Смекни!
smekni.com

Сценарный подход к структуре японского сада (стр. 4 из 5)

Вдоль русла сухого ручья обычно сажают молодило (Sempervivum), тимьян (Thymus), а также кусты барбариса, к примеру Тунберга «Ауреа» (Berberis thunbergii «Aurea») с лимонно-желтыми листьями, осенью желто-оранжевыми.

6.4.Растения для групповых композиций для японского сада

- Вишня войлочная (Cerasus tomentosa)

- Яблоня краснолистная (Malus hybrida)

- Ель обыкновенная (Picea abies) «Nidifomis», хвоя светло-зеленая. Ее высаживают также среди камней и возле водоемов.

- Лиственница японская с необычной хвоей и шишечками в виде розочек. Осенью остается зеленой дольше наших лиственниц. Ее высаживают как в каменистых садах, так и возле водоемов и водопадов.

6.5. Одиночные растения для японского сада

- Сосна горная «Мини Мопс» (Pinus mugo «Mini Mops»)

- Сосна горная «Мопс» (Pinus mugo «Mops»)

- Сосна веймутова «Радиата» (Pinus strobes «Radiata»)

- Можжевельник казацкий (Juniperus Sabina «Variegata»)

6.6.Любимые растения японского сада

- Рододендрон малый (Rhododendron minus), вечнозеленый кустарник, цветет в июле фиолетово-розовыми цветками.

- Пион древовидный «Барон д’Алес» (Paeonia ardorea «Baronne d’Ales»), цветки светло-розовые, махровые .

- Пион древовидный «Бланш де Хис» (Раеonia arborea «Blanche de His»), цветки розовато-белые, махровые.

Сорта хризантем (Chrysanthemum coreanum):

- «Александрит» - желто-розовый, цветет с августа до середины сентября;

- «Зарница» - красно-коричневый, цветет с середины сентября до заморозков;

- «Кружевница» - коричнево-белый, цветет с середины августа по сентябрь;

- «Лучезарный» - ярко-желтый, цветет с сентября до заморозков.

У горного озера, окруженного высокими скалами, помещают вечнозеленые кустарники:

- Спирея японская «Литл Принцесса» (Spirea japonica «Little Princess»), листья зеленые, осенью - желтые, желто-оранжевые. Цветет в июне-июле, цветки розово-красные, крона шаровидная;

- Форзиция яйцевидная «Тетраголд» (Forsythia ovata «Tetragold»);

- Форзиция промежуточная «Гольдзаубер» (Forsythia intermedia «Goldzauber»), листья от темно-зеленых до бледно-фиолетовых, цветет в апреле-мае, цветки фиолетовые, золотисто-желтые.

Возле водоема красиво отражаются в воде:

- Ирис гладкий (Iris laevigata) - фиолетово-голубой, сорт «Herald Blue»;

- Ирис сибирский (Iris sibirica) - чисто-голубой, сорт «Herald Blue»;

- Ирис аировидный, или водный (Iris pseudocorus), - сорт «Berlin Tiger» с тигровой окраской;

- Хоста Зибольда (Hosta sieboldiana) - сорт «Элеганс» с голубовато-зелеными листьями;

- Хоста Форчуна (Hosta fortune), листья широколанцетные с белой каймой по краю. Хосту с папоротниками уместно посадить в расщелинах камней, чтобы скрыть неприглядные места после отмирания листвы.

Самым неприхотливым папоротником считается вудсия эльбская (Woodsia ilvensis), а наиболее красивым - адиантум стоповидный (Adiantum pedatum), или девичий волос. Его ажурные вайи колышутся от малейшего дуновения ветра.

У пруда великолепно смотрятся:

- Ива козья плакучая (Salix caprea «Pendula»);

- Ива Зильберглянц (Salix caprea f. Silberglanz) с зеленовато-серой корой.

6.7.Растения для групп камней

- Кипарисовик горохоплодный «Филифера Ауреа нана» (Chamaecyparis pusufera «Filifer Aurea Nana»), хвоя золотисто-желтая, сохраняет окраску зимой.

- Можжевельник горизонтальный «Андорра компакт» (Junipera horisontalis «Andorra Compact»), хвоя серо-зеленая.

- Можжевельник чешуйчатый «Блю Карпет» (Juniperus squamato «Blue Carpet»), хвоя серо-голубая.

6.8.Архитектурные элементы японского сада

Японский стиль сада допускает применение таких декоративных элементов, как каменный фонарь, мостик, плетень из бамбука. Около мостов и водных потоков, рядом с декоративными камнями или большими деревьями, размещают каменные пагоды.

В саду для чайных церемоний обязательно присутствует цукубаи - каменная чаша с водой, в которой традиционно мыли руки. Обычно ее устанавливают на площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада, где также размещают каменный фонарь, который особенно эффектно смотрится вечером около папоротников. В таком саду хочется отдыхать, размышляя о прекрасном за чашкой зеленого чая.


7. Японский сад в Москве

Хотя настоящие японские сады есть только в Японии, Россия тоже имеет свой профессиональный японский сад. Он расположен в Главном ботаническом саду Российской академии наук в Москве. Японский сад сооружен в 1987 году по проекту выдающегося японского ландшафтного архитектора Кена Накадзимы, при участии архитектора Такео Адачи, проектировавшего все павильоны и мосты в саду.

Кен Накадзима строил японские сады во многих странах мира — в Австралии, США, Канаде, Франции, Омане, Монголии и др.

В Японском саду устраиваются выставки и традиционная чайная церемония. Сад освещал синтоистский священник–каннуси.

Японский сад — это модель буддийского рая, и законы созидания таких объектов имеют полуторатысячелетнюю историю. Японские сады отличаются от всех других тем, что в них большое количество символических элементов, многие из которых взяты из буддистской и даосской религии и философии. Здесь представлены некоторые из них: каменная пагода, каменные фонари, чаша Цукубай, чайный дом, вода, камни, Сакура.

Тринадцатиярусная каменная пагода

Привезена из Японии. Ей около 200 лет. Пагода является композиционным центром Японского сада — символ буддийского храма. Число «тринадцать» имеет очень важное значение: это число областей обитания будды, пришедшее в японский буддизм из китайского ламаизма (тибетский буддизм).

Каменные фонари

Каменные фонари Японских садов берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. Однако, вероятно, прообразом каменных фонарей были сосуды, в которых китайские императоры приносили жертву небу.

Фонарь Юкими–Торо имеет плоскую широкую крышу. Юкими–Торо — «фонарь любования снегом».

Фонарь Орибе–торо имеет барельеф в нижней части ножки.

Цукубай — ритуальная чаша для омовения рук. Развитие формы чаши шло по двум основным направлениям. Вероятно, в древней Японии, камни с естественным углублением посередине использовались для различных хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище.

Впоследствии эта традиция была перенесена и к буддистским храмам, поскольку сама процедура лить воду на руки, означала в буддийских практиках завершение какого–либо дела. Природных камней не могло быть много, и при широком использовании, возникла необходимость их изготовления.

Традиционная к X–XI веку кругло–квадратная форма цукубая начала изменяться с популяризацией дзенского учения о постижении гармонии природы и умении увидеть совершенство в несовершенных формах. Цукубай становится лишь отчасти рукотворным, возвращаясь к первоначальной природной форме камня.

Чайный дом

Круглая форма окна символизирует луну. Круглые формы весьма широко используются в садовой архитектуре. Круглая форма входа или полукруг арки моста симвозирует солнце.

Настоящий чайный дом Соан («травяной дом») мал — от двух до четырех с половиной татами. Татами — соломенная циновка, обшитая темной каймой со стандартным размером 180x90 см. Размещение окна рассчитано не только для вентиляции помещения, или для смягчения однообразия стены, но и для создания правильной игры света и тени в период совершения самого чайного действа.

Гость попадает в чайный дом через низкий лаз, высотой всего 72 сантиметра, оставляя обувь на большом плоском камне «куцунуги», который в свою очередь является, который в свою очередь является переходным элементом между плоскостью дорожки и открывающимся пространством чайного дома.

Конструкция входа вынуждает гостя склонить голову, проникая в чайную комнату. Первый взгляд на убранство помещения — с уровня колен при наклоненной голове — визуально увеличивает внутренний объем чайной комнаты. Необходимость склонить голову напоминает о смирении, присущем состоянию, необходимому для погружения в действо.

В одном из углов (запад) чайной комнаты находится очаг, где греется вода для чая. Восточное татами предназначено для гостей. У чайного домика есть и другой, высокий, вход. Он предназначен для выхода гостей и для входа к гостям мастера. Чайный дом, по первоначальному своему замыслу, должен быть изолированным местом, где участники церемонии очищают свою душу и мысли от мирских забот. Такой зоной своеобразного очишения при перемещении от суеты внешнего мира в мир чая, служит сад, где гости отдыхают и ждут приглашения хозяина к началу церемонии.

Вода для человека равноценна понятию «жизнь». Поэтому не удивительно, что, являясь символом очищения во все времена и у всех народов, она обязательно присутствует и в садах. Вода присутствует в садах не только в виде водных пространств, но еще и в виде небольших речек, горных ручьев или небольших водопадов, питающих водоемы.

Камни

Японцы, в отличие от европейцев считают, что высшим творением природы является не человек, а камень и через камень можно передать всю информацию о мире.

Камни используются для создания композиций в водоемах и обрамления берегов, для дорожек и как пешеходный трап через водный поток, мелким светлым гравием покрываются большие открытые пространства, создавая фон всему, что на них посажено и построено и т.п. Любой японский сад — это «сад камней», так как камень был и остается основным элементом при его создании.

Основной принцип сбалансированных каменных композиций основывается на выборе центрального (главного) камня сюсеки, первого подчиненного камня фукусеки и второго подчиненного камня киакусеки. Эти три камня должны представлять в итоге некий соразмерный (сомасштабный) треугольник. Это не означает, что каждая из множества каменных композиций сада будет представлять собой Буддийскую триаду, просто все они основаны на том же принципе и часто используют форму сомасштабного треугольника.