Смекни!
smekni.com

Украина глазами Куинджи (стр. 2 из 3)

Художник избирает точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для изображения неба. Очень верно воссоздается тон ночного неба, чуть затянутого легкими перистыми облаками. Сияет диск луны, окрашивая контуры облаков в холодные тона. Лунный свет колеблется на темных водах реки, подчеркивая их медленное течение и очерчивая изысканную линию берега. Ощущение бескрайности просторов равнины, по которой протекает Днепр, достигается с помощью колорита. Художник используется в основном два цвета: черный и фосфорический зеленый. Но при такой ограниченности цветов колорит пейзажа не кажется однообразным. В нем нет двух одинаковых оттенков, по мере удаления от реки черный цвет становится глубже. Композиционному построению пейзажа свойственна простота и лаконичность. По словам Крамского: «…река действительно совершает величественно свое течение, и небо настоящее, бездонное и глубокое»[19].

В 1882[20] году Куинджи вновь устроил персональную выставку, где было выставлено всего три картины. Одной их них являлась «Днепр утром». Именно она должна была привлечь наибольшее внимание к себе. Она разительно отличалась от других полотен живописца. В ней он практически не использовал эффектов света, но сохранил свойственную его картинам глубину и пространственность. С высокой точки зрителю открывался вид на Днепр, серебристой лентой вьющийся по равнине, на дальние степи за рекой и высокий, чуть розовеющий, небосвод. Часть холма, изображенного на переднем плане, делает естественным композиционное построение пейзажа. Светлое небо занимает большую часть холста. Благодаря низко взятой линии горизонта просторы равнины кажутся в пейзаже почти бескрайними. Вся природа окутана легкой утренней дымкой, придающей пейзажу некоторую загадочность и волшебство. Данное произведение говорит о тонком лирическом проникновении художника в жизнь природы: Куинджи дает почувствовать зрителю очарование раннего тихого утра, его прохладу и свежеть, спокойное течение реки и высь безоблачного неба, влажность росистых цветущих трав и воздушность далей. Живописец в полной мере передает зрителю свои эмоции и чувства по отношению к природе. Глядя на картину мы ощущаем легкий ветерок и видим колебание травы на холме, видим плавное течение вод Днепра. Пейзаж написан в мягкой серебристо-перламутровой красочной гамме, и только цветущие травы на переднем плане вносят в общий колорит картины более звучные тона. Среди этих трав особенно выделяется цветок дикого татарника на высоком стебле. И он действительно играет существенную роль как в композиции, так и в колорите пейзаже. Стройные формы цветка, вырисовывающиеся на фоне светлого неба, помогают воспринять ширь степного простора. Вместе с тем яркая окраска его выделяется делая акцент на туманных, серебристых далях. С другой стороны цветок, так ярко изображенный на переднем плане, символизирует человека, такого статного и красивого духовно, но ничтожно малого по сравнению с величием природы. «Днепр утром» является одним из самых содержательных пейзажей Куинджи и едва ли не самым тонким по живописному исполнению.

Глава 2. Период «молчания»

После выставки 1882 года в творчестве Архипа Ивановича Куинджи начался период под названием «молчание»[21]. Он не выставлялся, но, как стало известно позже, продолжал работать. Данный период не является чем-то совершенно отличным от всех предшествующих творческих исканий художника. Но если раньше лучшие его произведения, наполненные огромным чувством жизни, становились подлинным апофеозом природы, то теперь Куинджи все чаще и чаще увлекается передачей внешних световых эффектов. Но не стоит полагать, что Куинджи утратил интерес к содержанию своего искусства и видел смысл лишь в поисках новых свето-цветовых решений. В произведениях, созданных в этот период чаще всего запечатлены грандиозные, ярковыраженные явления природы, которые покоряли живописца своей стихийностью и величием. Он любил писать пламенеющие закаты, степи, Днепр, туманные морские пейзажи. Куинджи проводит много времени в родных местах в поисках сюжета. Делает множество эскизов с натуры и дорабатывает предыдущие работы.

В 1901[22] году на свет появилась картина «Вечер на Украине», которую художник представил в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием «Вечер». Строго говоря полотно следует датировать 1878-1901 годами. Картина является ярким примером «сонцепоклонничества» Куинджи, проявленное в последствие в его серии красных закатов. Эскиз Львовского художественного музея залит малиновым светом. Краски горят на белых стенах украинских хат. Декоративный эффект в «Вечере на Украине» еще более форсирован. В доработанной картине появились дополнительные цвета которые еще сильнее заливают светом пространство. Но, не смотря на эффект горения, картине присуще спокойствие, некая зачарованность. Чтобы акцентировать эффект яркого освещения и истомленного замирания воздушной атмосферы, художник отбросил деталировку. Купы деревьев обобщены в тяжелые массы. Хаты так же не прописаны детально. В пейзаже выделяется чистота родной деревни, освещенной божественным светом, как нечто сакральное. Священное для самого художника, испытывающего трепетные ностальгические чувства к этим склонам и маленьким хаткам.

К числу картин написанных в период «молчания» относится и пейзаж «Ночное» 1908 года[23], в котором выбранный художником мотив снова возвращает нас к приднепровским просторам. Глубоко поэтичное восприятие природы словно сомкнулось с романтической тенденцией, породив произведение со сложной романтико-реалистической структурой образа. В данной картиневоплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба. Элегичность, лирическая грусть заставляют минорно звучать бледные краски горизонта, томительно светиться гладь реки. Куинджи передал ту тишину, которой наполнена природа в предрассветный час. Мягкий золотистый свет зари освещает небо, дали, реку, благодаря чему затененный передний план кажется еще более глубоким. Глаз зрителя легко устремляется к открытым просторам степей, манящим свое ночной прохладой. На фоне светлеющего неба выступают темные силуэты коней, пасущихся в степи. Такая детальность вновь делает акцент на величии и бесконечности просторов. Легкий серп луны сияет на небе, озаряя его своим светом и отражаясь в зеркальной глади великого Днепра. Рерих в своих воспоминаниях писал: «Прекрасную победу одерживал Куинджи, когда писал приволье русских степей, величавые струи Днепра, когда грезил о сиянии звезд...»[24]

Форма уподобления древесных крон облакам - сущностный прием, употребляемый художником во многих композициях «молчаливого» периода. Куинджи вывел «формулу» дерева. Этот обобщенный тип дерева прошел по многим его работам. Неизменной величиной включен он в картину «Дубы», увидевшую свет 1905 году[25]. Формула эта представляет словно клубящееся облако, причудливой конфигурацией. Художник проводит, таким образом, знак равенства между конкретно-земными и условно-небесными формами. В этой картине клубящееся облако, составленное из крон дубов в центре композиции, монументально и значительно. Обобщенность крон, отороченных контражуром, вносит элемент романтического преображения. Рождается образ роскошной природы, мощной силами земли, реальной и в то же время созданный авторским вымыслом. А изображение против света придает огромное кроне дуба орнаментальную силуэтность и уплощает ее, подобно барельефу. Однако такое изображение дубов не нарушает границ реалистичности и перед нами все та же природа Крыма. Огромный дуб, как символ силы и величия, композиционно расположенный практически в центре картины. Этим приемом Куинджи вновь показывает насколько окружающая человека природа грандиозна.

Заключение

В апреле 1910 года Куинджи отправился на родину на Украину. Об этой последней поездке художника на Южный берег Крыма можно прочесть у Виталия Манина[26]. Он пишет, что до Севастополя Куинджи доехал поездом, затем до Ялты на маршрутном автомобиле. Дорога его утомила. 8 апреля он поселился в гостинице “Ореанда”.

Сюда был приглашен врач Б.П. Ножиков, обнаруживший у художника воспаление легких. О приезде учителя узнал Николай Химона и поселился в соседнем номере, ухаживал за больным. Из Ялты в Петербург Куинджи был увезен 7 мая. Через два месяца, 11 июля 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало.