Смекни!
smekni.com

Сюрреализм как мировоззрение (стр. 1 из 5)

Министерство науки и образования Украины

Харьковский национальный экономический университет

Кафедра философии и политологии

Индивидуальное научно-исследовательское задание

По курсу: «Культурология»

На тему: «Сюрреализм как мировоззрение»

Руководитель: Пономаренко Е.В.

Выполнила: Пальм Н.Д.

студентка 1 курса 8 группы

факультета ФЭФ

Новикова А. В.

Харьков, 2007


Содержание

Введение

1. Что такое сюрреализм?

2. Предпосылки возникновения

3. Развитие Сюрреализма

4. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме

5. Творчество Сальвадора Дали

Вывод

Приложения

Список литературы

Введение

На протяжении всего существования человечества людей интересовал мир, находящийся за гранью всех их пяти чувств, мир за гранью реальности. Люди икали его, пытались увидеть, понять. Мир неизведанных тайн и загадок, не смотря на пугающую неизвестность, манил к себе.

Сюрреализм стал основной волной попыток человека познать и выразить мир над реальностью. Художники не изображали что-то конкретное, а пытались выразить чувства и эмоции, охватившие их в определенный момент, через сочетание отдельных не совместимых обрывков (слов в литературе, мазков в изобразительном искусстве). Мир вне разума и логики, мир безумия стал основным источником творчества того периода.

Многие искусствоведы до сих пор бьются над произведениями сюрреализма, пытаясь понять, что же все-таки хотел выразить автор. Так как каждый человек индивидуален, понять какие чувства охватывали художника в момент творчества и создания подобного произведения, как мне кажется, невозможно.

Сюрреализм жестко критиковался, не понимался и не воспринимался, однако произведения данного направления продолжают интересовать своей необычностью и загадкой. Каждый находит в них что-то свое. На картины художников сюрреализма можно смотреть часами, погружаясь в сумасшедший и неизведанный мир, пытаясь понять философию и взгляд на реальный мир человека, написавшего ее.

1. Что такое сюрреализм?

СЮРРЕАЛИЗМ (от франц. surrealisme - букв. "сверхреализм") - одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства ХХ в. Сюрреализм зародился во Франции после первой мировой войны в начале 20-х годов ХХ века, пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой , пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм

Сюрреализм возник как литературное течение, но вскоре приобрел статус художественного явления в современном ему мировом искусстве в целом.

Его создатели – молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного и необъяснимого, вплоть до сверхъестественного в реальном мире. Основателем и идеологом этого направления был Андре Бретон.

Французский писатель Андре Бретон (1896-1966) разработал теорию сюрреализма, художественного направления, которое "делает людей свободными", пытается открыть "реальное функционирование мысли". Бретон утверждал, что современное общество лишает свободы отдельную личность. В глубине каждого из нас существует мир потаенных желаний, неведомая вселенная, которую искусство может раскрыть, если художник полностью отдастся своему вдохновению. С 1920-х до 1960-х гг. сюрреалисты выпускали журналы, организовывали выставки и ставили спектакли. Они искали подтверждение своих теорий в произведениях прошлого или вне европейской художественной традиции. Этот новый взгляд сюрреалистов на историю искусств в широком смысле объясняет их влияние на развитие изобразительного искусства в целом.

Сюрреалисты не ставили соей целью создание школы или художественного течения, продолжающего линию романтизм - реализм -…- футуризм, их планы были более глобальны, а амбиции непомерны. Они желали “осуществить универсальный революционный проект, относящийся ко всем областям деятельности и мышления… Они намеревались предложить людям новый способ сознания…” (Ален и Одетт Вирмо).

Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации.

Главными чертами сюрреализма являются пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.

Сюрреализм предполагал с помощью внешне точно, даже фотографично выписанных предметов и явлений действительности одновременно представить в изобразительном искусстве внутреннюю сущность этих предметов и явлений. Совмещение несовместимого, экспрессивное увеличение отдельных частей человека, деформация его естественных форм составляет основу изображения реальности в этом искусстве, называющем себя сюрреализмом, то есть сверхреализмом, «сверх» потому, что выявляет внутреннее, часто неподдающееся рациональному осмыслению скрытое содержание предметов, явлений и самого человека. В основе искусства сюрреализма лежит гротеск чаще всего в форме соединения прекрасного и уродливого и доведение изображаемого до полного абсурда. Особенно страшное впечатление производит соединение живой и неживой природы: частей человеческого тела или животных с бездушными формами предметов цивилизации, например, с ящиками письменного стола или комода, с какими-то предметами домашней или кухонной утвари, то есть с такими предметами цивилизации, которые предельно отдалены от органичного мира, так как в них преобладают геометрические формы, острые углы, и в сочетании с органическим миром человека и природы подобный гротеск производит жуткое впечатление. Таким образом, сюрреализм в целом отбросил «вековые оковы» рационализма и заменил господство разума иррационализмом, то есть отрицанием в практике искусства логики, основывающейся на признании действующих в реальном мире закономерностей развития.

Иррационализм принимает за основу действительности иррациональное – недоступное разуму (рацио), полагающееся на слепой случай. Искусство сюрреализма сознательно стремится изображать, воплощать иррациональное – не существующее в реальной действительности. С точки зрения последователей сюрреализма, необходимо культивировать присущую творческой личности особую спонтанную сверхчувствительность и могущество творческого воображения. Создавался не просто новый стиль в искусстве и литературе, а проявлялось стремление художников предельно воздействовать на мир и даже в корне изменить его. Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна способствовать преобразованию реальности, в которой живет человек.

Мистический характер сюрреализма объяснялся теоретиками и защитниками данного стиля стремлением найти и воспроизвести то, что лежит над реальностью, находится за ней, произвести тот трансцензус (выход за реальность), о невозможности которого говорил еще И. Кант в конце XVIII века. В этом отношении на сюрреалистов оказал влияние крупнейший философ-интуитивист, искусствовед и теоретик искусства Анри Бергсун (ХХ век), который ставил интуицию в художественной сфере бесконечно выше разума. Другими словами: интуиция, чутье, догадка, внутреннее видение, есть главное в постижении истины и не нуждается в научных знаниях.

2. Предпосылки возникновения

В формировании сюрреализма важное место занимает предшествующий ему дадаизм. Дадаизм – литературно-художественное течение, дерзко эпатирующее читателей и зрителей "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса I Мировой войны в 1916 году и отразившее разочарования художников перед лицом катастроф: мировых войн и революций. Дадаизм представлял собой протест художников, который принял антиобщественную форму. Он в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством "безумия". Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, в частности, выразилась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях. Дадаизм просуществовал до 1922 года и стал базой для искусства сюрреалистов. Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий инструмент. Художники стали бросать краски на холст, предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мистических мировых сил. Сюрреалистическое отношение к бессознательному, к стихии хаоса прямо вырастает из дадаистического "посева". Однако направленность творческой активности у сюрреалистов была иной: не просто разрушительной, а созидательной, но через разрушение. Среди основателей сюрреализма были художники и кинематографисты Л.Бюнюэль, Ж.Дюлак и близкие к ним П.Пикассо, Р.Клер, Ж.Садуль; среди авторов «Первого манифеста сюрреалистов» - французские поэты А.Бретон, П.Элюар, Б.Пере, художники Х.Арп, М.Эрнст; среди выдающихся и последовательных сюрреалистов – Э.Уодсверт, В.Браунер, Х.Белмер, М.Дюшан, И.Танги и Сальвадор Дали.

Сюрреалистическое движение оформилось в 1924 г. в Париже. Но еще в 1916 г. в Цюрихе, в Швейцарии, когда Первая мировая война опустошала остальную Европу, художники создали новое скандальное движение дадаизма, призывавшего художников вернуться в творчестве к младенческому состоянию. Дадаизм стал предтечением сюрреализма. Марселя Дюшана, например, называют одновременно и дадаистом, и сюрреалистом. Кстати, художники обоих направлений любили устраивать провокации. Так журнал "Сюрреалистическая революция", выходивший в Париже с 1924 по 1929 г., декларировал: "Откройте тюрьмы, распустите армию!"