Смекни!
smekni.com

Теория самодеятельного творчества (стр. 5 из 5)

б) Естественнонаучными исследованиями – объединения экологической направленности, объединения, связанные с такими науками как астрономия, археология, геология, биология, зоология (Клубы любителей кактусов, аквариумистов, кошек, собак, экзотических животных, голубей и птиц, уфологии и т.д.).

Формы работы – экспедиции, научные конференции, семинары, выставки.

Социально-политическая самодеятельность

Два вида объединений социально-политической самодеятельности:

1. Объединения политической направленности ставят перед собой политические цели и задачи. Это могут быть массовые движения, к примеру, Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии.

2. Объединения социальной направленности ставят перед собой цель – защищать социальные права отдельных категорий граждан. К ним относятся Клубы ветеранов Великой отечественной войны и труда, войны в Афганистане, Чечне, Союз чернобыльцев, Комитет защиты жертв сталинских репрессий, Комитет малолетних узников фашизма, Союз многодетных семей и т.д.

Физкультурно-оздоровительная самодеятельность

Коллективы физкультурно-оздоровительной направленности функционируют практически во всех культурно-досуговых учреждениях, которые работают в двух направлениях:

Пропаганда физической культуры.

Пропаганда здорового образа жизни.

К первому направлению относятся клубы любителей бега, клубы здоровья, туристические клубы, клубы аэробики (шейпинга, фитнеса), клубы атлетической гимнастики, клубы любителей пэйтбола, боулинга, бильярда, городков, армреслинга, дартса, экстремальных видов деятельности и др.

Ко второму направлению относятся клубы закаливания или клубы моржей; объединения, пропагандирующие учение Порфирия Иванова и имеющие одно название - «Озарение», объединения, пропагандирующие здоровое питание, клубы вегетарианцев, клубы трезвости и т.п.

Художественное творчество

Художественное творчество – процесс по созданию новых, никогда не бывших оригинальных, общественно-значимых духовных ценностей на основе предшествующего опыта и знаний.

Цели самодеятельного художественного творчества:

- воспитание эстетического художественного вкуса;

- развитие творческих способностей личности;

- пропаганда искусства.

Существует 2 уровня художественного творчества:

1 уровень – репродуктивный (исполнительский)

2 уровень – созидательный (непосредственно творчество)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО = ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ + СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Классификация художественной самодеятельности

I. По ориентации на основные пласты художественной культуры

1. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложкарей, движение «Играй, гармонь!» и т.д.);

2. Художественная самодеятельность, ориентированная на виды, школу, стили профессионального (академического) искусства (академические и народные хоры, оркестры, театральные, хореографические коллективы, литературные объединения, фотостудии и т.д.);

3. Художественная самодеятельность оригинальная, не имеющая аналога ни в профессиональном, ни в народном искусстве (команды КВН, агитбригады, клубы самодеятельной песни и др.).

II. По типам творчества

1. Исполнительская художественная самодеятельность (музыкальные, хореографические, театральные, цирковые коллективы);

2. Авторская и авторско-исполнительская самодеятельность (самодеятельные композиторы, литературные объединения, студии изобразительного искусства, клубы самодеятельной песни – КСП, театр малых форм и т.п.);

3. Импровизационная самодеятельность (музыкальный сейшен, буриме, конферанс, пародии и др.).

III. По степени организованности и субъекту организации

1. Неорганизованная или неформальная (самоорганизующуюся), как правило, временная, нестабильная (дворовая, в молодежных компаниях и др.);

2. Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемая средствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, Клуб деловых женщин или клуб «Грация», телевизионный клуб «Что? Где? Когда?»);

3. Самодеятельность, организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социально-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически-направляемая.

IV. По преобладающему виду деятельности

1. Объединения учебного типа (студии)

2. Объединения познавательного и художественно-исследовательского типа (объединения искусствоведческой направленности, дискуссионный клуб «Культура и духовный мир личности», клуб любителей поэзии Б. Пастернака и т.п.);

3. Художественно-пропагандистские и художественно-организаторские (агитбригады);

4. Объединения игрового типа (команды КВН, брейн-ринг, «Папа, мама и я – спортивная семья»);

5. Творческие объединения (коллективы художественной самодеятельности);

6. Объединения комплексного типа.

V. По месту локализации (расположения)

1. Сельская художественная самодеятельность

2. Художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);

3. Художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).

VI. По возрастному составу

1. Детская художественная самодеятельность (дошкольный, младший школьный возраст, подростки, юношество);

2. Художественная самодеятельность взрослых (молодежь и старшие возрастные группы);

3. Разновозрастные по составу коллективы художественной самодеятельности.


Список использованной литературы

1. Дранков, В.Л. Природа художественного таланта/ В.Л. Дранков; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. – СПб, 2009. – 324 с.

2. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 2008.

3. Каргин, А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусства. Учебное пособие. – М.: Гос. респуб. центр русского фольклора. 2007. – 288 с.

4. Меерович, М.И., Шрагина, Л.И. Технология творческого мышления: Практическое мышление. – Мн.: Харвест, 2008. – 432 с.

5. Михайлова, Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре / Л.И. Михайлова // Социол. исслед. – 2009.-№ 4.- С.3-16.

6. Попова, Ф.Х. Социальные признаки самодеятельного творчества. В сб. Социально-культурное пространство региона: матер. регионал. науч.-практ. конфер. – Тюмень, Вектор Бук, 2004. – С.21-25.

7. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся: сборник. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. –164 с.

8. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях. – М.: Просвещение, 2007.

9. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2007. – 512 с.

10. Столяров Ю.С. Уроки творчества: из опыта организации технического творчества школьников. – М.: Педагогика, 2008.- 176 с.