Смекни!
smekni.com

Культура Византии (стр. 1 из 3)

Введение

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Многообразие словоупотребления перекликается с множеством научных определений и свидетельствует о многообразии феномена культуры. Культура – это совокупность осмысленной творческой деятельности людей; сложная многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности. Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, и составляет то, что качественно отличает его от всех живых существ и природы. В течение тысячелетий культура существовала как нечто неосознаваемое и неотделимое от человека и общества. Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития оно «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них, выражается в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, формирует свое мировидение. В схеме периодизации культурно-исторического процесса культура Западноевропейского Средневековья обозначает эпоху между древностью и новым временем. В свою очередь, эта эпоха имела разные периоды. В целом для средневекового искусства характерны искренне почитание Божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам, воплощение идеи иерархии. В произведениях искусства, прежде всего в зодчестве, скульптуре, отразилось изменение основ культуры человечества. Первоначальный хаос в материальной и духовной культурах сменился стройностью в мыслях и представлениях об окружающем мире, основанной на жизни и специфике труда. Иерархия в общественной жизни переноситься на представления о мире вообще, изменились взгляды на пространство и время. Средневековая культура обладала несомненной целостностью, обеспечиваемой феодализмом и богословием. Культура Византии отделена от сегодняшних дней столетиями, и все же привлекает и завораживает нас своей архитектурой, искусством, религией и философией.

1. Особенности исторического развития Византии

В течение одиннадцати веков своей истории Византийская империя – могущественное средневековое государство – прошла основные стадии развития от крушения рабовладения к рождению, расцвету и упадку феодального строя. История Византии как самостоятельного государства (8 ноября 324г. - 29 мая 1453)г. началась с раздела Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал Константинополь, основанный императором Константином (ок. 285-337). После нашествия варварских племен в 476 г. Западная империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то поэтому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией.

В истории Византии прослеживаются особенности, связанные с географическим, политическими, экономическими, этническими, религиозными факторами. Смешение греко-римских традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада.

Территория Византии и особенности экономики. В начале своего существования Византия обладала огромной территорией. Она включала Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Географическое положение предопределило связь византийской цивилизации с двумя различными мирами – Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути – сухопутный и морской «шелковый путь в Китай» и «путь благовоний» - через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и индийскому океану. В наследство от Рима Византия получила немало процветающих областей с разнообразной экономикой и развитыми народами. Провинции Византии на Балканах – Фракия, а так же Египет были главными житницами империи. В Малой Азии процветало производство кожи, шерстяных тканей, металлических изделий, было высоко развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Византия была обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства, полезными ископаемыми, В Византии развивались ремесла, которых не знали в Западной Европе: производство ювелирных изделий, стеклянной посуды,шерстяных и шелковых тканей. Свободных крестьян было больше чем рабов, что обуславливало меньшее истощение земли, большие урожаи.

Роль городов и населения. В IV-V в.в. крупнейшими городами были Александрия, Антиохия, Эдес, Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Коринф. Города носили античный облик, имели четкую планировку улиц с портиками и площадями, украшенными статуями. Исключительную роль играл Константинополь, удачно расположенный в проливе Босфор. В VI веке он превратился в торгово-ремесленный центр. В его порт прибывали десятки купеческих судов из разных стран. Купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Росло значение Константинополя как культурного и религиозного центра. В столице росло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. К началу V в. здесь проживало 150 тыс. человек, а первой половине VI в. - 375 тыс. Константинополь олицетворял мощь и красоту Византийской империи.

Население Византии, достигавшее 30-35 млн. человек, состояло из различных этнических групп: сирийцев, евреев, армян, грузин, коптов. Многие народы прочно сохраняли свою самобытность, язык, культуру, нравы и обычаи. Постепенно в Византии складывается этническое греческое ядро – греки, бывшие самой многочисленной народностью. Государственным языком до VII в. был латинский язык, а в VII веке греческий.

Этапы развития государства. За тысячелетнюю историю Византия прошла в социально-экономическом отношении от рабовладельческого строя к феодальному, который утвердился в XI-XI вв. В IV-VI вв. рабство ещё было распространено в Византии, хотя рабам стали давать землю, им разрешалось иметь семью и собственное хозяйство, увеличивалось число рабов, отпущенных на волю. Под влиянием расселения славян основной ячейкой хозяйственной жизни Византии стала сельская община. Труд рабов заменялся трудом зависимых крестьян. X-XII вв. стали периодом утверждения феодальных отношений, утверждения крупной феодальной собственности. Государство контролировало количество земли, находящейся в собственности феодала, имело право его конфисковать, регулировать налоги. Византийские феодалы не обладали судебной функцией. Само Византийское государство было собственником огромных земельных владений, обслуживаемых «государственными крестьянами». Когда Византия распалась на части мощь государства была подорвана, в это время возросла роль феодальной аристократии, функции государственной власти на местах перешли к феодалам.

Византия и соседи. Конец Византийской империи. Византия подвергалась нападениям готов, славянских племен (V-VI вв.), Болгарского царства, испытывала территориальные претензии со стороны Ирана, с которым шла длительная война за торговые пути. В истории Византии VII в. был трагическим – арабские племена, создавшие свою государственность и объединенные новой религией – мусульманством, захватили Сирию, Палестину, Северную Африку. Территория империи сократилась втрое. В IX в. Византии удалось восстановиться как сильной централизованной империи, которой она оставалась до XIII в., когда начался её закат. В 1204г. Константинополь был захвачен крестоносцами, империя вновь распалась на части. Несмотря на восстановление единства Византия в XIV-XV вв. все больше дробилась на уделы. Империя слабела. Армия сокращалась. В 1453 году турки разгромили Константинополь, захватив при этом всю империю. Византийская империя прекратила свое существование.

2. Государственное устройство Византии

Культ императорской власти. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел практически неограниченную власть, мог казнить подданных, не взирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Обладал законодательной властью, судебной и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью станы осуществляли сановники император. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле этого слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен ритуал дворцовой жизни, Император всегда находился на возвышении; трое его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа – в качестве его символа на сиденье возлагали крест.

Судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый их них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Царская власть длительное время передавалась по наследству. Формально император выбирался армией и народом, неугодных императоров смещали. В Х в. изменился обряд вступления на престол – раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны – храме святой Софии. С этого периода император нарекался царем и самодержцем.

Идея империи всячески обосновывалась политическими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии.