Смекни!
smekni.com

Возникновение музея как феномена культуры (стр. 6 из 8)

Обогащала храмы и трофейная добыча военных кампаний. Так, в XI – XIII веках главным источником пополнения старых и возникновения новых сокровищниц стали крестовые походы. Например, во время IV похода был разграблен Константинополь, а вся военная добыча (церковные святыни, произведения искусства) была получена венецианцами и легла в основу создания знаменитой сокровищницы собора Сан Марко в Венеции.

Кроме дорогой богослужебной утвари в состав храмовых сокровищниц входили и реликвии, связанные с Иисусом Христом, Божьей Матерью, апостолами и мучениками. Это были одежда и предметы обихода святых, ткани, в драгоценных сосудах хранилось масло из погребальных лампад, а в ящиках с изображениями евангельских сюжетов держали “священную” почву Палестины. Были и споры между церквями за оригиналы реликвий, например, гвозди, которыми прибивался к кресту Иисус Христос, хранились чуть ли не в 30 из них.

Особо почитались мощи мучеников и святых. За обладание ими была настоящая борьба: их покупали, воровали, делили на части. Хранили их в реликвариях, изготовленных из благородных металлов, слоновой кости и украшенных драгоценными камнями. Они могли иметь форму готического собора, креста, или, если хранили часть тела святого – форму руки, головы и т.п.

С трепетом в западноевропейских церковных собраниях хранились и античные камеи и инталии, так как средневековые мастера уже не в состоянии были их воспроизвести.

В храмовых собраниях имелись и необычные раритеты – редкие минералы, бивни слонов, пальмовые ветви и другие образцы мира природы, которые привозили паломники из Святой Земли. Берегли религиозные учреждения и мемориальные предметы, которые относились к выдающимся историческим деятелям. Огромной сокровищницей исторических реликвий был кафедральный собор г. Реймса, где хранились коронационные регалии французских королей.

Церковные сокровищницы допускались на обозрение богомольцам, так как паломничество было характерной чертой средневековой культуры. А в дни торжественных богослужений особо чтимые реликвии выставлялись для поклонения, а дорогая культовая утварь из сокровищниц использовалась в ритуальных действах.

Среди богослужебной утвари постепенно выделилась группа предметов, которые стремились сохранить при любых обстоятельствах, так как они обладали мемориальной ценностью или же были необыкновенно редки. Эти предметы стали предшественниками современных музейных экспонатов.

Искусство средневековья создавало особый зрительный образ, который оказывал сильное влияние на разум и чувства прихожан, и который церковь использовала как инструмент воспитания христианского благочестия, а не художественного вкуса. Тем не менее, храмы способствовали развитию эстетического чувства верующих, ведь утварь и произведения искусства церквей, оформлявшие их интерьер, несомненно, отражали художественные идеалы эпохи.

Поскольку в средневековом искусстве все было пронизано символами и аллегориями, то в храме воплощалась вся система христианских знаний, его скульптурное и живописное убранство заключало в себе скрытое значение. Вместе с тем отдельные статуи, иконы, картины были связаны с окружающим их пространством и изолированно не воспринимались, какое бы глубокое символическое значение они не несли. Эту пространственно-предметную среду храма, созданную на основе определенной концепции, где вещи-символы несут определенную закодированную информацию и оказывают сильное влияние на разум и чувства человека можно считать “праформой” музейной экспозицией14.

Но в средние века не только храмы имели сокровищницы. Тайные помещения для дорогих украшений, оружия, драгоценной утвари создавала и светская власть. В некоторых странах Европы такие хранилища дорогих предметов назывались “гардеробная”, слово “roba” относилось тогда не только к одежде, но и ко всему имуществу.

Особенно прославилась раннесредневековая сокровищница Карла Великого, которая размещалась в Ахенской капелле. Она хранила: античные геммы, дорогие оклады книг, изделия из слоновой кости арабских и византийских мастеров, одежду из шелка и парчи, христианские реликвии.

В расцвет средневековья роскошью отличались светские сокровищницы Карла V Мудрого. В них хранилось огромное количество ювелирных украшений, корон и золотых сервизов, а также дорогая культовая утварь: кресты, статуи Божьей матери и святых из благородных металлов, реликварии, украшенные драгоценными камнями.

Одним из самых ярких представителей нового, еще только формирующегося типа европейских частных коллекционеров был герцог Жан Беррийский, младший сын французского короля Иоанна Доброго. Он был страстным собирателем и щедрым меценатом. В его коллекции были ювелирные изделия, роскошные ковры, церковная утварь. Но при этом, его гардеробная, в отличие от подобной его брата, Карла V, была уже не просто хранилищем предметов роскоши, а помещением для коллекций тонкого знатока и любителя искусства. Он целенаправленно приобретал византийские вазы, античные и восточные камеи и медали, платил огромные суммы за часословы-молитвенники с прекрасными миниатюрами, исполненными по его заказу выдающимися художниками. Но он интересовался не только произведениями искусства; с азартом ценителя он собирал редкости природы, а в одном из замков под влиянием зарождавшихся гуманистических идей создал галерею портретов знаменитых современников15.

Понятие “коллекционирование” применительно к средневековым сокровищницам, особенно на начальном этапе их развития, носит условный характер, так как их содержимое в основном формировалось случайно и бессистемно. Оно состояло из трофейных предметов, захваченных во времена крестовых походов и феодального грабежа, а также из купленных у купцов или полученных в качестве подарка или подношения предметов искусства.

Но уже в эпоху классического Средневековья стала вырисовываться такая форма собирания предметов, когда они попадали в коллекцию не случайно, а подбирались намеренно в соответствии со вкусом, интересами и потребностями собирателя.

И именно за таким целенаправленным коллекционированием было будущее, и хотя в полной мере этот феномен смог раскрыться только в эпоху Возрождения, его первые слабые ростки появились уже в средневековой культуре.


2.2 Ренессансное коллекционирование

С приходом Возрождения стали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека.

Одним из следствий стремления образованных людей к постижению окружающего мира стал расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оно приобрело целенаправленность.

Коллекционеры обращали внимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Они пытались восстановить утраченные в средние века связи с культурными традициями античности, поэтому собирали любые материальные предметы греко-римской цивилизации – рукописи, фрагменты архитектуры, геммы, монеты, надписи на камне и металле, скульптуру. Одним из первых обладателем античных монет и медалей был Петрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античные монеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.

Интерес гуманистов к античному искусству изменил эстетические ценности эпохи. Собирать и хранить его наследие появилось у светских правителей и римских пап, состоятельных бюргеров и кардиналов. В эти коллекции вкладывались и произведения современных художников и скульпторов. Отсюда начинается расцвет светского заказа и меценатства. Появилось “искусство ради искусства”, которое оценивали на основе эстетических критериев. К тому же к началу XVI в. достойными коллекционирования стали считать не только законченные шедевры, но и эскизы, этюды, наброски.

В эпоху Возрождения история заняла важное место среди других областей знаний. Особенно осмыслялась деятельность великих личностей прошлого. В результате появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей, к их коллекционированию. Так, в коллекции историка Паоло Джовио были собраны портреты великих людей прошлого и современников. Каждый портрет сопровождался “Похвальным словом” - латинским текстом, содержащим краткое жизнеописание изображенной личности16.

Огромный импульс развитию коллекционирования дали Великие географические открытия. Экзотическая одежда и оружие, утварь, образцы неведомой ранее флоры и фауны, драгоценные камни стали оседать в собраниях коллекционеров через мореплавателей и специальных агентов. Зарождалось естествознание, которому требовались образцы флоры, фауны, минералов. Так стали появляться естественно-научные коллекции систематического характера.

В коллекциях эпохи Возрождения соседствовали друг с другом картины и минералы, античные древности и кокосовые орехи, астрологические приборы и скульптура. Такой универсализм отражал интеллектуальное стремление познать окружающий мир во всем его многообразии.

Именно в это время владельцы собраний стали демонстрировать отобранные ими предметы в соответствии с определенной концепцией и с учетом восприятия создаваемых экспозиций зрителем. К этому привлекались художники, архитекторы, гуманисты. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать широкой публике отобранные ими произведения искусства. Так, на базе частных коллекций светской и духовной власти стали создаваться особые социокультурные институты – первые дворцовые музеи. Родиной подобного коллекционирования стала Италия, где художественными сокровищами наполнялись дворцы богатейших флорентийских семей.