Смекни!
smekni.com

Театр как социальный институт (стр. 5 из 5)

«С потерей репертуарного театра мы ставим под удар традиции системы Станиславского. Но потеря традиций репертуарного театра – это ещё не потеря всей театральной культуры, а вот потеря школы грозит эту культуру потерять».

Стационарный репертуарный театр-дом потеснён сегодня новыми жизнеспособными и мобильными театральными моделями. Стремительно развиваются антреприза, частные театры, театры-студии, именно они сегодня выходят в авангард культурного процесса. То, что антреприза может стать шедевром театрального искусства, доказывают работы Стуруа, Някрошюса, Доннеллана.

Мне кажется, что разнообразие форм творческого существования, только обогатит театр и воспринимающего его человека, предоставив ему реальную свободу выбора множества различных систем социального и культурного поведения. Законодательно каждая из этих форм должна быть защищена, тогда каждый творческий коллектив сможет выбрать подходящую ему модель. Не так уж важно под какой вывеской будет театр в который придёт зритель, гораздо важнее, чтобы этот театр удовлетворял культурные потребности человека.


Заключение

Серьёзные преобразования, произошедшие в политической и экономической сферах российского общества, не могли не сказаться на сфере культуры. Важной особенностью существования её институтов в настоящий момент является функционирование в условиях развития рыночных отношений. Произведения культуры становятся предметом купли-продажи, а существование её творцов связано со спросом на их продукцию на рынке.

В новых условиях изменились и театр, и зритель. Сегодня культурные потребности отошли на второй план, большинство населения озабочено проблемой выживания, преобладают домашние или пассивные формы проведения свободного времени. Преодоление существующих ныне острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых разных факторов, влияющих на развитие личности. Одним из сильнейших в этом ряду является искусство. Но сегодня общение с театральным искусством становится более поверхностным, чем в советскую эпоху, ослабевает его развивающая и усиливается развлекательно-релаксационная роль. Если раньше театр был лидером общественной мысли, то сегодня для публики первостепенное значение имеет театр как место отдыха.

До начала перестройки существовали только государственные стационарные театры, строго определялись репертуар, количество премьер, спектаклей для детей, по произведениям классиков русской литературы и т.д. В настоящее время существуют не только государственные, но и частные театры. Появилась «новая» форма организации театрального дела – антреприза. Театр находится на самоокупаемости, дотации из бюджета не покрывают даже расходов на заработную плату. Работники театра получили большую свободу творчества и самовыражения, но утратили чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне.

Для того чтобы мог реализоваться весь потенциал театрального искусства, необходимо обеспечить соответствующие условия для распространения и освоения театральной продукции, которая должна способствовать повышению качества досуга населения. Для совершенствования деятельности института театра существенную роль играют социологические исследования.

Исследования в области театрального искусства имели место в России уже в XIX веке, после революции 1917 года они стали более систематическими. В 20-ые годы регулярные исследования театра стали проводиться в театре РСФСР под руководством В. Мейерхольда и в Театре юного зрителя в Ленинграде. С середины 20-х годов изучением зрителей стали заниматься научно исследовательские учреждения и организации. Отличительной чертой первых исследований театра была их практическая направленность на изучение зрительского восприятия спектакля.

После долгого перерыва изучение функционирования театра возродилось в период общественной оттепели конца 50-х годов. На этом этапе развития социологии театра акцент ставится на изучение взаимоотношений театра и публики.

В 70-е годы функционирование театра рассматривалось в контексте происходящих социальных процессов.

В сложившихся условиях перехода современного российского общества к рыночным отношениям, в свете изменения социальной роли театра в жизни общества, смены типов взаимодействия театра с другими социальными институтами – политическими, экономическими, образовательными, культурными и обретения им новых социальных функций в условиях становления социальных отношений нового типа, изучение социокультурного института театра приобретает особую важность. Театр, выполняющий ряд важных социальных функций нуждается в общественной и государственной поддержке, в принятии закона о театре, в формировании новой системы найма актёров и в разработке социальной политики, касающейся всех участников взаимодействия «театр – зритель».


Список использованной литературы

1. Аналитический вестник №4. Театр в современной России (состояние и перспективы. М., 1998.

2. Социологические исследования театральной культуры села. Академия наук СССР. Уральский научный центр. Свердловск, 1978.

3. Театр. Обзорная информ. Вып. I. – Социологические исследования театрального искусства. М., 1983. С. 159.

4. Алексеев А.Н., Дмитриевский В.Н. Театр и зритель. Проблемы социологии театрального искусства. М., 1973.

5. Бэнтли Э. Жизнь драмы. М., Айрис Пресс, 2004.

6. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М., ВТО, 1982.

7. Дмитриевский В.Н. Основы социологии театра: История, теория, практика. М., ГИТИС, 2004.

8. Ерасов Б.С. Социальная культурология, ч. 1. М., Аспект Пресс, 1994.

9. Зилов М. Вдохновенье и расчёт. Организация творческой работы в драматическом театре. М., ВТО, 1976.

10. Ирд К.К. Размышления о театре. Л., Искусство, 1973.

11. Корниенко Н.Н. Социальные функции искусства и его видов. Функционирование театра в оценке зрителей и экспертов. М., Наука, 1980.

12. Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. Т. 1. М., 1952.

13. Станиславский К.С. Собр. соч., Т. 3. М., Искусство, 1955.

14. Суворова Г.Д. Театр и художественная культура. Театр как социальная ценность. М