что на нетрудно проследить контур отдельных фигур и их детали.

На проблеме датировки петроглифов Амура сказались общие взгляды на историческое прошлое народов Амура, сложившееся в условиях господства старого эволюционного в основе мировоззрения этнографов, традиционного для них представления о первобытности культуры народов Амура в целом.

Тем не менее, имеются факты отнести основную, по крайней мере, часть этих изображений к весьма отдаленному времени, датировать их каменным веком I эпохой неолита и при этом связать с определенной культурой неолитического времени на Дальнем Востоке.

Культура эта была впервые выявлена в результате раскопок неолитического жилища на о. Сучу против Мариинска, в низовьях Амура. В дальнейшем последовали новые находки памятников этого рода, характерных для "среднего" неолита

Нижнего Амура, а также неолитическое поселение у с. Вознесеновки, ниже устья Хунгари. Здесь найдены были фрагменты сосуда с антропоморфными изображениями. На них изображены личины, в принципе такие же, как и на амурских и уссурийских петроглифах Сходство между личинами на сосуде и на петроглифах обнаруживается прежде всего в общей их форме, в контурах личин.

Любопытна характерная особенность керамических личин из Вознесеновки, напоминающая о личинах петроглифов. Каждая из них подобно сакачи-алянским антропоморфным изображениям при общем сходстве в деталях не повторяет другую, соседнюю, а имеет свою собственную индивидуальность, свой неповторимый в деталях облик. У одной глаза круглые, у другой верхушка головы раздвоена, и вся личина имеет сердцевидные контуры подобно некоторым сакачи-алянским личинам.

Можно, в общем ориентировочно разделить личины на две группы. В первую входят отличные архаические изображения, во вторую - более детализированною, с выраженной тенденцией к opментальной трактовке. Кратким выражением этих тенденций могут служить те личины Сакачи-Аляна, где внутреннее пространство уже целиком заполнено чисто орнаментальным содержанием и утратило те черты реалистической трактовки человеческого лица, а одни сложные завитки спиралей, сквозь которые лишь с трудом угадываются намеки на нос, глаза и рот реального человека.

Всего намечается четыре фазы в эволюции петроглифов Сакачи-Аляна, Шереметьевского и Кии. Древнейшая фаза искусства наскальных изображений на Нижнем Амуре характеризуется примитивными по технике и стилю анималистическими изображениями - фигурами лосей, лошадей. Сюда же входят фигурки лесных птиц, которые и являются опорой для хронологического анализа. Это было время местной культуры спирально орнаментированной керамики, представленной на о. Сучу, в Кондоне, в средних слоях Вознесеновского поселения. По радиоуглеродным данным это тренье тысячелетие до нашей эры.

Третья фаза выделяется на типологической основе, логическим путем. Фаза эта характеризуется усилением орнаметализующих тенденций, развитием абстрактности. Датировать третью фазу предпочтительно всего II - началом I тыс. до н. э.

Из всей массы амурских и уссурийских петроглифов с личинами выделяется по технике и трактовке личин камень в Калиновке, самый северный из известных нам сейчас таких петроглифов. Его особенность, прежде всего в технике исполнения личин. Они не выбиты, а вырезаны на камне, что сближает эти изображения с теми рисунками Сакачи-Аляна, которые бесспорно и твердо принадлежат к числу памятников эпохи металла, мохэскому времени.

Вторая особенность эпохи личин - их форма. В отличие от всех других амурских личин здесь наблюдается геометризация с тяготением к прямым линиям, а не кривым. Эта их особенность зависит, должно быть от техники линейной резьбы, а вместе с тем является стилистическим приемом, отличающим их от основной массы амурских личин, выполненных в культурной технике, желобчатой выбивкой, а не резьбой как в Калиновке. Личины превратились здесь в массу спиралевидных завитков. Это своего рода "барокко" древнего искусства наскальных рисунков Амура. Калиновские личины можно отнести к I тыс. до н. э. или к началу I тыс. н. э. Тот же процесс разложения старых стилистических норм, смены их новыми стилистическими приёмами, виден в Калиновке, где, однако, он шел в других формах, не столько криволинейных, сколько прямолинейных, сухих и жестких. Это четвертая фаза классификации петроглифов Нижнего Амура.

Из всего сказанного следует, что имела место длинная эволюция древнего искусства амурских племён, причём на том этапе, который находится уже в пределах эпохи металла, железного века, судя по Калиновке и личинам Сакачи-Аляна, эволюция эта шла в двух вариантах, географически различных, - южном и северном. Первый вариант характеризуется тяготением в орнаменте к кривой линии; второй - к прямой. Возможно, здесь обнаруживается связь, с одной стороны с искусством северных, таежных племен (прямолинейный стиль), а с другой - южных, т.е. амурских (криволинейный стиль).

В настоящее время известны шесть местонахождении наскальных изображений на Нижнем Амуре и в долине Уссури, образующих резко выраженную самостоятельную группу среди всех других таких изображений Северной Азии и других областей азиатского материка. Это Сакачи-Алян и Кия, Шереметьевское и Уссури, рисунки в Калиновке и у бывшего стойбища Май в низовьях Амура.

Изучение петроглифов Нижнего Амура и Уссури приводит к следующим историческим выводам.

Еще в мезолите, примерно 10-12 тысяч лет тому назад, когда на Нижнем Амуре еще не было известно искусство изготовления глиняной посуды, на камнях в Сакачи-Аляне появились первые изображения птиц и животных.

В неолите, около 6-5 тысяч дат тому назад, на Нижнем Амуре развивается сложная и высоко развитая по тому времени культура оседлых рыболовов и охотников, в жизни которого первостепенное место занимала добыча проходной морской рыбы, кеты и горбуши. По берегам Амура помещались поселки из огромных, нередко и многочисленных зимних домов с углубленным в зимнем основании котлованом.

Характерной чертой этой неолитической культуры являлось своеобразное искусство, в основе которого находится особый орнаментальный стиль, богато развитая криволинейная орнаментика: спирали, "амурская плетёнка" - сетка из переплетающихся кривых линий. В неолите, а может быть и раньше, появились антропоморфные изображения - маски или личины.