Смекни!
smekni.com

Украинская культура: развитие и современное состояние (стр. 3 из 5)

4. Украинская культура на стыке двух веков

Украинская культура конца XIX – начала XX вв. развивалась в сложных исторических и социальных условиях. Этот период насыщен важными событиями. Острые политические баталии в российском обществе, неудачная русско-японская война, революция 1905-1907 гг. втянули украинскую общественность в поток общероссийского освободительного движения. Вопросы перестройки Российской империи вытеснили украинские интересы на второй план. В Закарпатье, Галичине, Буковине в начале ХХ в. усилилось общественное движение.

Культура остается той сферой, в рамках которой происходит развитие национального самосознания. Целое поколение украинских мыслителей на рубеже XIX –XX вв. реализовывало свои национальные стремления на ниве культуротворчества.

В этот период обострилось противостояние между приверженцами «чистого» искусства и приверженцами идейно-революционного направления.

Приверженцы «чистого» искусства брали за основу мотивы, связанные с идеалистическим видением села и крестьянства. Писатели революционно-демократического направления ориентировали свое творчество на рабочий класс и разночинную интеллигенцию.

Революционные события 1905 – 1907 гг. дали богатый материал для ряда литературных и художественных произведений. В частности повесть М. Коцюбинского «Фата Моргана», где он показал развитие революционных выступлений, идеализм видения революционного процесса и что это дало при отсутствии соответствующей организации. Революцию приветствовали прогрессивные украинские писатели, такие как П. Мирный поэмой в прозе «Сон», И. Франко поэмой «Моисей». Л. Украинка пишет ряд произведений революционного и сатирического звучания: «Осенняя сказка», «Песня про волю», «В катакомбах», «Ошибка», в которых она прославляет борцов, воспевает героев революции.

Украинское духовенство в начале столетия вело себя не лучшим образом, чем вызвало неуважительное к себе отношение. Это дало толчок к созданию ряда литературных произведений атеистической направленности.

В украинской культуре этого периода ярко проявились лучшие черты – идейность, народность, реализм. Украинский театр превратился в общественную трибуну в борьбе за утверждение демократической украинской культуры. Поражение революции 1905 – 1907 гг., реакция со стороны царизма обострили идеологическую борьбу в культурных и просветительских кругах. Часть творческой интеллигенции, вследствие этих событий, была растеряна. На творчестве отдельных композиторов отразилось влияние модернизма (Б. Яновский, Л. Лисовский и др.) В пропаганде украинской музыки большую роль сыграли выдающиеся украинские исполнители, в частности оперные певцы И. Алчевский, Е. Гушалевич, С. Крушельницкая и др.

Влияние народной песни на развитие сознания все более возрастает, Актуально звучат старинные песни о народных восстаниях и победах над завоевателями. Появляются произведения о современных событиях, думы на историческую тематику, революционные, лирические, пролетарские песни (в частности «Слезами полита Украина»); расширяются обработки старых народных героических или шутливых и сатирических песен (например: «Туман яром котится», «Ревет и стонет люд голодный»). Украинская музыка в этот период развивается в тесной связи с жизнью народа, его борьбой за социальное и национальное освобождение.

В начале XX в. продолжает развиваться изобразительное искусство. Особое влияние имело Товарищество передвижных художественных выставок, которые правдиво показывали жизнь и быт разных слоев трудового народа. Среди членов Товарищества было много известных украинских художников: М. Кузнецов, И. Похитонов, А. Мурашко, Т. Дворников и др.

Украинское искусство представляли ведущие мастера реалистического демократического направления Н. Пимоненко, С. Васильковский, В. Костанди, П. Левченко, А. Мурашко и др. Особую популярность приобрели произведения Н. Пимоненко « свадьба в Киевской губернии», «Ярмарка», «Домой» и тематические картины социального содержания «Жертва фанатизма», «Проводы рекрутов», «Конокрад» и др.

В конце первого десятилетия ХХ в. в украинское искусство входят модернистские европейские течения – модерн, эклектика, декоративизм, а также формальные направления – экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, конструктивизм и др.

В этот период были закрыты «Просвиты», приостановлено издание литературы, чтение лекций на украинском языке, постановка театральных представлений. Например, в 1913 г. из 5283 книг, которые вышли в Украине, только 176 были украинскими.

Первая мировая война (1914 - 1918) обострила политические и национальные противоречия Российской империи, активизировала освободительное движение подневольных народов против самодержавия. Под давлением народных масс 2 марта 1917 г. отрекся от престола царь Николай II. Прекратила свое существование царская монархия. 14 марта в Киеве официально провозглашено о падении монархии и установлении нового правительства. С этого времени начался новый отсчет времени – ХХ век.

5. Возрождение украинской культуры в 1917–1920-х гг.

Развитие украинской культуры ХХ в. можно охарактеризовать как период ее национально- государственного возрождения, начатый демократическими преобразованиями с 1917 г. Несмотря на все неурядицы, связанные с изменением политических режимов, которые устанавливались в Украине, культурная жизнь продолжала развиваться. Широкий размах приобрело создание новых общественных культурно-творческих организаций и объединений, которые сплотили вокруг себя значительные кадры украинской интеллигенции. Отличительной чертой того времени стало открытие украинских школ. Возродилась деятельность «Просвит».

Революционные события существенно повлияли на содержание литературно-художественной жизни. Молодые поэты и писатели группировались вокруг многочисленных литературных студий и кружков, редакций газет и журналов, литературных альманахов. Поэзия Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинки – та почва, на которой сформировались П. Тычина, В. Чумак, В. Сосюра, М. Рыльский и др. Видными произведениями украинской литературы стали сборники стихов «Плуг» и «Солнечные кларнеты» П. Тычины, «Красный запев» В. Чумака, «Красная зима» В. Сосюры. Пользовались популярностью прозаические произведения С. Васильченко, А. Головко, П. Панча, О. Вишни, С. Пилипенко и др.

Острая классовая борьба породила разные идейные платформы в литературе и искусстве, распространенным стало течение «модернистского символистского направления». Главным врагом искусства представители этого течения считали реализм. Из заметных представителей этого течения можно назвать М. Семенко, Г. Коляду, Г. Шкурупия, Д.Бузька и др.

Особые позиции в молодой советской литературе занимали неоклассики (сформировались в 1922 г.) К ним принадлежали М. Рыльский, М. Зеров, П. Филиппович, М. Драй-Хмара и др. Они выступали за высокую культуру слова и художественной формы; идеалом для них было далекое прошлое, примером настоящего искусства служили образцы античной поэзии и других древних эпох.

В 1918 г. в Киеве было открылись три театра – Государственный драматический, Государственный народный и Юного зрителя (возглавил его Л. Курбас). В театрах Киева, Харькова и других городов работали выдающиеся мастера сцены М. Заньковецкая, П. Саксаганский, А. Бучма, В. Василько, Б. Романицкий, Ф. Барвинская и др. Со сцены звучали произведения композиторов Украины, последователей Н. Лысенко – Я. Степового, К. Стеценко, П. Демуцкого, В. Косенко, входила в творческую жизнь и молодежь – Г. Веревка, П. Козицкий, Б. Лятошинский и др. Значительным событием было создание в 1920 г. Государственной украинской странствующей капеллы «Думка», которая со временем стала одним из лучших коллективов Украины. Быстро шел процесс становления украинской прессы. Уже в 1917 г. на украинском языке издавалось 63 периодических издания. Развивается высшее образование. В конце 1920 г. в вузах Украины обучается 57 тыс. студентов.

Центрами литературно-художественной жизни становятся клубы, библиотеки, редакции газет и журналов, профессиональные союзы (например: союз сельских писателей «Плуг», союз пролетарских писателей «Гарт»). Писатель Н. Хвылевой фактически стал лидером новой литературной организации – ВАПЛИТЕ (Вольная академия пролетарских писателей), которая существовала в 1925-1928 гг. Члены организации стояли на позициях самобытности украинской национальной духовности и европейских традиций.

Кроме пролетарских, действовали и группы «непролетарских» писателей: символистов (П. Тычина, Д. Загул, Ю. Меженко) и футуристов (Н. Семенко, Г. Шкурупий).

Заметное влияние на развитие украинского изобразительного искусства оказала созданная Ассоциация художников Красной Украины (АХКУ), которая своей целью провозгласила отражение современности. Аналогичное по своему направлению было товарищество им. К. Костанди в Одессе. Другой характер имела Ассоциация революционных художников Украины, созданная в 1925 г. Она объединяла художников разных направлений, которые декларировали реалистические традиции и ориентировались на новое западноевропейское искусство. Группой, которая интересовалась передовой модернистской живописью, было Объединение современных художников Украины, организованное А. Петрицким. На позициях реалистического искусства стояло Объединение творческой молодежи Украины (1928 – 1930), к которому принадлежали преимущественно студенты художественных институтов.

Начала возрождаться светская монументальная живопись, в которой заметной фигурой был М. Бойчук. Началось становление станковой живописи (Ф. Кричевский).