Смекни!
smekni.com

Эволюция образа лошади в анималистическом жанре (стр. 5 из 6)

На большом, почти квадратном полотне, изображено озеро холодных синеватых оттенков, которое служит фоном смысловой доминанте произведения — коню и всаднику. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши, круп и ноги ниже колен как бы обрезаются рамой картины. Насыщенный алый цвет животного кажется еще ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика.

От передней ноги коня, вступающего в воду, разбегаются волны чуть зеленоватого, по сравнению с остальной поверхностью озера, оттенка. Все полотно является прекрасной иллюстрацией столь излюбленной Петровым-Водкиным сферической перспективы: озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено.

Всего на картине изображено 3 коня и 3 мальчика — один на первом плане верхом на красном коне, два других позади него с левой и правой стороны. Один ведет под уздцы белую лошадь, другой, видный со спины, верхом на оранжевой, уезжает вглубь картины. Эти три группы образуют динамическую кривую, подчеркнутую одинаковым изгибом передней ноги красного коня, таким же изгибом ноги мальчика-всадника и рисунком волн.

Считается, что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был шокирован.

Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так у Сергея Есенина родились строчки:

«Я теперь скупее стал в желаньях.

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне!

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне».

Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.


Заключение

Итак, в заключение данной курсовой работы, следует сделать вывод об эволюции изменения образа лошади в искусстве, проследив ее последовательность от древнего времени до наших дней.

Лошадь с древних времен привлекала к себе внимание человека, конечно же первые изображения были созданы только лишь для передачи информации. Лошадь изображалась на стенах пещер, и для древних людей имела значение лишь как пища, мясо. На нее активно вели охоту.

Со временем, уже во время палеолита, люди начали относиться к лошади не как к мясу, и рисунки в пещере Ласко тому подтверждение, эти изображения уже передают эмоции и чувства.

Начиная с железного века человек видел в образе лошади силу, которая помогала ему возвышаться над другими людьми, придавала власть и могущество. Такое положение дел сохранялось и в эпоху Средневековья — этот образ всего лишь дополнял человека, служил ему, но не был предметом в искусстве, не играл главных ролей. Тем не менее человек не переставал восхищаться этим животным, награждал его всяческими украшениями, восхваляя, поощряя в своем творчестве.

С приходом эпохи Возрождения, с трудами выдающегося гения Леонардо да Винчи, отношение к образу лошади в искусстве совершенно поменялось. Лошадь как никогда раньше стала пользоваться популярностью в изображениях, ее изучали, ее писали, ею восхищались. Теперь она «шла с человеком в ногу», не занимая главенствующих мест, но и уже не служа человеку, как это было в искусстве древних времен.

Но с приходом классицизма образ лошади в искусстве лошадь вновь отошла на второй план, хотя были и те, кто не отказывался изображать снова и снова на своих полотнах, в своих скульптурах, этих прекрасных существ.

Настает время реализма, и лошадь становиться центром внимания в искусстве, теперь ею не просто восхищаются и интересуются, ее пишут известнейшие художники того времени, стараются передать каждую деталь, каждую шерстинку, все, от блеска копыт до иллюзии дыхания этого существа. Образ лошади «восходит на пьедестал почета» в искусстве. Он занимает главные места, отодвигая человека на задний план.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Художники этого времени стараются поместить образ лошади в повседневную жизнь и лошадь снова становиться всего лишь частью картин. Но образ не утрачивает возможность передачи эмоций и чувств.

В модернестских направлениях образ лошади так же не утратил своей значимости и популярности, это можно видеть на примере картины «Купание красного коня».

Творчество многих современных художников-анималистов, работающих в рамках той или иной эпохи, того или иного художественного направления живописи, скульптуры, графики, создающих иллюстрации к научным и детским книгам, в мультипликации, рекламе или чем-либо другом, использующем образ лошади, отмечено тонким знанием животного мира, сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и пластической выразительностью образов. Наряду с произведениями художников других жанров, оно неизменно привлекает и будет привлекать внимание многих зрителей. [Приложение 29]


Приложения

Приложение 1

«Лошадь». Верхнем палеолите. живопись. Франция.


Приложение 2

Приложение 3

«Борьба скифов». Конец V — начало IV века B.C. Золото. декор. Скифы.

Приложение 4

«Охота на льва». VIII век B.C. живопись. Древний Египет.

Приложение 5

«Ваза». VI век B.C. декор. Древняя Греция.

Приложение 6

детали убранства Парфенона на афинском Акрополе

Приложение 7

«Голова лошади с колесницей богини Селены» Мрамор. Восточный фронтон Парфенона. скульптура. Древняя Греция.

Приложение 8

«Конная статуя Марка Аврелия». II в.

Приложение 9

Рельеф. Камень. скульптура. Индия.

Приложение 10

«Погребальный рисунок лошади». Тан. декор. Фарфор.

Приложение 11

«Охота на львов».. Камень. Скульптура.

Приложение 12

«Апокалипсис» стиле из Сен-Север. графика. Франция.

Приложение 13

«Борис и Глеб». XIV век. Икона. живопись. Древняя Россия.

Приложение 14

Уччелло Паоло (1397-1475). «Святой Георгий выиграл дракона». Фрагмент. живопись. Флоренция.


Приложение 15

Питера Пауля Рубенса (1577-1640) «Персей и Андромеда» Фрагмент. 1620-1621. живопись. Бельгия»

Приложение 16

«Святой Антуан» (1640-1720) Слава. 1700-1702 Мрамор. скульптура. Франция.


Приложение 17

«Пуссен Никола» (1594-1665) Танкред и Эрминия. 1630-х годах живопись. Франция

Приложение 18

«Борьба арабских лошадей в конюшне» 1860 Холст, масло. живопись

Приложение 19

Серов Валентин Александрович (1865-1911) «Купание коня». 1905. живопись. Россия

Приложение 20

Эдгар Дега (1834-1917) «Гимнастика скаковых лошадей». 1860. Пастель на бумаге. Графика. Франция


Использованная литература

1. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Москва. 1962-1981. Т. 1-5.

2. Малая история искусств. Энциклопедия. Москва. 1972-1991.

3. История искусства зарубежных стран. Энциклопедия. Москва. 1981-1982.

4. История белорусского искусства. Минск.. 1987-1994 годы. Т. 1-6.