Смекни!
smekni.com

Пропорции головы человека (стр. 2 из 2)

У лиц небольшого роста голова может быть крупной— высота лица в этом случае может быть меньше длины тела всего в 7 раз или менее. Мы не ставили задачи анализировать варианты телосложения человека. Возвращаясь к описанным выше утверждениям, можно подчеркнуть их академичность и присущую им несостоятельность в учете многообразных форм человеческого тела.

Ассиметрия лица

Асимметрия лица известна давно. Она обусловливается асимметрией черепа. А. П. Быстрое (1957), изучивший большое число черепов человека, доказал это весьма убедительно. К такому же выводу пришел и М. М. Герасимов (1949), занимаясь восстановлением лица по черепу. Он обстоятельно проследил проекцию на мягкие покровы лица всех неровностей черепа на каждой стороне головы. Таким образом удалось определить местоположение бровей на реконструируемом лице, уровней глаз, кожных складок и даже асимметрию улыбки.

В 1975 г. В. D. Chaurasta, H. K. Goswami наблюдая студентов медицинского колледжа, изучили возможную асимметрию моторных функций лица (300 праворуких и 30 леворуких).

Определялись:

· латеральное движение углов рта;

· зажмуривание глаз;

· сокращение подкожной мышцы шеи;

· поднятие и выворачивание верхней губы с расширением ноздрей;

· сморщивание бровей с формированием вертикальных складок.

Обнаружилось преобладание унилатеральной подвижности лица у 97,3% праворуких и у 96,7% леворуких. Таким образом, было подтверждено существование функциональной асимметрии лица. Большинство людей при необходимости автоматически зажмуривают левый глаз. В полуулыбке растягивается, как правило, левая половина ротовой щели. Обычно эти признаки совмещаются с праворукостью. Следовательно, у праворуких более активной выразительностью обладает левосторонняя мимическая мускулатура, что доказывает функциональную асимметрию головного мозга. Впрочем, у 2,66% праворуких и 3,33% леворуких была обнаружена амбилатерная иннервация.

Симметрия лица

Ошибочно считать симметрию лица непременным условием его красоты. Смешение наследственных черт не может не отразиться на лице ребенка. Для оценки красоты лица важна совокупность признаков и небольшая асимметрия, присущая, кстати сказать, лицам всех людей и вовсе не умаляющая достоинств портрета. Даже на скульптурных изображениях Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского их лица не имеют полной билатеральной симметрии. С полным основанием можно сказать, что нет ни одного лица с бесспорной строгой симметрией правой и левой половины. Вероятно, поэтому Клавдий Гален (130—201 гг. н. э.) писал, что "настоящая красота выражается в совершенстве назначения и что первая цель всех частей — целесообразность структуры". Несомненно прав был П. Ф. Лесгафт (1905), когда писал, что "при гармоническом развитии всех мышц и мышечных групп лицо потеряло бы свое определенное выражение. Индивидуальность черт лица приобретается вследствие частого употребления соответствующих мышц".

Итак, следует признать как факт асимметрию лица, т. е. неравнозначность правой и левой его половин: одна из них, как правило, шире, другая уже, одна выше, другая ниже. Причиной асимметрии служит в большинстве случаев неравноценность конструктивных элементов костного черепа. На лице человека усиление асимметрии обусловливается специфичностью мимики (физиологическая асимметрия).

В. В. Михлеев и Л. Р. Рубин (1958), П. П. Цветков и В. П. Петров (1966) в своих работах рассматривают следующие закономерности асимметрии лица. Если одна половина лица более высокая, то она же и более узкая. В этом случае бровь расположена выше, чем на противоположной, более широкой половине лица, глазная щель крупнее. Глаз в целом кажется обращенным кверху. Носогубная складка на этой стороне лица более выражена, более прямолинейна. Согласно мнению специалистов, которых цитировал В. П. Воробьев (1932), левая половина лица обычно выше правой. Многие авторы и сейчас считают, что правая половина лица крупнее левой, резче выступает, выражает мужественность. Левая же половина в целом мягче, отражает черты женственности. П. П. Цветков и В. П. Петров (1966) полагают, что целесообразнее выделять правый и левый типы биологической асимметрии лица. Они обращают внимание на то, что закрепившаяся на лице несимметричная улыбка искривлена в сторону широкой половины лица. При неравномерном смещении бровей активнее и выше поднимается бровь на узкой стороне лица.

Асимметрия лица давно наблюдается как отражение общей асимметрии тела. Были сделаны попытки реставрации лица на портрете по точной половине фотографии и ее зеркальному отражению. Правая и левая половины давали различные изображения. Они не совпадали и с исходным вариантом. Мимическая асимметрия, хотя и наслаивается на диспропорции правой и левой половин лицевого черепа, имеет также и свои собственные детерминанты. Установлено, что иннервация правой мимической мускулатуры богаче, движения головы и глаз вправо воспроизводятся с большей готовностью. Даже зажмуривания правого глаза оказываются более привычными. Вполне понятно также, что выраженная асимметрия лица при патологии не только подчеркивает естественную асимметрию, но и является результатом многих других причин, требующих специального изучения (патологическая асимметрия).

Характеристика лицевого черепа

Важным показателем для характеристики лицевого черепа служит величина лицевого угла, т. е. угла между глазнично-ушной горизонталью и линией, соединяющей верхненосовую точку и простион. Он образуется нормальной горизонталью (прямая линия между точкой порион — на верхнем крае наружного слухового прохода и нижней точкой нижнего орбитального края глазницы) и линией между точками назион и простион.

По величине лицевого угла различают типы черепа:

· мезогнатический (умеренно выступающие вперед челюсти, угол 80—84,9°),

· прогнатический (выступающие вперед челюсти, угол 70—79,9°);

· ортогнатический (ortos — прямонаправленный, угол 85—92,9°).

Встречаются также гиперпрогнатические (угол менее 70°) и гиперортогнатические (угол более 93°) типы черепа. По данным Я. Я. Рогинского и М. Г. Левина (1955), полная высота лица колеблется в пределах ПО—126 мм, скуловой диаметр составляет 123—145 мм.

Зависимость величины лицевого угла от челюстного аппарата: а—прогнатический тип черепа, б — лицевой угол и мезогнатический тип черепа, в — ортогнатический тип черепа.

Краниометрические точки:

1 — назион,

2 — гнатион,

3 — порион,

4 — нормальная горизонталь к фото.

Известны многочисленные попытки определить пропорции лица, что представляет интерес для объективного суждения о пределах его изменчивости для выявления патологических отклонений. Этому вопросу уделяется внимание в краниологии. Мы приводим лишь некоторые частные примеры.

Так, лицо может быть разделено горизонтально на четыре равных по высоте части:

· от верхушки до края волосяного покрова;

· область лба;

· высота носа;

· нижняя часть лица.

Считают, что в среднем расстояние между ушами должно быть равно расстоянию от брови до нижнего края подбородка, а расстояние между наружными углами глаз должно соответствовать таковому от верхней границы носа до верхней границы подбородка (край нижней губы). Допускается совпадение длины ротовой щели и расстояния от линии смыкания губ до края подбородочного выступа. Пропорции высоты, ширины и профиля лица меняются с возрастом, однако средние абсолютные показатели соответствующих размеров пока не считаются в высокой степени достоверными вследствие ограниченного числа измерений. У новорожденного лицо короткое и широкое по сравнению с общими размерами головы, которая по объему в 8 раз превышает объем лица. Лицевой индекс у новорожденного составляет 62—63%, такая небольшая величина характеризует очень широкое лицо и обусловлена тем, что высота лица почти в 2 раза меньше его ширины (т. е. скулового диаметра). У двухлетнего ребенка лицевой индекс увеличивается до 79%, лицо все еще остается широким.

К шестилетнему возрасту лицевой индекс возрастает до 89% и лицо переходит в среднюю категорию — дети становятся "среднелицыми" [Андронеску А., 1970]. Как видно, в постнатальном периоде изменение пропорций лица ребенка связано в основном с закономерностями абсолютного и относительного увеличения высоты лица за счет становления зубочелюстного аппарата. После 5—6-летнего возраста изменение размеров, определяющих лицевой индекс, способствует формированию или широкого, или узкого, или среднего лица индивидуума, что регулируется механизмами уже не видовой, а индивидуальной наследственности.

При старении одним из главных факторов изменения пропорций лица являются изменения зубочелюстного аппарата, связанные с атрофией альвеолярных отростков верхней и нижней челюстей после выпадения зубов. В результате атрофии альвеолярных отростков шейки зубов начинают выступать над краем десны и зубы кажутся удлиненными. После выпадения всех зубов альвеолярные отростки челюстей рассасываются и исчезают. Высота верхней и нижней челюстей уменьшается. Результатом приспособления к закрыванию рта после выпадения зубов является постепенное увеличение угла между ветвью и телом. Этот угол становится тупым. Центральная часть тела нижней челюсти и подбородочное возвышение выдвигаются кпереди и сближаются с носом. При этом, естественно, меняется величина лицевого индекса, поскольку лицо становится меньше по высоте, а скуловой диаметр не изменяется или уменьшается незначительно. Во всяком случае, в результате полного выпадения зубов лицо становится значительно более широким, а общая тенденция изменения лица при старении выражается уменьшением в той или иной степени высоты лицевого черепа.

пропорция рисование лицо ассиметрия


Литература

1. В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек "Лицо человека".