Смекни!
smekni.com

Культура римской империи (стр. 3 из 3)

Другим шедевром Аполлодора из Дамаска стал Пантеон, храм всех богов, — самое знаменитое и величественное купольное здание античности, выстроенное по заказу императора Адриана. Круглое в плане здание храма, перекрытое куполом, почти в неприкосновенности сохранилось до наших дней. Гигантский купол, шедевр инженерной мысли Аполлодора, оставался непревзойденным вплоть до конца XIX века

Быстро распространявшееся христианство породило новые архитектурные формы. Самыми ранними памятниками римского христианства являются катакомбы — подземные кладбища. Христиане верили в грядущее воскрешение и проявляли особую заботу о телах своих умерших единоверцев. Для устройства катакомб они первоначально использовали заброшенные каменоломни в туфовой породе, поскольку туф исключительно удобен для таких целей — пробитые в нем коридоры не обваливаются и не требуют особых подпорок. Затем катакомбы стали специально создавать на земельных участках, принадлежавших богатым римлянам-христианам. Римские катакомбы, которых на сегодня обнаружено более 70, как правило, имеют несколько ярусов и глубина их доходит до 25 м. Всего с I по IV век в таких катакомбах было похоронено от 500 до 700 тыс. римлян. Примерно с III века в римских катакомбах появляются настенные росписи, как правило, на библейские темы. Авторы этих росписей использовали приемы античного искусства, перетолковывая их в духе новой религии. Христиане воспринимали видимые вещи как намек на тайное и скрытое. Поэтому росписи катакомб были своеобразной системой иносказаний и символов, связанных с поминовением усопших и понятных только посвященным.

После издания Константином Великим Медиоланского эдикта появляются первые христианские церкви. Раньше христиане, принадлежа к официально запрещенной религии, использовали для молитвенных собраний дома своих единоверцев. Теперь же они получили право открыто совершать молитвы и им требовались для этого помещения. Однако христианские храмы коренным образом отличались от языческих. Если тесный внутри и красиво украшенный снаружи, лишенный окон языческий храм считался жилищем бога, а все ритуальные действия совершались на открытом воздухе, то церковь была молитвенным домом, местом собрания всех верующих. Поэтому христиане для своих церквей взяли за образец не римский храм, а базилику — общественное здание, состоящее из большого светлого прямоугольного зала, который делился рядами колонн на несколько отделов (нефов, по-гречески — «кораблей») и в верхних частях стен которого были прорублены окна. Кроме того, в противоположность языческому храму, для христианской церкви гораздо более важное значение имеет внутренняя отделка. Особое место в украшении христианских церквей получила мозаика, расположенная на стенах. В античном мире мозаика из простых цветных камней была украшением пола, и только в термах она перекочевала на стены. Христиане же, заменив камни искусно приготовленной многоцветной стеклянной смальтой, превратили блистающие золотом мозаичные картины в главный элемент интерьера церквей.

Однако упадок Римской империи отразился на всем, в том числе и на архитектуре. Уже в V веке сами римляне принялись разрушать свой город, используя древние здания как каменоломни. Укрепившиеся в Риме варвары были вынуждены защищать наследие империи, запретив горожанам разбирать исторические памятники и пережигать мраморные статуи на известь. Однако в VI веке к римлянам «присоединились» готы, которые преднамеренно разрушали город. Само же искусство архитектуры вырождалось на глазах. Когда в Равенне строили усыпальницу остготского короля Теодориха, то купол довольно небольшого здания строителям пришлось делать из одного монолитного камня — секрет создания купольных перекрытий был утерян. Это грубое приземистое строение в виде башни до сих пор стоит в Равенне, являя собой символ полного упадка римской цивилизации.

О развитии живописи в императорском Риме мы можем судить преимущественно по фрескам, выполненным в красно-коричнево-желтой гамме, украшавшим интерьеры домов в Помпеях и Геркулануме. Погребенные под толстым слоем пепла, они дошли до нашего времени почти в первозданном виде. Как правило, на красном фоне изображены мифологические и бытовые сцены с поражающим реализмом передающие образы людей и предметов. Фрески должны были искусственно расширить внутреннее пространство комнат. Художники разбивали поверхность стен на множество фрагментов, изображая архитектурные элементы: колонны, карнизы, капители. Иногда рисовали открытые окна и якобы видимые в них пейзажи: сады и парки, города и гавани, дворцы и храмы.

Одновременно с фресковой живописью расцвело искусство мозаики, которая служила обязательным украшением полов в богатых домах. Наиболее знаменита помпейская мозаика в так называемом «доме Фавна», изображающая битву Александра Македонского с Дарием. Эта мозаика является копией картины греческого художника IV века до н. э. Филоксена.

Развивалась и живопись, примером чему служит фаюмский портрет в Египте. В конце прошлого века археологи впервые обнаружили в некрополе фаюмской деревни Филадельфия мумии римского периода, на лицах которых вместо традиционных масок были выполненные на деревянных досках портреты. Так был обнаружен целый жанр античной реалистичной живописи восковыми красками, широко распространенный в Египте. В отличие от бюстов, стоивших очень дорого и предназначавшихся верхушке римского общества, портрет был доступен самым широким слоям населения империи. При жизни заказчика портрет украшал его дом, а после смерти владельца снимался со стены и вставлялся в бинты мумии.

Несомненно, высочайшим достижением римского изобразительного искусства эпохи империи стал скульптурный портрет. Бюсты постепенно утратили последние следы идеализации, грубо передавая истинные черты личности, не стараясь приукрасить действительность. Со смертью Августа идеализм в скульптуре окончательно уступил место суровому реализму. В предстающей перед нами бесконечной галерее голов императоров, полководцев, патрициев и римских матрон скульпторы пытались раскрыть основные черты характера властелинов мира, сложившиеся под влиянием их непростого жизненного опыта и внешних обстоятельств. Тяжелые нижние челюсти, плотно сомкнутые губы, волевые, поистине каменные, иногда предельно циничные или жестокие лица.

Начиная с III века художники и скульпторы стали больше внимания уделять самой поверхности предмета, чем его объему и структуре. И здесь сказывалось коренное изменение, произошедшее в сознании, — разлом мира на физический и духовный. Мастер как бы разделял суть вещи и ее зрительный образ. Сами модели скульпторов стали другими.

С бюстов той эпохи на нас смотрят лица, искаженные гримасой душевной боли. В каждой черточке, складке и морщинке виден отпечаток противоречий гибнущей культуры. Напряженный взгляд окруженных тенями глаз выдают плохо скрываемые страх и отчаяние, а губы, сложенные в презрительной мине, по-прежнему плотно сжаты, но теперь они не ухмыляются и не дают вырваться наружу сдерживаемому крику ужаса и безнадежности.

К началу IV века скульптура переродилась и перестала быть реалистичной. Недостаток художественного мастерства стал восполняться гигантскими размерами, примером чему служит громадная статуя императора Константина Великого, от которой до нас дошли лишь фрагменты. Бюсты стали грубы, непропорциональны и полностью лишены былого изящества. Портрет вновь начал превращаться просто в символ, который должен был обозначать персону, но не передавать сложные извивы движений ее души. Рим прекратил свое существование как центр цивилизации, и его искусство умерло вместе с ним.