Смекни!
smekni.com

Интеллектуальный и культурный вклад Украины в мировую цивилизацию (стр. 2 из 2)

Лесь Курбас получил признание как выдающийся организатор театра и режиссер-реформатор театрального искусства. Воспитанный на классической образовании, он стремился поднять украинский театр до мирового уровня и сохранить присущий ему национальный стиль. В своих эстетических поисках режиссер приближался к программе неоклассиков, пытаясь синтезировать достижения классической европейской драматургии и традиции украинского театра. Традиции театра заложили фундамент новаторской театральной школы в Украине.

Развитие нового направления в драматургии значительной степени связан с творчеством писателя В. Винниченко, в которой отразились противоречия тогдашнего социально-политической жизни Украины. Значительную часть жизни он находился в эмиграции. С 20-х гг его драматические произведения стали широко известными в Западной Европе. В Берлине в 1921 г. была экранизирована его пьеса "Черная пантера и Белый медведь", в котором говорилось о трагическом разрыве между высокими идеалами искусства и нуждающихся реальностью богемы.

В драматургии В. Винниченко впервые выведен на сцену украинскую интеллигенцию, украинский город. Писатель художественно исследует психологию политизированной человека, революционера-самозреченця, личная жизнь которого подчинена общественным потребностям, а моральное естество - мировоззренческим идеалам и принципам. Показательна пьеса Между двух сил (1918 г.), где изображены конфликт между идеалам человека и его политическими взглядами, моральные качания личности в критических (пограничных) обстоятельствах. По типу художественного воплощения образов украинского революционного процесса писатель, по сути, предвидел развитие политической и духовной ситуации в украинском возрождении.

Широкую палитру взаимосвязей между человеком и новой исторической действительностью отражала драматургия М. Кулиша. Коллизия между ориентацией на общественные ценности и психологически укоренившимися мотивам индивидуализма, что проявляется как постоянное стремление к свободе, характеризует героев его пьес. Творчество М. Кулиша принадлежит к выдающимся достижениям украинской драматургии XX в.

На этапе национального возрождения в 20-е гг значительно оживился новаторский поиск в области изобразительного искусства. Толчок в этом направлении предоставила украинская академия искусств, образованная в 1917 г. Первый ректор Академии, выдающийся художник-график Г. Нарбут оставил заметный след в истории украинской культуры. Его творческий стиль формировался под влиянием ренессансных идей немецкого художника А. Дюрера, традиций неоклассицизма и модернизма. Творческие поиски Г. Нарбута определяет национальное направление, Он создал пятнадцать своеобразных композиций в "Украинском азбуки" (1917 г.), где особенно ощутимы национальные фольклорные мотивы. Ему принадлежат рисунки денежных знаков Украинской Народной Республики, государственной символики, гербов и т.д. Для графических произведений характерны изощренная техника, безупречный художественный вкус.

У истоков украинского авангарда стояли художники А. Богомазов, А. Экстер,

В. Ермилов и другие. Тенденции модернизма отражено в творчестве П. Холодного, который работал в монументальном жанре (витражи в Успенской церкви во Львове, 1924 г.).

На этапе национального возрождения в 20-е гг значительно оживился новаторский поиск в области изобразительного искусства. Толчок в этом направлении предоставила украинская академия искусств, образованная в 1917 . Первый ректор Академии, выдающийся художник-график Г. Нарбут оставил заметный след в истории украинской культуры. Его творческий стиль формировался под влиянием ренессансных идей немецкого художника А. Дюрера, традиций неоклассицизма и модернизма. Творческие поиски Г. Нарбута определяет национальное направление, Он создал пятнадцать своеобразных композиций в "Украинском азбуки" (1917 г.), где особенно ощутимы национальные фольклорные мотивы. Ему принадлежат рисунки денежных знаков Украинской Народной Республики, государственной символики, гербов и т.д. Для графических произведений характерны изощренная техника, безупречный художественный вкус.

У истоков украинского авангарда стояли художники А. Богомазов, А. Экстер, В. Ермилов и другие.

Для творчества художника А. Новаковского присущи мотивы экспрессионизма (картина "Молох войны", 1919 г., Он основал во Львове художественную школу (1913 г.), где получили начальное художественное образование С. Гебус-Баранецкая, Г. Смольский, А. Плешканях.

Особое значение для развития украинского монументальной живописи имеет творчество художника М. Бойчука, который отстаивал собственную концепцию живописи, основанной на сочетании национальных (прежде иконописных) и мировых традиций живописи. Под руководством М. Бойчука выполнено росписи Луцких казарм в Киеве (1919 г.)санатория им. ВУЦИК в Одессе (1928 г.), Он воспитал плеяду своих последователей (Т. Бойчук, К. Гвоздик, А. Иванова, А. Мизин, А. Павленко, В. Седляр и др.). Обвиненный в пропаганде буржуазно-националистических идей, М. Бойчук был репрессирован в 1937 г. и расстрелян, большинство его произведений уничтожен. Но в теорию искусства навсегда вошли понятия "школа Бойчука", "бойчукисты".

На традиции европейского модернизма ориентировались представители "Объединение современных художников" (ОСМ), который основал А. Петрицкий. Он работал в области театральной декорации (в частности, оформлял спектакли "Молодого театра"). В творческом наследии художника главное место занимает серия из 150 портретов деятелей украинской культуры, среди которых М. Семенко, П. Усенко, Остап Вишня и др.

Относительно украинской скульптуры следует отметить, что на ее развитию негативно сказались требования социального заказа: так называемая монументальная пропаганда способствовала увековечению образов вождей революции. Идеологическая цензура в области скульптуры оказалась ощутимо

В области архитектуры периода национального подъема украинские художники стремились отыскать потерянный национальный стиль, творчески переосмысливая традиции народной деревянной архитектуры и «казацкого барокко». В этом направлении работал архитектор Д. Дяченко, один из основателей украинского архитектурного стиля. Ему принадлежат сооружения земской больницы в г. Лубнах (1914 - 1915 гг теперь школа), комплекс Украинской сельскохозяйственной академии (1925-1927 гг) и др. Талантливый художник был репрессирован.

Принципы народной архитектуры использовал в своем творчестве В. Троценко, автор проектов школ, больниц, клубов на Криворожье и Донбассе Музыкальная культура Украины развивалась под влиянием трех основных факторов: традиций народной песне, музыкальной школы Н. Лысенко и новой европейской стилистики, заложенной произведениями Вагнера, Р. Штрауса, М. Равеля, А. Скрябина, Э. Грета, А. Дворжака. Значительный вклад в развитие украинской музыкальной культуры сделали Н. Леонтович (трагически погиб в 1921 г.), К. Стеценко, Я. Степовой, Б. Подгорецкий, П. Сениця и др.

В 1920-1930 гг украинская музыка выходит на уровень высокого, для нее характерна багатожанровость, ориентация на крупные музыкальные формы, переход от сольного исполнения до полифонического многоголосья т.д. Активно развивается опера, действуют оперные театры в Киеве, Одессе, Харькове и других городах. Широкое признание приобретает исполнительское мастерство И. Паторжинского, М. Литвиненко-Вольгемут, 3. Гайдай, О. Петрусенко и др.

Путь авангарда и экспериментаторства в украинской музыке прокладывал композитор, дирижер, педагог Б. Лятошинский. В Западной Украине плодотворно работали композиторы Л. Сичинский, А. Вахнянин, Ф. Колесса, С. Людкевич, Н. Нижанкивский, В. Барвинский, И. Витвицкий. Во Львове открылся оперный театр (1900 г.), Высший музыкальный институт им. Н. Лысенко (1907 г.). Здесь работали талантливые певцы С. Крушельницкая, О. Мишуга, М. Менцинский, О. Руснак и др. Культурно просветительскую работу проводили музыкально-певцам общества "Русская беседа", "Торбан", "Боян".

украинский драматургия архитектура живопись