Смекни!
smekni.com

Культура индейцев США (стр. 2 из 7)

Особое значение для индейцев пуэбло имела и до сих пор имеет так называемая качина. Это нечто вроде танцевальной драмы, которая исполнялась в обрядовых масках, изображавших те или иные божества. Миниатюрные воспроизведения этих божеств представляют собой «детские качины» — куклы. Получая в подарок такие куклы, индейские дети должны были заранее учиться распознавать персонажей обрядовых танцев.

Все религиозные обряды совершались или на площади пуэбло, или в киве. Внутри святилища находился своеобразный алтарь с изображениями тотемных животных той или иной фратрии. Например, в «змеиной киве» главным украшением была завеса с пришитыми к ней полыми телами змей, сделанных из ткани. Во время обряда жрец, находившийся за завесой, просовывал руку в тело такой змеи, заставляя ее шевелиться.

Вплоть до середины XIX столетия жители пуэбло североамериканского юго-запада не соприкасались тесно с белыми и таким образом сохранили без существенных изменений характерные черты своей культуры, которая в течение последних шести—восьми веков не претерпела никаких качественных преобразований [3].


2. Индейские маунды.

На востоке Северной Америки — мы сталкиваемся с одной из важнейших и вместе с тем поразительнейших проблем истории североамериканских индейцев. В научной литературе она получила лаконичное обозначение маунды, которое некоторые наши переводчики пытаются передать словом «курганы».

В общих чертах маунды — это весьма разнородные земляные насыпи и развалины различных сооружений из глины или камня. Некоторые маунды действительно были курганами. Эти древние захоронения имеют форму круга, иногда эллипса. Но высота их весьма различна. Такие маунды-захоронения мы находим, например, в Северной Каролине, Вирджинии, Кентукки и других штатах.

Иные маунды — просто земляные насыпи, на которых возводился деревянный храм или святилище. К таким храмовым маундам принадлежит, вероятно, самая известная группа маундов, открытая археологом Уорреном Мурхидом в 1925 году близ города Этова в Джорджии.

Другого типа маунды представляют собой ступенчатую земляную пирамиду. Таков крупнейший маунд Кахокиа неподалеку от реки Миссисипи. Эта самая большая пирамида Северной Америки имеет основание площадью 350 X 210 метров и в высоту достигает 30 метров.

Но, пожалуй, наиболее интересную группу составляют фигурные маунды, с которыми мы встречаемся в штатах Висконсин, Огайо и ряде других мест США. Это остатки весьма обширных насыпей, очертания которых воспроизводят в огромном увеличении контуры тела какого-либо животного. Так, в Огайо мы знаем два маунда, напоминающих тело змеи. Один из них имеет более 300 метров в длину. «Тело» этого строения-змеи несколько раз изгибается и заканчивается гигантской спиралью.

«Крокодилий маунд», найденный неподалеку от поселка Ликинг в Висконсине, длиной до 60 метров, изображает, как явствует уже из его названия, американского крокодила (аллигатора). Большой маунд в Южной Дакоте воспроизводит очертания черепахи. А близ Крауфорда в том же' Висконсине более ста лет назад была открыта группа из шести маундов, изображающих гигантских птиц с распростертыми крыльями.

Можно предположить, что родиной строителей этих удивительных фигурных маундов и был штат Висконсин. В диссертации Ч. Pay «Фигурные маунды висконсинской культуры» мы находим полный перечень всех известных науке маундов такого типа. В их числе упомянуты 24 маунда в форме птиц, 11 оленьих маундов, 16 маундов, изображающих кролика, 20 медвежьих и т. д. Всего Pay зарегистрировал в одном только штате Висконсин 483 маунда! Очевидно, сооружая фигурные маунды, древние жители Америки воспроизводили в них образ своих тотемных предков.

Но исследователей, да и не их одних, весьма интересовал вопрос, каково было назначение всех этих гигантских сооружений. Ведь для создания многих из них требовалось огромное число рабочих рук. Так, например, для сооружения упоминавшегося уже маунда Кахокиа в штате Иллинойс потребовалось — по точным подсчетам — не менее 634 355 кубометров земли. И это в эпоху, которая не знала даже простой лопаты.

Единого ответа на вопрос о назначении маундов невозможно дать хотя бы потому, что их, как мы видим, нельзя привести к одному общему знаменателю. Могильные маунды были попросту кладбищами древних североамериканцев. Маунды, изображающие птиц, ланей и бизонов, очевидно, служили религиозным целям. Другие (например, огайский маунд Эншент, представляющий собой пятикилометровый вал), весьма вероятно, были крепостями.

Древнейшие типы маундов — это, безусловно, могильные маунды. В Северной Америке они появляются впервые около трех тысяч лет тому назад. Их творцы были носителями так называемой аденской культуры, получившей свое название от одного из знаменитейших могильных маундов, который был обнаружен в пмении «Адена» крупного землевладельца и губернатора штата Огайо Т. Уортингтона, расположенном близ города Чиликоте. Люди аденской культуры были в буквальном смысле слова одержимы преклонением перед своими мертвыми. В их честь они строили эти маунды, некоторые — довольно высокие; например, Грейв Крик Маунд в вирджинском городе, ныне даже получившем название Маундсвилл, достигает 25 метров высоты. Впрочем, об аденской культуре нам известно очень мало. Земледелие в Северной Америке лишь зарождалось, социальное расслоение у носителей аденской культуры тоже было в самом зачатке.

Традиции аденской культуры развивает новая культура — хоупвеллская, представители которой уже не только строят гигантские надгробья, но также возводят маунды, явно предназначенные для религиозных обрядов. Таков хотя бы восьмигранный маунд в городе Ньюарке (штат Огайо), который местные жители превратили в площадку для игры в гольф.

Хоупвеллское общество постепенно расслаивается на привилегированных и непривилегированных. Большую роль, как свидетельствуют и обрядовые маунды, играет в этой культуре религия, и особенно выделяются те, кто руководит религиозными обрядами, — жрецы.

Хоупвеллская культура исчезает из истории древних Миссисипи и Огайо в середине первого тысячелетия нашей эры. На смену ей приходит новая, сильная, несравнимо более прогрессивная культура, которую мы называем по имени реки, в бассейне которой встречаемся с ее следами особенно часто, культурой Миссисипи. Именно эта культура строит в этой части Северной Америки, с одной стороны, гигантские храмовые маунды, с другой — земляные ступенчатые пирамиды. Культура Миссисипи, бесспорно, вершина культурного развития доколумбовых индейцев Северной Америки в восточной и центральной части нынешних Соединенных Штатов. На юго-западе, в области культуры пуэбло, одновременно протекает самостоятельный, своеобразный и столь же важный для понимания характера отдельных этапов развития процесс формирования средних культур.

Ведь люди культуры Миссисипи возводили не только отдельные — пусть даже гигантские — маунды, но и располагали их в настоящих городах, наиболее известный из которых — Кахокия — находился по соседству с нынешним Сент-Луисом. Этот город имел не менее 30 000 жителей, то есть был самым крупным из известных нам поселений доколумбовых индейцев Северной Америки. Кахокия (как и другие города этой культуры) была обнесена деревянной оградой пятиметровой высоты. Над городом возвышался огромный земляной маунд, на вершине которого стояло главное святилище Кахокии. Во всем городе было еще сто других маундов. На некоторых тоже стояли храмы, на иных были выстроены роскошные жилища владык города. Те, кто не удостоился чести жить на маундах, рядовые кахокийцы, обитали в бесчисленных хижинах в самом городе и за его стенами. На огородах возле своих жилищ они выращивали кукурузу и фасоль. Ловили рыбу и охотились на водяных птиц — лебедей, гусей и уток. Кахокийцы создавали также прекрасные образцы керамики, а из меди изготовляли ножи и острия копий.

Управление городом требовало хорошей организации. Для строительства гигантских маундов, безусловно, нужно было собрать тысячи, а возможно — и десятки тысяч рабочих и целенаправленно руководить их трудом. В обществе тут уже явственно выделилась знать — светская и духовная, — селившаяся в буквальном смысле слова выше, чем простой люд, который ютился у подножия господских маундов. Это уже собственно классовое расслоение миссисипского общества распространялось и на загробную жизнь. В одном из маундов Кахокии был найден скелет какого-то высокопоставленного умершего, покоившегося на подстилке из 12 000 жемчужин и ракушек. Мертвого сопровождали в последний путь бесчисленные дары, в особенности прекрасно отполированные камни, а кроме того — шесть мужчин, очевидно его слуги. Они были убиты, когда умер их господин. Неподалеку от могилы этой высокопоставленной особы в общей яме лежали скелеты пятидесяти трех женщин, вероятно жен похороненного, тоже, видимо, убитых, когда умер их муж [3].