Смекни!
smekni.com

Собор Святого Петра в Риме: история строительства (стр. 1 из 2)

Собор Святого Петра в Риме: история строительства

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя. Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра - это история борьбы двух архитектурных концепций - собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, - чередовались в шахматном порядке. И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой - с латинский.

Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 - 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).

Официальная дата закладки Собора - 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, - пишет Вазари в биографии архитектора, - с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством. Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).

Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен - уже папой Львом X (понтификат: 1513 - 1521) - Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора. В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.

При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).

Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света. У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».

В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.

Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.

Теперешний фасад о и портик Собора - творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.

Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.

Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания. Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.

Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.