Смекни!
smekni.com

Интеллектуальный и культурный вклад Украины в мировую цивилизацию (стр. 1 из 2)

ТЕМА

Интеллектуальный и культурный вклад Украины в мировую цивилизацию

Выполнила

Орлик Татьяна,10а


О качественных изменениях в культурной жизни Украины в условиях развития украинской государственности свидетельствует динамика развития национального образования. Уже в марте 1917 г. была открыта украинская гимназия в Киеве, вскоре - университет в Екатеринославе, консерватория в Харькове, сельскохозяйственный институт в Одессе. В октябре 1917 г. начинает работу украинский народный университет в Киеве, в Житомире - украинский учительский институт. Тогда же открывается Научнопедагогическая академия. Активизируется издательское дело. За десять послереволюционных лет украинских периодических изданий выходило больше, чем за все 130 предыдущих лет, среди них, в частности, в 1921 г. - 121 журнал, 60 газет.

Летом 1918 г. была создана комиссия по организации проекта Украинской Академии наук (УАН) под руководством министра образования М, Василенко. В сентябре того же года проект был утвержден Советом Министров. Первым президентом УАН назначен В.Вернадский, член партии кадетов, выдающийся ученый и организатор науки. До 1928 г. неизменным секретарем Академии был А. Крымский, ученый с мировым именем, востоковед, славенист.

Значительный вклад в организацию УАН сделали украинские ученые академики: Д. Баталий, П. Тутковский, Е. Тимченко, М. Петров, М. Туган Барановский, С. Ефремов, В. Смаль-Стоцкий, М. Сумцов, М. Биляшевський, М. Холодный.

В Академии в разные периоды работали Д. Граве, М. Крылов, К. Воблый, М. Птуха, Г. Пфейффер, М. Кащенко, Д. Заболоцкий, В. Липский, А. Корчак-Чепурковский, Н. Перетц.

В 20-х под эгидой Академии плодотворно развивается наука. Уделяется внимание фундаментальным исследованиям в области промышленности, новых технологий, культуры и искусства.

Общий подъем национальной культуры был тесно связана с развитием литературного процесса. В 1918-1921 гг возникает большое количество литературных объединений, печатаются разнообразные художественные сборники и альманахи - "Искусство", "Литературно-критический альманах", Красный венок", "Музагет", "Гроздь", "Тетради борьбы", "Пути искусства", Октябрь", "Омут революции" и т.д.

Тогда же выходят поэтические сборники В. Чумака ("Запев"), В. Сосюры ("Красная зима"), И. Кулика ("Мои частушки"). Заметное место в поэзии занимают В. Блакитный, Д. Загул, Г. Эпик, В. Полищук, Е. Плужник, Г. Шкурупий. Событием культурной жизни стали поэтические сборники П. Тычины"Плуг "Солнечные кларнеты".

Для новой украинской поэзии того времени были характерны романтические настроения. Характерными чертами поэзии нового стиля были беспокойство, ускоренное движение жизни, поиски адекватных форм и средств художественного выражения. Важным признаком культурного возрождения стало продолжение гуманистических традиций Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Ольги Кобылянской, Михаила Коцюбинского.

На творчестве украинских литераторов 1917-1921 г. сказалось также влияние европейского модернизма. В частности, тяготение к нему было характерно для произведений поэта, театроведа, переводчика М, Вороного. Он учился на философском факультете Венского и Львовского университетов, хорошо знал европейскую литературу. На формирование его мировоззрения и литературно-эстетических вкусов повлияло знакомство с И, Франко. Он одним из первых ввел в украинскую лирику тему города, другие модернистские мотивы европейской поэзии, в которых противопоставлялись поэтическая одухотворенность и будничность. М. Вороной был одним из основателей Национального образцового театра (1917 г.), основателем и руководителем украинский высших драматических курсов (1918-1919 гг.) Этот выдающийся деятель украинской культуры XX века был дважды репрессирован, в 1934 и 1938.

Тенденции европейского модернизма, в частности в таких формах, как символизм и футуризм, заметны и в творчестве поэтов Д. Загула, Я. Савченко, О. Слисаренко, М. Терещенко, В. Кобылянский-го, Г. Михайличенко.

Выдающийся представитель украинской поэзии П. Тычина, который после выхода сборника "Солнечные кларнеты"(1918 г.) снискал славу глубоко национального поэта. Его стихи имели новаторский резонанс далеко за пределами Украины. К сожалению, под давлением политической диктатуры поэт занял примиренческую позицию и был канонизирован как образцовый Певец социалистических преобразований. Однако лучшие произведения П. Тычины продолжают гуманистические традиции народной песне, творчества Г. Сковороды и Т. Шевченко. Они всегда объявят до читателя гениальной поэтикой украинского языка.

Особое место в развертывании культурного возрождения принадлежало неформальной литературной киевской группе «неоклассиков», их эстетическая программа характеризовалась стремлением к строгой формы, гармоничной завершенности стихотворения, подражанием классическим образцам. Они пытались лишить украинскую поэзию сентиментализма, превыше всего ставили в литературе профессионализм, пытались опираться в художественной практике на лучшие образцы европейской классики. В своей деятельности группа решительно выступала против идейной платформы «Пролеткульта», против профанации литературы призывами к массовости, пролетаризации, против отрицания классического культурного наследия.

Идейным вдохновителем группы «неоклассиков» был М. Зеров - выдающийся деятель национального возрождения, поэт, эссеист, критик, ученый. Он владел пятнадцатью языками, был блестящим переводчиком и стилистом, в совершенстве знал культуру античности, поднес украинскую поэзию с требованиями европейской эстетики. На радикальное вопрос Хвылевого "Камо грядеши? Н. Зеров ответил однозначно "Ad fontes" ("К истокам"). Основные задачи литературы Н. Зеров очерчивал следующими положениями: 1) освоение опыта всемирного писательства, 2) выяснение украинской литературной традиции и переоценка культурного наследия, 3) художественная требовательность и усиление технических требований. Путь к осуществлению этих задач, по его мнению, лежит через глубокое изучение того, что есть в украинской культуре вершинным достижением, усвоения культурных образцов Европы, создание собственных литературных форм. Н. Зеров также акцентировал на различия российского и украинского духовного процесса.

Выдающимся поэтическим индивидуальностью в группе неоклассиков был, несомненно, М. Рыльский. Настоящий взлет творчества поэта начинается с его сборника "Под осенними звездами" (1918 г.), где романтический дух раннего периода органично сочетается с изысканной лирической форме. В последующих сборниках 20-х гг "Сквозь бурю и снег", Синяя даль, "Тринадцатая весна" романтический элемент слабеет, зато усиливается классическая ясность. Поэзия М. Рыльского, в отличие от поэзии П. Тычины, построенная прежде всего на классических образцах. Особое влияние на него имела французская поэзия (парнасизм). Он обогатил украинскую культуру не только культивированием украинского языка, но и своими переводами с западноевропейской литературы.

В Киеве 20-х гг плодотворно действовали и другие литературные объединения - "Аспис", "Звено", "Марс", в состав которых входили талантливые литераторы

В. Антонеяко-Давидович, Н. Ивченко, Г. Косынка, Т. Осьмачка, В. Пидмогильный, Е. Плужник, Д. Фальковский. Они внесли значительный вклад в развитие украинского культурного процесса, однако их имена долгое время были вычеркнуты из народной памяти.

Известным представителем украинской литературы был Е. Плужник, поэт изящной стилистики, принадлежащего к талантам, которые "пишут навсегда". Даря Е. Плужник сборник своих стихов "Здания", М. Бажан написал: "Поэту, словом которого стоит моих тысячи слов".

Выдающимся теоретиком национально-культурного возрождения был Хвылевой. Он разделял принципы "неоклассиков", видел цель литературного процесса в раскрытии прекрасного в человеке. Такая позиция противоречила официальной советской идеологии, направленной на формирование пролетарской культуры и "классовых ценностей". Обосновывая черты нового художественного стиля национального возрождения, Хвылевой характеризовал его как "романтику витаизма", для которой, в частности, присущи ценности "фаустовской этики" - самосовершенствование и самодисциплина. Идеи М. Хвылевого разделяли многие деятели культуры Украины. Среди них - В. Эллан-Блакитный, О. Около, М. Иогансен, а также в некоторой степени М. Бажан, Ю. Яновский, А. Довженко.

Официальная критика, отождествляла реализм с материализмом, а романтизм - с идеализмом, объявила романтизм классово враждебным явлением. В ответ на введение единого идеологического управления творческим процессом Хвылевой публикует ряд художественно публицистических произведений. Среди них широкую огласку получила статья "Украина или Малороссия?", Где писатель четко высказался за необходимость национально-культурного возрождения. Неприкрытые политические акценты содержит роман М. Хвылевого "Вальдшнепы". Бесспорно, это один из лучших национально определенных произведений тогдашней украинской литературы. К сожалению, его последние части утрачены при невыясненных обстоятельствах.

Подобные процессы национально-культурного возрождения происходили в 20-е гг и в драматургии и театре. Важнейшей задачей для новой драматургии был подъем украинского театра до современного профессионального уровня при сохранении его национальной оригинальности. Нужна была новаторская театральная эстетика, что бы соответствовало европейскому уровню.

В 1918 г. в Киеве действовали три театра: Государственный драматический под руководством А. Загаров и В. Кривецкого, Государственный народный П. Саксаганского и "Молодой театр", который организовали Лесь Курбас и Гнат Юра. В 1919 г. Гнат Юра отделился от

Театральная эстетика «Молодого театра» основывались на западноевропейских модернистских тенденциях, он стал основателем новейшего направления в истории украинского театрального искусства. Свой первый сезон театр открыл постановкой пьес "В пуще" Леси Украинские и "Затопленный колокол" Г. Гауптмана. Сенсацией сезона были спектакли "Гайдамаки" Т. Шевченко и "Царь Эдип" Софокла *